Мюллер, Фридрих Макс |
|
1823-1900 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Фридрих Макс МюллерМюллер, Макс Мюллер (Мах Müller), Фридрих Макс (6.XII.1823 - 28.X.1900) - ученый-востоковед, филолог, историк религии и философии. Сын известного немецкого поэта Вильгельма Мюллера. Родился в Дессау (Германия). Учился в Лейпцигском и Берлинском университетах. С 1848 года жил в Оксфорде (Англия). Наибольшие заслуги принадлежат Мюллеру в индологии - критическое издание Ригведы, первые публикации ряда буддийских рукописей на санскрите, труды по истории древнеиндийской литературы и философии, переводы упанишад, Дхаммапады, Хитопадеши и других текстов. Значительную роль в востоковедении сыграла основанная Мюллером и выходившая под его редакцией (с 1879 года) серия «Священные книги Востока» ("Sacred books of the East"), 49 томов которой познакомили европейских читателей с переводами религиозных и юридических памятников индийской, персидской, китайской и других литератур. Работы Мюллера по истории религии, отразившие его увлечение солярной теорией, в основном устарели. Мюллер склонен был, в частности, связывать образование мифов с эволюцией языка. А. Я. Сыркин. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.
Мюллер, Фридрих Макс (Meuller), (1823-1900), немецкий филолог, востоковед, специалист по общему языкознанию и мифологии, невольный прародитель арийской расовой теории. Родился 6 декабря 1823 в Дессау. Сын немецкого писателя, поэта и придворного библиотекаря Вильгельма Мюллера. В 1841 поступил в Лейпцигский университет, где по совету Германа Брокгауза начал изучать санскрит. В 1844 в Берлине изучал сравнительную филологию у пригласившего его профессора Франца Боппа, также занимался идеалистической философией Фридриха фон Шеллинга. Посетив Париж в 1845, Мюллер ознакомился с трудами Эжена Бурнофа, ведущего специалиста по языку Авесты, который побудил его изучать сравнительную религию. Эта дисциплина привлекала его внимание до конца жизни. В 1846, решив осуществить новое издание "Ригведы", Мюллер отправился в Англию, где изучал архивы "Ост-индской палаты" в Лондоне и работал в Бодлианской библиотеке Оксфордского университета. Оказав блестящему молодому немцу теплый прием, английские ученые представили его королеве Виктории и принцу-консорту и убедили Ост-индскую компанию оказать ему финансовую поддержку для издания "Ригведы (6 тт., 1849-1874). В 1856 Мюллер стал преподавателем современных языков Института Тейлора в Оксфорде, где его репутация начала стремительно расти благодаря блестящим лекциям по классической антропологии и лингвистике. Мало интересуясь новой антропологией и этнографией, Мюллер утверждал, что растущее человеческое сознание надо объяснять, исходя из истории языка. Он считал себя "автором науки о языке", хотя многие его теории были опровергнуты более поздними исследованиями. Мюллер оказался невольным творцом популярной, начиная со второй половины XIX века, "арийской теории". Именно он ввел в оборот термин "ариец" вместо громоздкого "индоевропеец". Одним из первых он начал изучать миграцию индоевропейских народов, чем подготовил почву для псевдонаучной "арийской теории", основанной на подтасовке понятий "раса" и "язык". Мюллер сам был ошарашен неожиданным применением сделанных им предположений и в 1888 предостерег ученых, изучающих проблемы расы: "Я вновь и вновь заявляю, что если я говорю "арийцы", то не имею в виду ни кровь, ни кости, ни волосы, ни череп. Я подразумеваю только тех, кто говорит на арийском языке. Для меня этнолог, который твердит об арийской расе, арийской крови, арийских глазах и волосах, является носителем величайшего греха как лингвист, который рассуждает о долихоцефальном словаре или брахицефальной грамматике. Это хуже, чем вавилонское смешение языков - это явное воровство. Мы должны создавать собственную терминологию для классификации языков. Пусть этнологи создают собственные термины для классификации черепов, волос, темперамента, происхождения, рода". Понятие "ариец" в языкознании, настаивал Мюллер, совершенно неприменимо к происхождению. Оно означает язык и ничего кроме языка, и если кто-то говорит об арийской расе в целом, это не означает ничего, помимо арийской речи. Но ущерб уже был нанесен. Мюллер принял упрек, но все его доводы не оказали воздействия на расистов. Он умер в Оксфорде 28 октября 1900. С этого времени началось заимствование "науки" - лингвистическая палеонтология для подтверждения существования, чистоты и превосходства арийской (позднее - нордической) расы. В итоге расизм сделался центральной идеологией Третьего рейха.
Далее читайте:Историки (биографический справочник). Исторические лица Германии (биографический указатель). Сочинения:Collected works, v. 1-20, L., 1898-1901; в рус. пер. - Сравнительная мифология, М., 1863; Лекции по науке о языке..., СПБ, 1865; Религия как предмет сравнительного изучения, X., 1887; Наука о мысли, СПБ, 1891; Шесть систем индийской философии, М., 1901; Философия Веданты, М., 1912. Литература:Müller G. A., The life and letters of Max Müller, v. 1-2, L., 1902.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |