Посидоний из Апамеи |
|
135-50 до н.э. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Посидоний из АпамеиПосидоний из Апамеи (Сирия) (ок. 135-51 до н. э.) — древнегреческий философ, реформатор стоицизма, ознаменовавший собой переход в философии от раннего эллинизма к позднему, от раннего стоицизма через стоический платонизм к неоплатонизму. Посидония относят обычно к так называемой Средней Стое. Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 337.
Посидоний (ок. 135—51 до н.э.) — Стал видным представителем стоицизма — учения, которое признавало бренность каждой человеческой жизни порознь, но единство и вечность жизни и разума вообще; отвергал суетные заботы о личном благосостоянии, находя предназначение человека в познании высших истин и добродетели. Среди его учеников и друзей были Цицерон и Помпеи. В труде «Об океане» Посидоний попытался представить историю Земли; отметил связь приливов и отливов с фазами Луны. От его работ сохранились лишь небольшие фрагменты. Стоики сравнивали философию с живым существом или с яйцом: скорлупа — это логика, диалектика; белок — этика (учение о душе и нравственности); желток — физика (учение о природе; «фюзис» по-гречески природа). Мироздание — живое, одушевленное, разумное, во всех своих составляющих превышающее человека. Бог — это светоносный огненный эфир, пронизывающий все мироздание и принимающий разные формы. Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012.
Посидоний (Ποσειδώνιος) из Апамеи (ок. 135 до н.э., Апамея, Сирия – ок. 50 до н.э., Родос ?) – ученик Панэтия, крупнейший представитель Средней Стои и наиболее универсальный представитель стоицизма наряду с Хрисиппом. В ранней молодости учился в Афинах у Панэтия. Впоследствии переехал на Родос и открыл свою школу, популярную у молодых римлян (Посидония посещали Цицерон и Помпей). По названиям известны: 1. (физика) «Физическое рассуждение», «О космосе», «Основы метеорологики», «О небесных явлениях», «О судьбе»; 2. (теология, мантика) «О героях и демонах», «О гадании»; 3. (психология) «О душе», «О страстях»; 4. (логика) «О критерии», «Об исследовании вообще против Гермагора», «Введение о слоге», «О связках»; 5. (этика) «Этическое рассуждение», «О гневе», «О добродетелях», «О надлежащем»; 6. (точные науки и естествознание) «Против Зенона Сидонского», «О величине солнца», «О высказываниях Гомера и Арата о математике», «Об океане», «Перипл»; 7. (история и этнография) «История после Полибия в 52 кн.», «История Помпея», «Тактика»; 8. протрептики и 9. письма. Кроме того, ему приписываются сочинения «О пустоте», «О птицегадании», «Письма к Туберону», «История Марцелла» и комментарии на платоновские «Тимей», «Федр» и «Парменид». Бóльшую часть фрагментов (всего свыше 300 в издании Edelstein – Kidd) нельзя с уверенностью отнести к тому или иному сочинению; применительно к Посидонию особенно остро стоит проблема аутентичности текстов: конечная картина его учения зависит от их подбора. Разделяя методологические посылки Панэтия, Посидоний стремился черпать истину везде – у Аристотеля (проблема причин), у Платона (психология), у киников (этика), у Пифагора. Логика низводится им на уровень общей пропедевтики, методы логики и точных наук – лишь средство для построения и проверки любой теории. Посидоний (как и Дионисий из Кирены) считал достоверным знание, полученное аналитическим путем, а конечным критерием – «здравый», или «верный», логос (42 Edelstein–Kidd): к его сфере относятся математические понятия и те «общие представления», которые нельзя вывести из опыта. Доказательность силлогизма основана на формальной корректности (т.е. сводимости к одной из простейших логических аксиом) (191). Логика и точные науки не занимаются исследованием сущего и в строгом смысле не являются частью философии (28). Чтобы знать сущее, надо знать его причины: поэтому «этиология» приобретает особую важность, а теория познания становится органической частью учения о первопричинах (90) в перипатетическом духе. Физические воззрения Посидония достаточно традиционны (хотя границы физики он сильно расширил за счет прикладных дисциплин – геологии, ботаники, зоологии, географии и этнографии): космос – «система из неба, земли и того, что на них находится» (14), образующаяся из четырех «элементов», разумное живое существо, шарообразное, окруженное пустотой извне (6; 8). Бог – «мыслящая пневма, простирающаяся по всему сущему» (100; 121), Зевс и Логос (5). Посидоний вернулся и к ортодоксальной догме «воспламенения» (23), отвергнутой Панэтием; признавал бессмертие душ (до «воспламенения» – 108; 110). Вместе с тем, возможно, впервые в истории стоической догматики он предложил понимать «начала» как умопостигаемые принципы организации сущего, выделяемые лишь «мысленно» (έπινοίᾳ μόνον– 92). Распространенное в 1-й пол. 20 в. мнение, что Посидоний использовал платоновское учение об идеях и пифагорейскую числовую мистику, не находит убедительного подтверждения в аутентичных текстах. Так же обстоит дело и с мнимой абсолютизацией мировой симпатии космической: эта концепция лишь косвенно присутствует в естественнонаучных изысканиях Посидония и в традиционном учении о промысле, судьбе и мантике (включая астрологию, которой он увлекался, вероятно, больше, чем кто-либо из стоиков). В антропологии и психологии Посидоний принял новации учителя, «отошел от Хрисиппа и следовал скорее Аристотелю и Платону» (144), отвергнув и Хрисиппову схему (страсть = суждение), и Зенонову (страсть = эпифеномен суждения). В алогической способности души Посидоний выделил две разновидности: «пылкую» (θυμοειδές) и «вожделеющую» (ὲπιθυμητικόν), из которых происходят страсти (34). Низшая ступень (φύσις) обладает «вожделеющей» способностью; одушевленные существа (ступень ψυχή) пользуются еще и «пылкой». Состоящее из этих двух способностей «алогическое» начало, гармонически объединяясь с разумным (λογιστική ὰρχή), образует человеческую душу (33). В определении души использовалось, возможно, пифагорейское понимание души как гармонии (141 а). По мысли Посидония, построение этики (определение цели и блага, аксиология и др.) зависит от правильного понимания способностей души (150 ab): низшая означает стремление к наслаждению, вторая – к господству и обладанию, третья, разумная, – к нравственной красоте (160). «Первичны» все способности души: τρία οὶκειώσεις – к наслаждению, к обладанию и к нравственно-прекрасному (158; 160; 168). Главная задача этики – нравственное воспитание, подчинение аффективного начала (τὸ παθητικὸν τῆς ψυχῆς) требованиям разума (31). Конечная цель: жить, созерцая истину и стремясь ничего не совершать по велению неразумной части души (Cl. Al. Strom. II 21, 129). Место «мудреца» занимает «продвигающийся», для которого воспитание тождественно обретению четырех традиционных добродетелей с предпочтением «величия души» (170; 180). Подобно Панэтию и Гекатону, Посидоний расширил сферу блага за счет «первичного по природе» (и даже просто «внешних» благ– 171; 173). К теории «обязанностей» Посидоний, возможно, добавил раздел о соотношении прекрасного и полезного, в частности о «надлежащем по обстоятельствам» (41 а, с). Особое значение приобрела паренетическая часть этики, в которой Посидоний выделял описание добродетелей и пороков с их причинами, т.н. «этологию». Идеал нравственного совершенства изображен в культурно-исторической утопии, восходящей к «Государству» Платона и представлениям о «золотом веке»: задача философии – вернуть человечество в состояние исходной чистоты (Sen. Ер. 90=284). Во вспомогательных занятиях историей и этнографией Посидоний, вслед за Полибием и Панэтием, ставил в центр историческую миссию Рима, связывая с ней надежды на нравственное возрождение человечества. Универсализм Посидония был одной из главных причин его влияния: печать посидонианства лежит на всей «римской философии» 1 в. до – 1 в. н.э., особенно это заметно у Цицерона и Сенеки. Однако характерный для 1-й пол. 20 в. взгляд на Посидония как на идейного предтечу неоплатонизма в настоящее время находит мало сторонников. В отличие от ближайших учеников Зенона, Хрисиппа или Панэтия ученики Посидония (Ясон, Фаний, Асклепиодот, Леонид Родосский) оказались третьестепенными фигурами. A.A. Столяров Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 291-292.
Посидоний (Ποσειδώνιος) из Апамей (Сирия) (ок. 135—51/50 до н. э.), древнегреческий философ-стоик и учёный-энциклопедист, представитель так называемой Средней Стои. Ученик Панетия, впоследствии основал на острове Родос свою философскую школу. От сочинений Посидония сохранились лишь немногочисленные фрагменты. Существует множество противоречащих друг другу истолкований философских взглядов Посидония, который рассматривался как посредник между Востоком и Западом, как родоначальник религиозных и мистических течений в поздней древнегреческой философии и литературе, как реформатор стоицизма, как прямой предшественник неоплатонизма и т. п. Вопрос о Посидонии до сих пор во многом не решён. Посидоний испытал сильное влияние Платона и Аристотеля, однако истолковал их в духе стоицизма. В отличие от Панетия Посидоний признавал учения Древней Стои о периодическом воспламенении мира и о предсказании, однако он ввёл некоторые новые элементы, существенно нарушавшие монистический характер стоицизма. Посидоний различал бога и природу: бог для Посидония — это разумная мировая душа (псюхе), которая проницает и объединяет весь мир как управляющая им и формообразующая сила; это также идея-форма мира, находящаяся в соответствии с числами, составляющими гармонию. Однако эта численно выражаемая идея, сферическая граница мира, которая содержит в себе субстанцию бога, т. е. тело мира (природу), для Посидония как стоика и сама телесна. Возражая учению Хрисиппа о единой разумной душе человека, Посидоний считал, что страсти возникают не на основе ложных суждений, а из неразумной части души, и зло, таким образом, укоренено в самом человеке. В душе он различал разумную способность и неразумные — вожделеющую и страстную (волевую) — способности. Причиной злосчастной жизни, по Посидонию, является то, что человек не следует божеству в себе (разуму), а склоняется к неразумной, животной части души, этим нарушается параллелизм микрокосмоса и макрокосмоса. Назначение человека — жизнь одновременно созерцательная и соустрояющая мировой порядок. Как и Панетий, Посидоний называл благами также богатство и здоровье (стоики считали их безразличными), однако высшим и самодостаточным благом он считал добродетель. В теории познания Посидоний исходил из принципа: подобное познаётся подобным. Во взглядах Посидония на историю представление о золотом веке сочеталось с представлением о первоначальном полуживотном состоянии и о прогрессе человечества. Прямое влияние Посидония имело место лишь в течение короткого времени. Для стоиков эпохи империи характерно обращение к авторитетам Древней Стои, однако платонические тенденции, проявившиеся в учении Посидония, в дальнейшем распространялись и углублялись. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Posidonius, v. 1 — The fragments, 'ed. L. Edelstein and J. G. Kidd, Camh., 1972. Литература: Reinhardt K., Poseidonios, Münch., 1921; Edelstein L., The philosophycal system of Posidonius, «American Journal of Philology», i986, v. 57, p. 286—325; S o l m s e n F., (Cleanthes or Posidonius? The basis of Stoic physics, Amat., 1961; Laffranque M., Poseidonios d'Apamee, P., 1964;
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Фрагменты:Posidonius. The fragments, ed. by L.Edelstein and I.G.Kidd, vol. 1–2. Leiden–Cambr., 1972–88; 2 ed. Cambr., 1989; Poseidonios, Die Fragmente, hrsg. von W.Theiler, Bd. 1–2. B.–N.Y., 1982. Литература:Jaeger W. Nemesios von Emesa. Quellenuntersuchungen zum Neuplatonismus und seinen Anfangen bei Poseidonios. В., 1914; Reinhard К. Poseidonios, Münch., 1921; Heinemann I. Poseidonios' metaphysische Schriften, Bd. 1–2. Breslau, 1921–28; Edelstein L. The philosophical system of Posidonius. – «American Journal of Philology», 57, 1936; Solmsen F. Cleanthes or Posidonius? The Basis of stoic physics. Amst., 1961; Laffranque M. Poseidonios dApamée. P., 1964; Kidd I.G. Posidonian Methodology and the Self-Sufficiency of Virtue. – Aspects de la Philosophie Hellénistique. Neuf Exposés suivis de Discussions. Entrétiens préparés et présidés par H.Flashar et O.Gigon. Vandoeuvres–Gen., 1986, p. 1–28; Lasserre F. Abrégé inédit du Commentaire de Posidonios au «Timée» de Platon. – Protagora, Antifonte, Posidonio, Aristotele. Saggi su frammenti inediti e nuove testimonianze da papiri. Firenze, 1986, p. 71–127; Lévy С. De Chrysippe a Posidonius: variations stoiciennes sur le théme de la divination. – Oracles et prophéties dans l'antiquité. Actes du colloque de Strasbourg 15–17juin 1995, ed. J.-G.Heintz. P., 1997, p. 321–343; Whittaker J. Varia Posidoniana. – «Échos du Monde classique. Classical Views» 41, 1997, p. 305–315.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |