Мусоргский Модест Петрович |
|
1839-1881 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Модест Петрович Мусоргский
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (1839—1881) - российский деятель культуры, композитор. Первое музыкальное произведение издал в 1852 г. Входил в творческое объединение российских музыкантов «Могучая кучка», оказавших большое влияние на его формирование как художника-реалиста, близкого демократическим идеям. В конце 1850 — нач. 1860-х гг. создал ряд романсов и инструментальных произведений, в которых отразилась оригинальная творческая манера композитора. Особую известность приобрел монументальными оперными сочинениями, наполненными подлинным драматизмом, красочными массовыми народными сценами, сильными историческими образами и характерами, подлинно русскими народными напевами («Борис Годунов», 1869—1874; «Хованщина», 1872; «Сорочинская ярмарка», 1874—1880). В те же годы создал вокальные циклы («Без солнца», 1874; «Песни и пляски смерти», 1875—1877), сюиту для фортепиано «Картинки с выставки» (1874). Некоторые его пес/1и и романсы представляют собой подобие небольших драматических сценок, Которые отличаются подлинным реализмом, тонкостью и многообразием психологических оттенков. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 335-336. Мусоргский Модест Петрович (9.03.1839-16.03.1881), русский композитор. Во время учебы в петербургской школе гвардейских прапорщиков (окончил в 1856) занимался музыкой под руководством известного педагога А. А. Герке. В 1852 было издано первое музыкальное сочинение Мусоргского — полька “Подпрапорщик”. В 1856 — 57 Мусоргский познакомился с А. С. Даргомыжским и вошел в кружок молодых музыкальных деятелей, впоследствии составивших творческое объединение “Могучая кучка”. Под руководством М. А. Балакирева Мусоргский изучал технику композиции. В 1863-1866 Мусоргский работал над созданием оперы “Саламбо” (по одноименному произведению Г. Флобера), в 1868 над оперой “Женитьба” (по пьесе Н.В. Гоголя, опера не завершена). Мусоргский создал монументальные музыкальные драмы — “Борис Годунов” (1871-72) и “Хованщина” (завершена в 1883, после смерти Мусоргского, Н.А. Римским-Корсаковым). Одновременно с “Хованщиной” Мусоргский создал оперу “Сорочинская ярмарка” (по Н. В. Гоголю). Мусоргский отразил в музыке образы народной жизни, сильные исторические характеры. В.А. Федоров
Мусоргский Модест Петрович (1839, с. Карево Псковской губ. - 1881, Петербург) - композитор. Род. в помещичьей семье. Мечтая о военной карьере сына, отец привез его в Петербург. Мусоргский учился в Петропавловской школе, затем в Школе гвардейских подпрапорщиков. Наряду с занятиями брал уроки игры на фортепиано у известного педагога А.А. Герке. В 1856 Мусоргский стал офицером Преображенского полка. Сблизившись с А.С. Даргомыжским, М.А. Балакиревым, Ц.А. Кюи, В.В. Стасовым, вскоре составившими творческое содружество музыкальных деятелей под именем "Могучая кучка", Мусоргский осознал свое истинное призвание и в 1858 вышел в отставку, потому что "соединить военную службу с искусством дело мудреное". В конце 50-х - нач. 60-х гг. Мусоргский написал ряд романсов, делал попытки сочинить музыкально-драматические произведения (музыка к трагедии Софокла "Царь Эдип", опера "Саламбо" по Г. Флоберу), работал над комедией Н.В. Гоголя "Женитьба" и др. Хотя эти произведения так и не были закончены, они сформировали Мусоргский как композитора. Посмертную славу ему принесли оперы: "Борис Годунов" (1872), "Хованщина" (была завершена Н.А. Римским-Корсаковым в 1883), "Сорочинская ярмарка" (была окончена Ц.А. Кюи в 1916). Мусоргский также автор вокальных циклов: "Без солнца" (1874), "Песни и пляски смерти" (1877) и др. Стремясь к новизне и принадлежа к группе музыкальных деятелей, работавших в реалистической манере, Мусоргский искал в музыке ответы на вопросы современности. Подобно передвижникам, Мусоргский старался оживить пеструю галерею современных ему типов людей. Клод Дебюсси, на творчество к-рого Мусоргский оказал большое влияние, писал: "Мусоргский чудесен своей независимостью, своей искренностью, своим очарованием. Он некий бог музыки". Непризнанный при жизни, Мусоргский испытывал жестокую материальную нужду, страдал от одиночества, следствием чего стали болезни. Друзьям удалось поместить его в солдатский госпиталь, где И.Е. Репиным был написан его портрет в последний месяц жизни. Р.К. Ширинян - исследовательница творчества Мусоргского - написала о нем: "Трагический парадокс: одарив мир бесценными духовными сокровищами, Мусоргский ушел из жизни нищим и бездомным". Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
Памятник Мусоргскому в Великих Луках. Литература:Абызова Е.Н. Модест Петрович Мусоргский, М., 1986. Далее читайте:Новиков Н.С. Молитва Мусоргского. Поиски и находки. Великие Луки. 2009.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |