Монтесума Шокойцин
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Монтесума Шокойцин

?-1520

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Монтесума Шокойцин

Мотекухсома II (Неизвестный художник).

Монтесума, Моктесума (правильнее - Мотекусома), - 1) Монтесума (1390 - ок. 1469) - вождь ацтеков. Завершил подчинение ацтекам других индейских племен Центр. Мексики и возглавил союз этих племен (с центром в городе Теночтитлан, современный город Мехико). 2) Монтесума (1466-1520) - правитель ацтеков с 1503 года. Союз индейских племен, главой которого был Монтесума, держался лишь силой оружия, поэтому с высадкой Кортеса к последнему примкнули многие подвластные Монтесуме племена. Войдя в Теночтитлан, Кортес захватил Монтесуму в плен. Монтесума призывал покориться испанцам, за что и был убит восставшими индейцами.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Монтесума II (1466—1520).  Став императором ацтеков против своей воли, Монтесума (Мотекусома) Шокойоцин («Почтенный юноша») тем не менее правил железной рукой. Он провел ряд реформ в системе управления государством. В период его правления Империя достигла своего апогея: сборы от податей, выплачиваемых покоренными народами, увеличились, на всей мексиканской территории до Панамского перешейка процветала торговля. Монтесума предположительно очень серьезно относился к колдовству и гаданию. Кроме того, в течение десятилетия, предшествовавшего приходу испанцев, имела место серия зловещих предсказаний. Когда были замечены Кортес и его люди, Монтесума был в ужасе от донесений эмиссаров: «Их тела укутаны со всех сторон, видны лишь лица. Они белые, как будто покрыты известью... они едут на спинах своих "оленей", и их головы находятся на уровне крыш». Убежденный, что Кортес был не кем иным, как вернувшимся богом Кецалькоатлем, император отправил ему дары, политые кровью. Белые люди отвергли их с отвращением. После захвата и разграбления Мехико индейцы отвернулись от своего императора. Согласно общепринятой среди историков версии, Кортес захватил его в плен и заставил выйти на балкон дворца, чтобы выступить перед толпой. Монтесума был убит камнем, брошенным из толпы.

Мазен О. Испанская Америка XVI – XVIII веков / Оскар Мазен. – М., Вече, 2015, с. 305-306.

Иллюстрация из кн.: Хаген Виктор фон. Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки. М., 2010.

Монтесума Шокойцин. 9-й правитель Теночтитлана, сын Ашайакатля от дочери правителя Экатепека, когда он был еще тлакатеккатлем. Взошел на трон в «10 Кролик» 1502 г. после смерти Ауицоцина, который правил 17 лет.

О 17 первых годах правления Монтесумы известно очень мало. Он продолжал завоевания своего предшественника и с успехом вел военные кампании в Оахаке и в направлении Чиапаса и Соконуско. Но не смог покорить тарасков. Продолжалась борьба против Тласкалы и Уэшоцинко.

После безуспешных уговоров Кортеса не приближаться к столице ацтеков, Монтесума встретил испанского вождя в Теночтитлане вместе с правителями Тескоко и Тлакопана 8 ноября «1 Тростник» 1519 г. Хотя он считался негласным главой Тройственного союза и отвечал за внесенные в календарь изменения (добавление сельскохозяйственных праздников сезонного характера), Монтесума не хотел абсолютной монархии, как обвиняли его в этом клеветники. Особое внимание он уделял предсказаниям и всем странным феноменам, проявляя некоторую нерешительность, которой не преминул воспользоваться Кортес. Среди прочего, на его поведение влиял миф о возвращении Кецалькоатля. Очень быстро Монтесума стал заложником испанцев; он хитрил, ожидая случая взять реванш, в то время как население Теночтитлана становилось все более враждебным к испанцам. Попытавшись усмирить толпу по просьбе Кортеса, Монтесума был поражен ударом камня в висок и умер три дня спустя, 29 июня 1520 г., отказавшись от любой помощи и полностью погрузившись в отчаяние.

Дюран-Форэ Жаклин де. Ацтеки / Жаклин де Дюран-Форе. – М., Вече, 2013, с 280-281.

Кецалькоатль.

Мотекусома II Шокойоцин («Грозный»), тлатоке Теночтитлана в 1502-1520 годы.

Мотекусома II Шокойоцин («Грозный»), 1502-1520. Мотекусома II Шокойоцин показал себя во многих военных завоевательных походах опытным военачальником, однако его методы управления совершенно отличались от методов Ауитсотля. Сохранив все значимые воинские и управленческие должности для представителей наследственной мешикской знати, он ликвидировал ранг куаупилли («орёл-повелитель»), введённый его великим прадедом Мотекусомой I и присваиваемый наиболее удачливым воинам, а также приказал убить многих чиновников, служивших при Ауитсотле. Мотекусома II, кроме того, укреплял свою власть на завоёванных Ауитсотлем территориях и проводил с целью их подчинения политику террора. Он продолжил давнишнюю войну с Тлашкалой, но так и не сумел разбить тлашкательков. Впрочем, Ацтекской империи удалось окружить со всех сторон их территорию и уменьшить их товарооборот с другими государствами.

Встреча с Эрнаном Кортесом.

В 1519 году Мотекусома II Шокойоцин, сопровождаемый правителем Тлакопана Тетлепанкецацином и правителем Тескоко Какамацином, встретился в Теночтитлане с предводителем испанцев Эрнаном Кортесом. Он пригласил испанцев остановиться во дворце Ашайакатля. Бог Уицилопочтли сообщил через жрецов, что испанцы останутся там в качестве друзей, и они каждый день получали от Мотекусомы подарки. Но испанцев не оставлял страх, что дворец станет для них ловушкой. Офицеры предложили Кортесу заманить Мотекусому туда и, захватив его, гарантировать тем самым собственную безопасность. Кортес одобрил этот план после того, как узнал о сражении между ацтеками и тотонаками, союзниками испанцев. В этой битве, начавшейся из-за того, что они отказались платить дань ацтекским воинам, пали тотонаки, шесть испанцев и одна лошадь. Это происшествие продемонстрировало Кортесу, что испанцев уже не считают непобедимыми воинами, а полагают, что и они тоже терпят поражения.

Кортес и его солдаты пленили Мотекусому, но позволили тлатоани управлять своим народом из дворца и выполнять все свои обязанности, как, например, собирать дань и разрешать споры. Когда Мотекусоме сообщили о плане его освобождения, он напомнил заговорщикам, что Уицилопочтли сказал им, чтобы они принесли присягу королю Испании Карлу V. Он заявил, что, не будь на то воли Уицилопочтли, он бы не оказался в плену.

«Мирное» сосуществование ацтеков с испанцами было, впрочем, нарушено, когда последние потребовали отказаться от человеческих жертвоприношений во время проведения ацтекских ритуалов. Много раз испанцы просили прекратить их, но на этот раз они предложили поставить на вершине пирамиды вместо существующих богов христианскую икону Девы Марии и крест. Если Мотекусома не позволит этого, солдаты Кортеса сами сбросят богов вниз. Посоветовавшись со жрецами и Уицилопочтли, Мотекусома позволил установить алтарь Божьей Матери и крест напротив святилища Уицилопочтли. И вот когда упомянутые алтарь и крест были установлены на вершине храма, боги Уицилопочтли и Тескатлипока повелели жрецам прогнать либо убить испанцев. 

Смерть Мотекусомы II.

Однако испанцы не пожелали покинуть город, и произошло множество сражений. Бог Уицилопочтли обещал ацтеками победу и поэтому боевые действия продолжились. Мотекусома же утратил поддержку своих встревоженных воинов, которые перестали считать его правителем, способным привести их к победе.

По сообщению хрониста Бернара Диаса дель Кастильо, пленённый Мотекусома подошёл в окружении охраны к парапету крыши для того, чтобы убедить свой народ прекратить воевать против испанцев. К нему приблизилось четверо военачальников, которые принялись со слезами на глазах оплакивать его несчастье и страдания его детей, тоже захваченных в плен. Они сообщили ему, что нашли вместо него нового правителя и что продолжат боевые действия, поскольку поклялись богам сражаться до тех пор, пока не умертвят всех врагов. Затем они попросили прощения и в утешение сказали, что молятся о его возвращении целым и невредимым к своему народу. Тут рядом с Мотекусомой упал целый град стрел и дротиков. Три камня попали в правителя: один — в голову, второй — в руку и третий — в ногу. Во время беседы Мотекусомы с военачальниками охранявшие его испанцы отошли в сторону, оставив тлатоани без защиты. Его перенесли к нему в покои, но он отказался от лечения и поэтому скончался. Впрочем, по мнению индейских летописцев, его задушили испанцы. Мотекусома умер в 1520 году, пробыв на вершине власти 19 лет.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 120-121.

Пленение Монтесумы.
Флорентийский кодекс. XVI век.

Ацтекская цивилизация достигает своего зенита

МОТЕКУСОМА II ШОКОЙОЦИН. В 1502 году ацтеки избрали Мотекусому Шокойоцина (также известного как Мотекусома II или Мотекусома Младший) своим десятым тлатоани. Многие старейшины благоволили ему, сыну правителя Ашайакатля, ибо в нём сочетались качества полководца и руководителя. Кроме того, он происходил из очень знатной семьи, обладавшей большим авторитетом и властью. Взойдя на престол, тлатоани Мотекусома II проводит новую политику, разрушавшую привычные представления о политике Ацтекской империи. По его мнению, совет старейшин является устаревшим институтом и нуждается в реорганизации — в противном случае империю ждёт гибель. Одним из первых указов он учреждает при дворе школу для юных учеников, которые будут помогать молодому правителю в военной и интеллектуальной сферах.

Кандидатов выбирали из наиболее влиятельных и благородных семейств Ацтекской империи. Мотекусома II требовал, чтобы все кандидаты были мужского пола в возрасте от 10 до 12 лет и законными детьми знатных родителей. Столь юные ученики ему были нужны потому, что они легко поддавались идеологической обработке. Юных мальчиков привозили во дворец, где их воспитывали в духе преданности королевской семье. Хотя их благородное происхождение и гарантировало им привилегии и высокое общественное положение, им постоянно напоминали о том, что они должны быть верны правителю. Самое незначительное злоупотребление доверием или проявление нелояльности немедленно карались смертью. Столь мудрая политика позволяла Мотекусоме II предотвратить заговор и предательство, жертвами которых пали предыдущие тлатоани. По иронии судьбы его смерть таилась за пределами подвластной ему империи. Инаугурация Мотекусомы состоялась в 1502 году — в том году, когда испанцы приплыли на остров Куба и начали колонизацию Америк.

С 1503 по 1520 год на территории Ацтекской империи то и дело вспыхивают восстания; колонизированные территории борются за свою независимость, но в большинстве случаев терпят жестокое поражение. В ответ на эти мятежи против Теночтитлана и его правителя Мотекусома II направляет все свои силы на сохранение единства Ацтекской империи. Политический курс, проводимый ацтеками, препятствовал процветанию платящих дань колоний; хотя их богатства и отправлялись в Теночтитлан, при решении государственных вопросов они играли незначительную либо вовсе никакую роль. Различные местные группы требовали автономии и отмены налогов. Эта угроза владычеству ацтеков заставляла тлатоани править железной рукой: тех, кто бросал вызов его власти, ожидали самые тяжкие наказания; наиболее жестокими видами были пытка, лишение собственности, обращение в рабство и смерть. Десятый правитель ацтеков добился того, чтобы его власть уважали и чтобы никто из тех, кто выступал против него, не ушёл от наказания. Кроме того, он также ввергал в нищету семью изменника и его прямых потомков, конфискуя их имущество и земли и осуждая их на пожизненное рабство. С другой стороны, Мотекусома II щедро вознаграждал за преданность как ацтеков, так и колонии. Когда город и местные правители хранили ему верность, они получали средства на строительство храмов, школ и дворцов, и во многих случаях налоги у них были значительно ниже. Проводимая им политика продемонстрировала, что те, кто предан ему, мирно живут, а тех, кто поднимает против него мятеж, ждёт мучительная и жестокая смерть.

Примерами жестокости Мотекусомы служат города Кецальтепек и Тотопетек. Местные повелители убедили жителей, что им представился великолепный случай поднять восстание против Теночтитлана и припугнуть нового тлатоани. Они возвели стены и вырыли траншеи, перекрыли все дороги и подходы к городам. Также они отказались платить налоги и заявили о своём выходе из состава Ацтекской империи. Используя географическое положение городов, их правители создали военные базы, откуда должен быть нанесён внезапный удар по подошедшим войскам ацтеков; с другой стороны эти города были защищены рекой Кецалли. Они уверовали в то, что им не грозит вражеское нашествие, и потому оставили для защиты всего несколько воинов. Судя по источникам, Кецальтепек и Тототепек были сельскохозяйственными обществами, уступавшими в военном отношении Теночтитлану. Тем не менее эти два города, видимо, доведённые гнётом ацтеков до крайности, решили воспользоваться представившейся возможностью и рискнуть мирной жизнью ради свободы. Вступив со своей армией на городские окраины, Мотекусома II отправил, демонстрируя свою добрую волю, посланцев, предлагавших войскам немедленно сдаться и требовавших только головы зачинщиков мятежа. Взамен он пощадит города и не будет никого наказывать. Кецальтепек и Тототепек отказались заключать мир и, бросая в последний раз вызов Мотекусоме, убили его посланцев, а затем бросили их тела в реку. Тогда тлатоани Мотекусома приказал войти в города, сжечь их дотла и предать без пощады смерти всё взрослое население мужского пола.

Военное руководство ацтекского войска показало себя знатоками военной стратегии. Армия Мотекусомы, насчитывавшая 400 000 человек, стёрла с лица земли города Кецальтепек и Тототепек. Теночтитланский тлатоани сформировал несколько бригад воинов, позволяя таким образом своим людям поесть и отдохнуть. Пока одна бригада штурмовала Кецальтепек и Тототепек, другие — отдыхали. Штурм следовал за штурмом, и к концу первого дня сражения городские стены были пробиты. Одновременно другие отряды ацтеков подошли к реке Кецалли, стремительно переправились через неё на каноэ и заняли местность. Благодаря избранной Мотекусомой тактике ацтеки одержали скорую и кровавую победу. Города были полностью разрушены, а главные заговорщики схвачены, доставлены в Теночтитлан и принесены в жертву Уицилопочтли. Хотя Мотекусома понимал, что в ходе сражения погибнет множество народу, он приказал своим воинам щадить женщин и детей, ибо они, на его взгляд, являлись жертвами, втянутыми в заговор алчных правителей их городов.

Войны не прекращались первые несколько лет после восшествия Мо-текусомы на престол. Вскоре после Кецальтепека и Тототепека восстание против теночтитланского тлатоани предприняли и другие значительные группы, в том числе уэшотцинки, чолультеки, тлилиукитепеки и тлашкальтеки, которых постигла та же судьба. В донесениях Диего Дурана тлатоани Мотекусома предстаёт в начале своего правления крупным военачальником, который, возглавляя армию, наводил страх на соседние государства.

В мирное время Мотекусома распускал войско, однако из опасения, что воины разленятся, он часто предлагал правителям соседних городов- соперников принять участие в шочийаойотле, или цветочной войне. Это были своего рода рыцарские турниры, где сражались по-настоящему и захваченных пленников приносили в жертву местным божествам, но не разрушали жилищ и города-участники питали ненависть друг к другу. Ацтекские воины охотно отправлялись на войну и ещё с большей охотой на шочийаойотль, поскольку они полагали, что тех, кто погиб на этих турнирах, ожидает приятная смерть и их возьмут на небеса или в рай, где правит Уицилопочтли. Эти турниры являлись военными учениями, а также источником военнопленных, которых, чтобы заслужить благосклонность, приносили в жертву богам.

Друг-пророк. Ацтекская империя достигла вершины своего развития в правление Мотекусомы II. Однажды к нему явился его хороший и гораздо более старший друг, тлатоани Несауальпилли, владыка Тескоко. Он прибыл для того, чтобы предупредить его о грозном знамении, увиденном им на небе. По его словам, более могущественное государство появится и уничтожит Ацтекскую империю, города Мотекусомы будут стёрты с лица земли, его богатства разграблены, а страна подвергнется нашествию. Апокалипсическое предсказание Несауальпилли совпало по времени с появлением на небе кометы, предвестницы грандиозных катастроф. Мотекусома призвал к себе астрологов, колдунов, магов и целителей, чтобы они объяснили появление кометы в ночном небе. К сожалению, никто из них не заметил или не обратил внимание на этот небесный феномен. Поражённый и разгневанный правитель отправил всех их на эшафот, а их родных обратил в рабов в наказание за то, что они, нарушая свои обязанности, не следят за небесными телами. Кроме того, Мотекусома обратился за советом к своему хорошему другу тлатоани Несауальпилли, который опять повторил то же предсказание. Мотекусома проплакал всю ночь, и, пожалуй, первый раз в жизни он почувствовал себя беспомощным и был напуган. Существует предположение, что именно с этого момента он становится параноиком и любой необычный поступок либо событие пробуждает глубоко затаившееся беспокойство, всегда порождавшее в ответ жёсткую реакцию. После упомянутой последней встречи двух правителей начинается медленный упадок Ацтекской империи.

Жертвоприношение у ацтеков.

Встреча с испанцами

Через несколько лет после того, как тлатоани Несауальпилли предсказал прибытие испанцев, в Теночтитлан пришло известие о плавучей горе, которую видели у берегов империи. Мотекусома II отправил на разведку двух самых верных своих людей, и Теуктламакаски и Куитлальпиток отправились к Мексиканскому побережью. Вернувшись, они рассказали тлатоани о плывущей по поверхности океана огромной, окутанной облаками горе. Бледные люди с длинными бородами и в шлемах выходили из её недр. Ацтекские разведчики видели испанский боевой корабль, в их представлении гору, паруса, сравниваемые ими с тучами, и испанцев в доспехах. Мотекусома хорошо вознаградил их за службу и под страхом смерти велел им хранить молчание.

Тлатоани сразу же созвал жрецов, колдунов и предсказателей, чтобы узнать, кто эти бледные люди. После неоднократного проведения ритуалов и погружений в транс они пришли к заключению, что эти люди являются прямыми потомками белокожего бога Кецалькоатля (Пернатого Змея), которого в далёком прошлом прогнали другие божества. Миролюбивый бог Кецалькоатль, научивший людей земледелию, однажды уплыл из Тулы на восток на плоте из змей, пообещав когда-нибудь вернуться обратно. (Со временем тольтекский богочеловек Кецалькоатль занял достойное место в пантеоне месоамериканских богов.) На основании свидетельств, полученных от названных выше разведчиков, жрецы пришли к выводу, что виденные ими люди являются потомками Кецалькоатля и прибыли для распространения мирного учения Пернатого Змея, давно забытого последователями кровавого культа Уицилопочтли. Это заблуждение, сыгравшее роковую роль в истории ацтеков, привело через три года, когда Эрнан Кортес во главе отряда испанцев высадился в Веракрус, к крушению их империи.

После того как конкистадоры сошли на побережье современного штата Веракрус, правитель Мотекусома II послал делегацию, которая встретила и препроводила их в город Теночтитлан. К этому времени Мотекусома окончательно превратился в параноика. После многих пророчеств о гибели Теночтитлана он всё больше утрачивал душевное равновесие, всё более неразумно вёл себя и неоднократно впадал в истерику; он даже подумывал о том, чтобы спрятаться со своим двором от приближающейся гибели в пещере. Прибывшие в Теночтитлан испанцы были встречены с наивысшими почестями. Тлатоани и знать пригласили чужеземцев разместиться в императорском дворце; Эрнан Кортес с радостью согласился. Общались они при помощи испанской переводчицы Малинцин (Малинче), или «доньи Марины», индианке, выучившей несколько языков, в том числе науатль и испанский. Впоследствии она стала наложницей Кортеса.

Дуран описывает встречу испанцев с ацтекским правителем, во время которой Мотекусома II предложил много золота в обмен на обещание Кортеса вернуться на родину и никогда больше не ступать на мексиканский берег. Последний отказался, сославшись на то, что он прибыл сюда для того, чтобы объявить эту землю собственностью его величества короля Испании Карла V и распространить христианское учение среди местного населения. После длительной беседы Мотекусома и его двор были пленены и заточены в собственном дворце под предлогом, что их будут наставлять в христианской вере. На самом же деле испанцы не вере хотели учить; их интересовали богатства дворца, особенно золото.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 77-81.

Встреча Кортеса и Монтесумы.
Флорентийский кодекс. XVI век.
Донья Марина переводит разговор.

Далее читайте:

Исторические лица Мексики (биографический справочник).

Одиннадцать тлатоке Теночтитлана

Акамапичтли - 1375-1395 гг.

Уицилиуитль - 1395-1417 гг.

Чимальпопока - 1417-1426 гг.

Ицкоатль - 1427-1440 гг.

Мотекусома I Илуикамина - 1440-1469 гг.

Ашайакатль - 1469-1481 гг.

Тисок - 1481-1486 гг. (брат Ашайакатля)

Ауитсотль - 1486-1502 гг. (брат Ашайакатля и Тисока)

Мотекусома II Шокойоцин - 1502-1520 гг.

Куитлауак - 1520 г.

Куаутемок - 1520-1525 гг.

Источники:

Diaz del Castillo B., Historia verdadera de la conquista de la Nueva España, La Habana, 1963.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС