ХРОНОС:
Родственные проекты:
|
Валентин Владимирович Овечкин
М. Луконин,
А. Твардовский, В. Овечкин.
Москва. 1944 год. Фото с сайта http://babs71.livejournal.com/
Овечкин Валентин Владимирович (9[22].06.1904 * —27.01. 1968), писатель. Рано
начал трудовую жизнь; почти 10 лет работал в деревне. Овечкин — участник
Великой Отечественной войны. Наиболее полное художественное выражение его
военные впечатления нашли в повести «С фронтовым приветом» (1945). Из опыта
войны, из трезвого анализа событий у героев повести рождается твердое
убеждение в том, что послевоенная жизнь должна быть избавлена от недостатков
прошлого.
Самое значительное произведение Овечкина — «Районные будни» (1952—1956),
состоящее из пяти самостоятельных очерков, связанных общностью темы и
действующих лиц: «Районные будни», «На переднем крае», «В том же районе»,
«Своими руками», «Трудная весна». Эти очерки стали заметным явлением в
послевоенной литературе о деревне. Книгу отличает смелая постановка важных
вопросов послевоенного развития сельского хозяйства, напряженность ищущей
мысли, зовущей читателя к активному вмешательству в жизнь. В книге нет
внешних эффектов, но есть глубокие обобщения, жизненно точные художественные
образы сельских руководителей.
Лапшин М.
Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Овечкин Валентин Владимирович (псевдонимы Буревой, Валентин Буревой, В.
Савельев) [9(22).6.1904 *, Таганрог —
27.1.1968, Ташкент] — прозаик,
публицист, драматург. Отец Овечкина был
банковским служащим: до Октябрьской революции 1917 работал счетоводом в
Азово-Донском банке, потом — счетоводом в Таганрогском уездном продкоме. В 1921
отца не стало. Мать, Евдокия Петровна, была домохозяйкой, умерла в 1913.
Поступив в 1914(13?) в Таганрогское техническое училище, Овечкин вынужден был
из-за материальных затруднений в 1919 прервать обучение и пойти работать.
С 1919 по 1923 преимущественно сапожничал в Таганроге и окрестных селах.
В 1923 Овечкин обосновался в с. Ефремовка (Федоровский район Ростовской области).
До сентября 1925 сапожничал, работал учителем школы ликбеза, заведовал
избой-читальней, руководил самодеятельным драмкружком.
В 1924 Овечкин вступил в комсомол и вскоре стал секретарем местной комсомольской
ячейки. Из крестьян-бедняков с.Ефремовка Овечкин организовал в 1925
сельскохозяйственную коммуну им. М.И.Калинина и был ее председателем до 1931.
В 1929 Овечкин был принят в члены
ВКП(б). В 1928-29 появляются первые
корреспонденции Овечкин в таганрогской газете «Красное знамя» («Таганрогская
правда») и в ростовской газете «Советский пахарь» («Колхозная правда»).
В 1929 в газете «Беднота» Овечкин опубликовал первый рассказ «Савельев» за
подписью Валентин Буревой. С 1931
Овечкин на партийной и профсоюзной работе на Кубани, в г.Кисловодске и т.д.
В 1934 Овечкин сменил партийную работу на журналистскую деятельность.
С сент. 1934 Овечкин — разъездной корреспондент ростовских газет «Молот»,
«Колхозная правда», «Армавирская коммуна» (с 1935) и «Большевик» (Краснодар, с
1938). В первой книге «Колхозные рассказы» (1935) Овечкин показывает борьбу
старого и нового, прослеживает процесс становления социалистических отношений в
деревне и формирования нового человека на селе. Вторая книга Овечкин —
«Рассказы» (1939) — развивает темы, заявленные в сборнике «Колхозные рассказы».
В 1937 Овечкин был исключен из партии
по обвинению в заступничеаве за приятеля (снова принят в 1943).
С 1939 Овечкин начинает печататься в московских журналах «Красная новь» и
«Октябрь». В этом же году он оставляет газетную работу и полностью переключается
на литературное творчество. Незадолго до войны о рассказах и очерках Овечкин
«Прасковья Максимовна» (1939), «Без роду, без племени» (1940), «Слепой машинист»
(1941) и др. заговорили и критики, и читатели (см. о ранних произведениях
Овечкина: Янкелевич Е. Рассказы В.Овечкина // Литенратурное обозрение. 1940. №5.
5 марта. С.7-12). Наиболее значительным достижением Овечкина предвоенной поры
стала повесть «Гости в Стукачах» (1940), ярко, с тонким юмором изображающая
соревнование двух колхозов и затрагивающая целый ряд серьезных проблем
деревенской жизни. В 1941 Овечкин был
принят в СП СССР. Перед войной писатель жил на Кубани — в ст. Родниковской
Курганинского р-на Краснодарского края.
Овечкин — участник Великой Отечественной войны; был во 2-й Кубанской казачьей
дивизии; работал в газете Крымского фронта «Боевая Крымская», окончил курсы
политсостава, служил в должности агитатора полка на Сталинградском, затем на
Южном фронтах. Принимал участие в боях под ст.Богаевской, хутором Врнажи (на
Дону), в наступлении в Донбассе, в Запорожской обл., в боях под Мелитополем.
В окт. 1943 был демобилизован и направлен на работу в газете «Правда Украины». В
этой газете работал в должности писателя-очеркиста до марта 1946. Фронтовые
корреспонденции, статьи и очерки Овечкин требуют к себе дополнительного
внимания, т.к. они пока не стали предметом обстоятельного анализа. В годы войны
семья писателя (жена Екатерина Владимировна и двое сыновей — Валентин и Валерий)
находилась в эвакуации в Тбилиси. В
1944 Овечкин написал повесть «С фронтовым приветом», которая была опубликована в
1945 почти одновременно с окончанием войны. Это произведение, впитавшее военный
опыт писателя и его предощущения будущей мирной жизни, получило широкую
известность как в стране, так и за ее пределами. Главные герои повести, капитан
Спивак и старший лейтенант Петренко, размышляют о том, какой должна быть жизнь
после военного лихолетья: «...в новой жизни на освобожденной земле хотим мы
видеть, после всех ужасов войны, много красоты и радости... Много крови пролили
на этой земле, но и многого хотим от будущей жизни. Иначе и быть не может. Мы —
наступаем. Не сохранять старые рубежи задача наша, а новые занимать» (СС: в 3 т.
Т.1. С.432). Своей повестью, подкупающей простотой, искренностью, лиризмом и
заботой о родной стране, Овечкин сумел откликнуться на актуальные проблемы
времени, и социально-экономические, и нравственные: задачи предстоящего
восстановления народного хозяйства, творческое отношение к делу, чуткость и
доверие к людям, право каждого человека на лучшую жизнь, опасность
самоуспокоенности и других. Концовка произведения, ознаменовавшего естественный
переход от литературы военных лет к послевоенной литературе, имеет
призывно-публицистический характер: «Хочешь жить — броском вперед!» (Там же.
С.463). Весной 1946 Овечкин перебрался
в Таганрог, в авг. 1948 переехал в г.Льгов (Курская обл.), спустя 5 лет — в
Курск и прожил там до 1963. В разные годы Овечкин был членом Курского обкома
партии, депутатом Курского областного совета, членом Курского областного
комитета защиты мира. После успеха
повести «С фронтовым приветом» прозаик и публицист, будучи мастером диалога,
обратился к драматургическому жанру. В конце 1940-х — начале 1950-х Овечкин
создает 3 пьесы, в которых верен своим «деревенским» привязанностям: «Бабье
лето» (1947), «Настя Колосова» (1949; 2-я ред. 1950) и «Народный академик»
(1953, в соавторстве с Г.С.Фишем). Спустя десятилетие появятся новые пьесы
Овечкина о проблемах сельского хозяйства, о стиле партийного руководства, о
нравственном облике человека: «Навстречу ветру. Сцены из деревенской жизни»
(1958), «Летние дожди» (1959), «Время пожинать плоды...» (1960), «Пусть это
сбудется» (1961). Но пьесы Овечкина были все же недостаточно сценичны, что
затрудняло их путь к зрителю. В 1952-56
на страницах журнала «Новый мир» и газета «Правда» увидело свет самое
значительное произведение Овечкина — книга «Районные будни», состоящая из 5
очерков, которые связаны между собой общностью темы и действующих лиц: «Районные
будни» (Новый мир. 1952. №9), «На переднем крае» (Правда. 1953. 20, 23 июля), «В
том же районе» (Новый мир. 1954. №3), «Своими руками» (Правда. 1954. 27, 30
авг., 1 сент.), «Трудная весна» (Новый мир. 1956. № 3, 5, 9).
Овечкин глубоко проанализировал состояние сельского хозяйства, решительно
выступил против лакировки действительности, демагогии и очковтирательства, остро
поставил проблему партийного руководства. При этом писатель проявил гражданскую
и творческую смелость, приверженность подлинному реализму в изображении
жизненных трудностей, противоречий. Книга Овечкин далека от документальной,
фактографической литературы; она представляет собой, по сути дела,
художественную прозу (см. об этом: Тимофеева В.В. Поэтическое исследование жизни
// Нева. 1957. №4. С.183-187). Писатель подчеркивал, что главное в его очерках
—«человеческая сторона дела, а не сельскохозяйственная» (СС: в 3 т. Т.3. С.333).
Книга «Районные будни» содержала в себе глубокие обобщения и яркие человеческие
характеры. Имея в виду очерк Овечкина «Районные будни», открывавший очерковый
цикл, А.Т.Твардовский писал: «Сравнительно небольшой по объему очерк этот явился
в нашей литературе, обращенной к сельской тематике, фактом поворотного значения.
Здесь впервые с такой нежданной смелостью прозвучало встревоженное слово
вдумчивого литератора о положении в сельском хозяйстве тех лет, о необходимости
решительных перемен в методах руководства колхозами. Пожалуй, ни одно из
произведений "крупных" жанров, по выходе в свет этого очерка, не могло бы
сравниться с ним ни читательской почтой, ни количеством отзывов в печати»
(Твардовский А.Т. СС: в 6 т. Т.5. С.282-283). Произведение Овечкина наносило
удар по царившей в те годы «теории бесконфликтности»; оно проложило дорогу в
литературу творчеству Г.Н.Троепольского, А.В.Калинина, С.П.Залыгина, Е.Я.Дороша,
В.Ф.Тендрякова, В.А.Солоухина, В.А.Закруткина, М.Жестева и др. Без «Районных
будней» были бы невозможны расцвет и достижения «деревенской прозы» 1960-70-х.
Овечкин не раз говорил о том, что
публицистика непременно должна быть действенной, в противном случае она не имеет
смысла и ею не стоит заниматься. Он хотел видеть скорую практическую отдачу и от
цикла «Районные будни», и от своих отдельных очерков и статей 1940-60-х,
построенных на самом разном материале — деревенском, военном и ином: «Рекорды и
урожай» (1946), «О людях "без стельки"» (1948), «День тракториста», «Упрямый
хутор», «Лавулирующие» (все — 1952), «Поговорим о насущных нуждах литературы»,
«Новатор Терентий Мальцев» (оба — 1954), «В далеком и по-родному близком Китае.
Заметки писателя» (1955), «О совещаниях, каких еще не проводили» (1960) и др.
Овечкину было свойственно писательское и гражданское нетерпение, проистекавшее
из убеждения, что литература (слово) может все. «Слишком нетерпеливый и оттого
опрометчивый и несчастный, он мог в минуту отчаяния извлечь из сердца и
черкнуть: "Пишешь, пишешь и — ни хрена, ни на градус не повернулся шар земной."
И в малом, как и в большом и главном,— то же нетерпенье, та же искренность, та
же боль» (Атаров Н.С. — С.167). В жизни
страны конца 1950-х — начала 1960-х было много глубоких противоречий, что
приводило Овечкин порой к полному отчаянию. У писателя, душой болевшего за все,
что происходило вокруг, стала появляться мысль о самоубийстве.
В 1961 после поездки в Приморье и на целину Овечкин предпринял попытку покончить
с собой: «...вся инспекция хрущевского "заднего двора" привела Овечкина к таким
горестным выводам, какие можно было итожить только пулей... Собралось наверняка
много разного, всякого, и от треклятой Калиновки, и от добротной провинциальной
травли "на местах", и от взаимоотношений с "Новым миром", с Твардовским, но
теперь, издали, главного никак не заслонить и не убрать: самый известный и яркий
пропагандист начальных хрущевских реформ приходит к идее политического
самоубийства. Утренний выстрел в кабинете неточен, выбит правый глаз, прострелен
висок, московские врачи спасают жизнь. Но точка поставлена.
С 1961 года очеркиста Валентина Овечкина нет» (Черниченко Ю. Учитель // Овечкин
В. СС: в 3 т. Т.1. С.9). После случившегося жизнь писателя, и личная, и
творческая, стала резко меняться не только внутренне, но и внешне.
Весной 1963 Овечкин уезжает в Ташкент. Свой переезд, удививший многих, он, как
правило, объяснял чисто семейными соображениями. Но это была лишь часть правды.
После попытки самоубийства Овечкин хотелось избавиться от сочувствия-любопытства
друзей, знакомых, защитить себя от пересудов недругов. И он решается покинуть
Россию. Узбекская земля встретила русского писателя весьма гостеприимно: «Принят
я был здесь товарищами по перу по-братски. Быстро устроен во всех бытовых делах
— с жильем и пр.» (СС: в 3 т. Т.3. С.86). В Ташкенте Овечкин прожил до конца
своих дней, сохраняя многочисленные и разнообразные связи с Россией (переписка,
встречи с друзьями и т. п.). С 1958 и
до самой смерти Овечкин был членом редколлегии журнала «Новый мир»; он немало
времени отдавал работе с начинающими литераторами. К сожалению, «ташкентский»
период в творчестве Овечкин не был ознаменован созданием какого-нибудь нового,
значительного сочинения. Начиная с
1950-х Овечкин выступал со статьями и докладами по вопросам литературы и
искусства. Некоторые из них, как, например, доклад в окт. 1955 «Колхозная жизнь
и литература» (Новый мир. 1955. №12), вызвали большой общественный резонанс и
оказали заметное влияние на развитие отечественной литературы 1950-60-х, в
частности на развитие «деревенской прозы». Весьма интересны и содержательны
сохранившиеся записные книжки и дневники Овечкина. Среди обширного эпистолярного
наследия Овечкина, которое проливает дополнительный свет на литературную и
общественную атмосферу 1930-60-х, особенно выделяются его письма, адресованные
А.Т.Твардовскому. У Овечкина были
большие творческие планы: с конца 1950-х он мечтал написать автобиографическую
книгу ([Наброски] // СС: в 3 т. Т.3. С.229-247); был занят подготовкой большой
работы о знаменитом колхозе «Политотдел» (под Ташкентом) и его председателе
Хване (см. об этом: Черниченко Ю. Тимофей Хван и Валентин Овечкин // Журналист.
1970. №1. С.48-52). В письме А.Т.Твардовскому от 8 сент. 1966 он сообщал: «Да, я
не отступаюсь от своего намерения написать об этом колхозе. Рассказ о
"Политотделе" переплетается с моими воспоминаниями о нашей коммуне, где я
председательствовал, о первых шагах колхозного движения... Колхоз "Политотдел" —
это тот идеал, который мерещился нам, первым голодным коммунарам в Приазовье,
когда мы зачинали свою нищую (в то время) коммуну» (СС: в 3 т. Т.3. С.34). Но
творческие планы писателя 1960-х, связанные с автобиографическими и
документальными жанрами, остались неосуществленными.
За 5 лет до своей кончины Овечкин писал А.Т. Твардовскому (в письме от 11 дек.
1963): «Что-то будто оборвалось в душе. Я не тот, каким был, другой человек,
совсем другой, остатки человека. Писать-то надо кровью, а из меня она как бы
вытекла вся» (Там же. С.318). Несмотря на гостеприимство узбекской земли,
Овечкин тосковал по России. Овечкина часто посещала мысль о необходимости
возвращения домой, это был «стон души». В одном из писем А.Т.Твардовскому (от 1
янв. 1965) Овечкин писал: «Я подумывал просто о России, о каком-нибудь областном
или даже не областном городе, но чтоб было свое, русское, родное. Только не в
Москву. Туда меня не тянет. Но и для такого переезда, не в Москву, никаких
реальных возможностей у меня нет, главная причина — денег нет...». (Там же.
С.323). Овечкин скончался вдали от России, которую он так любил и о процветании
которой он так заботился. Биография и
произведения Овечкина послужили материалом для пьесы А. Буравского «Говори!»
(1986), которая шла на сцене Московского драматического театра им.
М.Н.Ермоловой.
П.В. Бекедин
Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты,
драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. с. 679-683.
Примечания ХРОНОСа:
* Истинная дата рождения Валентина Овечкина - 9 (22) июня 1906 года. Она
установлена на основании справки Государственного архива Ростовской области с
сылкой на церковные книги Митрофаниевской церкви Таганрога. Примечание
подготовил сын писателя Валерий Валентинович Овечкин. В 20-е годы прошлого века
часто сами прибавляли себе лишний год - другой. Валентину Овечкину это було
нужно, вероятно, в ходе работы учителем ликбеза, для большей солидности.
Далее читайте:
Русские писатели и поэты
(биографический справочник).
Сочинения:
Избр. произв. Т. 1—2. М., 1963;
Пусть это сбудется: Пьесы. М., 1962;
Дороги, нами разведанные. М., 1967.
СС: в 3 т. /
сост. и подгот. текста М.М.Колосова и В.В.Овечкина; вступ. статья
Ю.Д. Черниченко. М., 1989-90;
Избранное:
Повести, рассказы, очерки [С биографической справкой]. Курск, 1955;
Пусть это сбудется: пьесы. М., 1962;
Избранные произведения: в 2 т. М., 1963;
[Автобиография] // Советские писатели. Автобиографии/ сост. Б.Я.Брайнина,
А.Н.Дмитриева. М., 1972. Т.4. С.473-491;
Статьи, дневники, письма / сост. Л.Ш.Вильчек, В.В.Овечкин, А.Н.Узилевский. М.,
1972;
Заметки на полях / вступ. статья
М.М.Колосова. М., 1973. (Писатели о творчестве);
В середине века: Переписка А.Т.Твардовского и В.В.Овечкина. 1946-1968 гг.
/публ., комм., послесл. М.И.Твардовской // Север. 1979. №10. С.94-120; 1980. №2.
С.83-110;
Районные будни: Из записных
книжек и дневников. Воронеж, 1980.
Литература:
Виденский И.Г. Валентин Овечкин: Памятка читателю. Курск, 1954;
Приваленко М.Е. Валентин Овечкин: Критико-биографический очерк. Курск, 1955;
Старикова Е.В. Поэзия мысли и борьбы // Знамя. 1956. №12. С.189-199;
Тимофеева В.В. Из наблюдений над творческой работой В.Овечкина // Вопросы
советской литературы. М.; Л., 1957. Т.6. С.255-284;
Лапшин М.А. Валентин Овечкин // Нева. 1961. №4. С.183-192;
Виноградов И. Деревенские очерки Валентина Овечкина // Новый мир. 1964. №6.
С.207-229; Владимиров Г. Утверждающая
сила таланта: Заметки о творчестве В.Овечкина // Звезда Востока. 1964. №11.
С.150-160; Валентин Владимирович
Овечкин / сост. Э.М.Румянцева // Русские советские писатели:
биобиблиографический указатель. Л., 1964. Т.3. С.322-337;
Твардовский А.Т. Памяти Валентина Овечкина // Новый мир. 1968. №1. С.285-286;
(То же под назв. «В.В.Овечкин» // Твардовский А. СС: в 6 т. 1980. Т.5.
С.282-283); Троепольский Г.Н. О
Валентине Овечкине // Новый мир. 1968. №9. С.33-35;
Залыгин С.П. О Валентине Овечкине // Новый мир. 1968. №9. С.31-33;
Калинин А.В. Пахарь и солдат // Дон. 1971. №10. С.181-187;
Иванов Л.И. Встречи с Валентином Овечкиным // Сибирские огни. 1972. №4.
С.152-160; Канторович Вл. «Делать
правду»: (В.Овечкин и современный очерк) // Вопросы литературы. 1974. №6.
С.151-172; Атаров Н.С. Дальняя дорога:
Литературный портрет В.Овечкина. М., 1977;
Вильчек Л.Ш. Валентин Овечкин. Жизнь и творчество. М., 1977;
Черниченко Ю.Д. Мои властители дум // Литературная учеба. 1979. №3. С.107-113;
Воспоминания о В. Овечкине: сб. / сост.
М.М.Колосов. М., 1982; Лапшин М.А.
«Хочешь светить — гори!» //Наш современник. 1984. №9. С.179-185;
Иванов Л.И. О моем времени // Октябрь. 1986. №8. С.178-183: [Овечкин и
Твардовский]; №9. С.151-158: [Валентин Овечкин в Сибири];
Стреляный А. «Районные будни»: К 30-летию выхода в свет // Новый мир. 1986. №12.
С.231-240; Черниченко Ю.Д. Поднявшийся
первым //Новый мир. 1989. №9. С.178-192;
Вильчек Л.Ш. Советская публицистика 50-80-х годов (От В.Овечкина до
Ю.Черниченко). М., 1996; Крюкова Н. Жил
по правде. У земляков Валентина Овечкина // Правда. 1999. №68. 22-23 июня. С.4;
Молчанов В. Дорогие страницы памяти. К
100-летию со дня рождения В.В.Овечкина // Наш современник. 2004. №6. С.187-194.
|