Новиков Николай Иванович |
|
1744-1818 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Иванович Новиков
Новиков Николай Иванович (27.04(8.05). 1744, с. Тихвинское Бронницкого у. Московской губ. - 31.07(12.08).1818, там же) - просветитель, философ, журналист, книгоиздатель. Выходец из дворян, учился в гимназии при Московском университете. Служил в гвардии. Участвовал в работе Комиссии по сочинению проекта нового уложения. Начиная с 1769 года был издателем и редактором сатирических журналов «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек», которые вступили в полемику с журналом Екатерины II «Всякая всячина». С 1775 года Новиков - член масонской ложи «Астрея», что позволило ему заручиться поддержкой для взятия в аренду в 1779 году Московской университетской типографии сроком на 10 лет. С 1777 по 1780 годы издавал журнал «Утренний свет» (литературно-философского направления), на страницах которого излагал свое видение философии. Кроме того, выпускал журнал «Московское ежемесячное издание» (1781), «Прибавление к «Московским ведомостям» (1783-1784) и другие. Сотрудниками Новикова были Карамзин, А. П. Сумароков, Фонвизин, Эмин и др. Книгоиздательская деятельность Новикова исключительно обширна. По определению Киреевского, Новиков «создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению» (Критика и эстетика. М., 1979. С. 57). Он издал «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772), «Древнюю российскую вивлиофику» (многотомное собрание исторических документов), сочинения Кантемира, Феофана Прокоповича, Сумарокова, М. М. Хераскова, Я. Бёме, Вольтера, Дж Локка, Г. Э. Лессинга, Б. Паскаля и др. С 1779 по 1792 годы им была выпущена 891 книга, что составило почти треть всех изданных в России книг. Новиков - создатель нравственно-антропологического учения, в центре которого - своеобразная концепция добродетели и морального достоинства человека. Он разделял просветительский взгляд на внесословную ценность человека, определяемую не «богатством и знатностью рода», а внутренними человеческими качествами и гражданским служением, трудом на пользу отечества. Определяя человека как «цель всех вещей сего мира», подчеркивая присущую человеческому существу «благородную гордость», проистекающую из разума - «источника совершенства» (в противоположность невежеству как «причине всех заблуждений»), Новиков вместе с тем указывал на необходимость сознания человеком вселенской иерархии, возглавляемой Богом как «высочайшим существом». Гимн человеку и человеческой природе перерастает у Новикова в апологию «истинного нравоучения», цель которого - движение от «просвещения разума» к мудрости и далее к добродетели, ведущей к «небесному блаженству». «Высокое нравоучение», совпадающее, по Новикову, с христианской концепцией нравственности, понимается как итог усилий, предпринятых в области самопознания человека лучшими умами человечества - от Сократа, Платона, Эпикура, Зенона к Бэкону и Гроцию, Вольфу и Паскалю. Философию последнего Новиков ценил особенно высоко, подчеркивая мысли французского философа о сердце как нравственном средоточии и источнике добродетели. Вслед за Паскалем он разрабатывал своеобразное учение о «воспитании» («образовании») сердца как средстве очищения от зла и достижения «вышнего царства духовного». С этим же связано понимание Новиковым истинного познания как процесса нравственного очищения сердца и ложного познания как «развратного», что напоминает также идеи Сковороды, затем Юркевича и других русских философов (см. Сердца метафизика). По указу Екатерины II от 1 августа 1792 года Новиков был заточен в Шлиссельбургскую крепость, откуда был выпущен лишь в 1796 году, после смерти императрицы. Ему инкриминировали участие в заговорщической деятельности и «уловление в орден особы», т. е. наследника престола Павла Петровича. Обвинение в политическом заговоре было голословным, не подтверждалось фактами. В действительности Новиков был репрессирован как идейный противник и критик абсолютистского режима. Митрополит Платон (Левшин), которому Екатерина поручила «испытать» Новикова «в законе нашем», в своем донесении от января 1786 году отвечал императрице: «Молю всещедрого Бога, чтобы не только в словесной пастве, Богом и тобою, всемилостивейшая государыня, мне вверенной, но и во всем мире были христиане таковые, как Новиков» (Новиков Н. И. Избр. соч. М.; Л., 1951. С. 579). Значение нравственно-просветительской и книг о издательской деятельности Новикова для развития русской философии отмечали все основные представители историографии русской философии, многие русские мыслители - от Белинского и Герцена до Франка и Бердяева. Е. В. Горбачева Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 422-423. Сочинения: Избр. педагогические соч. М., 1959; Избр. соч. М., 1951. Литература: Бшевич И. Н. И. Новиков. М., 1848; Незеленов А. И. Н. И. Новиков, издатель журналов 1769-1785 гг. Спб., 1875; Лонгинов М. Н. Новиков и московские мартинисты. М., 1867; Вернадский Г. В. Н. И. Новиков. Пг., 1918; Макогоненко Г. П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века. М.; Л., 1952; Западав А. В. Новиков, М., 1968; Шкуринов П. С. Философия России XVIII века. М„ 1992. С. 202-220. Вернуться на главную страницу Новикова
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |