Прокофьев Сергей Сергеевич |
|
1891-1953 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Сергей Сергеевич Прокофьев
Прокофьев Сергей Сергеевич (1891, с. Сонцовка Екатеринославской губ. - 1953, Москва): - композитор. Род. в культурной семье управляющего имением, с детства проявил выдающиеся музыкальные способности. С 1902 занимался музыкой с композитором P.M. Глиэром. В 1904, по совету А.К. Глазунова, Прокофьев поступил в Петербург, консерваторию и блестяще ее окончил в 1914. В 1908 впервые выступил на вечере современной музыки с 7 фортепианными пьесами. До 1914 был близок рус. авангарду. За 45 лет творческой деятельности Прокофьев охватил все жанры музыкального искусства: им написаны 8 опер ("Игрок", "Любовь к трем апельсинам", "Огненный ангел" и др.), 7 балетов ("Ромео и Джульетта", "Золушка" и др.), 7 симфоний, 9 инструментальных концертов, свыше 30 симфонических сюит и вокально-симфонических произведений, 15 сонат, пьесы, романсы, музыка к театру и кино и т.д. В 1918 покинул Сов. Россию, жил в США и Франции, много работая, выступая на гастролях как первоклассный пианист, интерпретатор собственных сочинений. В 1927 впервые приехал на родину. Живя за границей, с 1932 Прокофьев числился профессором-консультантом Моск. консерватории. В 1936 вернулся вместе с семьей в СССР. До 1948 его положение было вполне благополучным. Его отпускали в зарубежные концертные поездки, он получил ряд Сталинских премий. Зная о происходящем в стране терроре, Прокофьев не вступал в конфликт с властями, еще со времен зарубежной жизни приняв за правило полное невмешательство в политику, ратуя лишь за свою художественную самостоятельность. В 1948 после знаменитого выступления А.А. Жданова П. был объявлен буржуазным формалистом. Угрозой Прокофьев стал арест его первой жены. Прокофьев был вынужден написать покаянное письмо Союзу композиторов и Комитету по делам искусств. Скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг. В историю музыки вошел как классик XX в., стремившийся к ясности, гармоничности, высокой духовности. Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997.
Прокофьев Сергей Сергеевич (1891 — 1953) — советский деятель культуры, композитор, пианист и дирижер, народный артист РСФСР (1947), лауреат Сталинской (1943, 1946, 1951) и Ленинской премий (1957). Регулярную концертную деятельность как пианист и дирижер начал с 1908 г. Одновременно создавал оперы, балеты, симфонии («Классическая» (первая), 1916—1917), сонаты, концерты, хоровые и камерно-вокальные сочинения (романсы на стихи А. А. Ахматовой, 1916). Весной 1918 г. уехал за границу, 15 лет провел в ряде стран Европы и Америки, приезжая в СССР на гастроли (1927 и 1929). В содружестве с С. П. Дягилевым создал несколько балетов («Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», 1921; «Стальной скок», 1925; «Блудный сын», 1928). Для театра «Гранд-Опера» (Франция) написал музыку к балету «На Днепре» (1930). В 1933 г. вернулся в СССР. Вел занятия по композиции в Школе высшего мастерства при Московской консерватории. Работал в содружестве с В. Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым, С. М. Эйзенштейном, создавал музыку к спектаклям, кинофильмам («Александр Невский», «Иван Грозный»), а также музыкальные произведения для детей (фортепьянные пьесы «Детская музыка», 1935; симфоническая сказка «Петя и волк» для чтеца и оркестра, 1936). Особый расцвет его творчества отразился в балетах «Ромео и Джульетта» (1935—1936) и «Золушка» (1945—1946); операх «Война и мир» по роману Л.Н. Толстого (1941 — 1945) и «Повесть о настоящем человеке» по роману Б. Н. Полевого (1947—1948); в 5-й и 7-й симфониях, 7-й и 8-й сонатах; вокально-симфонической сюите «Зимний костер» (1949) и оратории «На страже мира» на тексты С. Я. Маршака (1950). Вошел в историю мировой музыкальной культуры как композитор-новатор, создавший самобытный стиль, свою систему выразительных средств и одновременно как продолжатель классической музыки, тонкий мастер лирических и фантастических образов. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 412.
Литература:Сергей Прокофьев. 1891 - 1991.Дневник. Письма. Беседы. Воспоминания / Сост. М.Е. Тараканов. М., 1991.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |