Мендельсон Моисей
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Мендельсон Моисей

1729-1786

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Моисей Мендельсон

Мендельсон (Mendelssohn) Моисей (6 сентября 1729, Дессау – 4 января 1786, Берлин) – немецкий философ, историк религии, издатель и публицист, представитель умеренно-консервативного крыла Берлинского просвещения и т. н. «популярной философии». Был в дружеских отношениях и переписывался с Лессингом, Кантом и др. Пытался сочетать вольфианскую метафизику с принципами здравого смысла, научное знание с верой в Бога и бессмертие души (опровержению мендельсоновского доказательства простоты и не-уничтожимости души Кант посвятил специальный раздел в «Критике чистого разума»). Отстаивал идеи свободомыслия, веротерпимости и национального равноправия, а также просвещения как единой системы образования и нравственного воспитания человека. В знаменитом «споре о пантеизме» полемизировал с Фр. Якоби по поводу «тайного спинозизма» Лессинга, выступил решительным противником Спинозы, считая его философию синонимом материализма, безбожия и безнравственности. Источник нравственности Мендельсон усматривал во врожденном моральном чувстве, а высший принцип нравственного поведения – в стремлении человека к совершенствованию души и достижению всеобщего и личного счастья. Развивая эстетические идеи вольфианства, он связывал чувство удовольствия с чувством симпатии и антипатии и способностью одобрения, которая играет важную роль не только в эстетической, но и в нравственной и познавательной деятельности человека.

В.А. Жучков

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 534.

Мендельсон (Mendelssohn) Мозес (6.9.1729, Десcay, — 4.1.1786, Берлин), немецкий философ, глава берлинских просветителей. Ближайший друг Лессинга, издавал совместно с ним ряд журналов. Принадлежал к группе так называемых популярных философов, сыграл видную роль в развитии и распространении идей гуманности, веротерпимости, свободы совести (как олицетворение этической мудрости, духа Просвещения) Мендельсон послужил прототипом для «Натана Мудрого» Лессинга, 1779). С выступления Мендельсона «Что такое просвещение?» («Was ist Aufklärung?», 1784) началась знаменитая дискуссия о сущности просвещения, в которой участвовали Кант, Гердер и др. Мендельсон рассматривал просвещение в единстве с культурой и образованием (воспитанием, Bildung): «просвещать», по Мендельсону, значит духовно направлять людей к жизни согласно разуму, в соответствии с предназначением человека. Эти идеи были развиты и систематизированы Гердером, Шиллером, В. Гумбольдтом. Вместе с Лессингом написал книгу в защиту лейбницевской теодицеи, против английского поэта А. Попа («Поп-метафизик» — «Pope ein Metaphysiker», 1755). В отличие от Лессинга, Мендельсон не вышел за рамки теизма (диалог «Федон, или О бессмертии души», 1767, рус. пер. 1811 и 1837, «Утренние часы...» — «Morgenstunden...», 1785 и др.). Автор сочинений по различным разделам философии, в том числе эстетики («О принципах изящных искусств и наук»—«Betrachtungen über die Quellen und die Verbindungen der schönen Künste und Wissenschaften», 1757; «О возвышенном и наивном в изящных науках» — «Über das Erhabene und Naive in den schönen Wissenschaften», 1758, и др.).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Gesammelte Schriften, Bd 1—4, 7, 11 — 14, 19, Stuttg.— Bad Canstatt, 1971 — 77; Schriften zur Philosophie, Ästhetik und Apologetik, hrsg. v. M. Brasch, Bd 1—2, Hildesheim, 1968; Die Ha-uptechriften zum Pantheismusstreit zwischen Jacobi und Mendelssohn, hrsg. v. H. Scholz, B., 1916.

Литература: Г у л ы г а А. В., Из истории нем. материализма (последняя треть 18 в.), М., 1962; В. i с h t е r L., Philosophie der Dichtkunst. M. Mendelssohns Ästhetik zwischen Aufklärung und Sturm und Drang, B., 1948; Schneider W., Die wahre Aufklärung, Freiberg in Breisgau — Münch., 1974.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Gesammelte Schriften, Bd. 1–16. В., 1929;

Gesammelte Schriften, Bd., 1–19. Stuttg.–Bad Canstatt, 1971–77; в рус. пер.: Рассуждение о духовном свойстве души человеческой. М., 1806;

Федон, или о бессмертии души. СПб., 1837.

Литература:

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986;

Жучков В.А. Из истории немецкой философии XVIII века. Предклассический период. М., 1996;

Bamberger F. Die geistige Gestalt M.Mendelssohns. Fr./M., 1929;

Idem. Spinoza und Mendelssohn. В., 1932;

KayserlingM. M.Mendelssohn. Sein Leben und Wirken. Lpz., 1888;

Schneiders W. Die wahre Aufklärung. Freiburg–München, 1974.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС