Монтень Мишель |
|
1533-1592 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Мишель Монтень
Монтень (Montaigne), Мишель де (28.II.1533 - 13.IX.1592) - французский философ-скептик. Происходил из богатой купеческой семьи. Мэр Бордо, депутат Генеральных штатов. В своем главном труде "Опыты" ("Essais", Bordeaux, 1580, дополненное изд. - Р., 1588, нов. рус. изд. - кн. 1-3, М., 1954-60) Монтень, ревностный поборник веротерпимости, обличал лицемерие и преступления как католиков, так и гугенотов, выступал за прекращение религиозных войн, за единство страны. Критикуя сословный строй, Монтень идеализировал первобытное общество, не знающее ни имущественного неравенства, ни государства, ни религии, и защищал принцип "естественного" равенства людей. Скептицизм Монтеня направлен против всего средневекового мировоззрения. Монтень призывал "судить обо всем, опираясь на разум, а не на общее мнение", свергнуть гнет авторитетов и поступать как "...люди, которые все взвешивают и оценивают разумом, ничего не принимая на веру..." ("Опыты", кн. 2, М., 1960, с. 297). Афишируя свою покорность церкви, Монтень на деле наносил религии сильные удары, доказывая, что религия - вымысел, предназначенный для того, "...чтобы налагать узду на народ и держать его в подчинении" (там же, с. 353; см. также, с. 292). Скептицизм Монтеня сочетается с эпикурейской этикой и материалистическими идеями о зависимости сознания и его изменений от состояния тела (вместе с которым сознание гибнет), о том, что человек и его "братья-животные" - дети одной "матери-природы", подчиненные одним и тем же непреложным объективным законам. Монтень одним из первых выдвинул мысль о важной роли опыта в познании, считая, что наука, исследующая факты, опирающаяся на опыт и разум, преодолеет все преграды: "...то, чего не удалось достичь одному, удается другому,...то, что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем" (там же, с. 269). Все крупные французские мыслители 17-18 веков испытали на себе влияние идей Монтеня. B. M. Богуславский. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966. Сочинения: Oeuvres complètes, v. 1-6, P., 1924-27; Journal du voyage en Italie... en 1580 et 1581, P.,(1955). Литература: Артамонов С. Д., Монтень и Франция второй пол. XVI в., "Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та", 1963, т. 130; Богуславский В. М., У истоков франц. атеизма и материализма, М., 1964; Rlattard J., Montaigne et son temps P., (1933); Strowski F., Montaigne. Sa vie publique et privée, P., (1938); Tannenbaum S. A., M. E. de Montaigne (A concice bibliography), N. Y., 1942. Вернуться на главную страницу Монтеня
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |