Радзинский Эдуард Станиславович |
|
р. 1936 г. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Эдуард Станиславович Радзинский«Театр одного павлина»Радзинский Эдуард Станиславович (р. 1936 г.). Писатель, драматург, сценарист, актер. Родился в Москве в семье драматурга Радзинского.1) В 1959 г. окончил Московский государственный историко-архивный институт. С 1963 г. — член Союза писателей СССР, с 1992 г. — член творческого совета журнала «Драматург». В 1960-х-1980-х годах написал ряд пьес, в том числе «Мечта моя, Индия», «104 страницы про любовь», «Продолжение Дон Жуана», «Театр времен Нерона и Сенеки», «Последняя ночь последнего царя», «Несколько встреч с покойным господином Моцартом», «Беседы с Сократом». В последние годы Радзинский-драматург почти полностью уступил место Радзинскому-историку-беллетристу»... Активно работает на телевидении. Награжден национальной телевизионной премией «Тэфи» за публицистическую передачу «Загадки Сталина. Версия биографии» из авторского цикла «Загадки истории». Радзинский — автор биографии Сталина (М., 1997). Публицист B.C. Бушин посвятил разбору этого произведения 60-страничную главу-рецензию под названием «Театр одного павлина» в своем сборнике «Честь и бесчестие нации» (М., 1999. С. 251-310). У Радзинского молодая жена. Когда-то любимой музой драматурга была актриса Т. Доронина. 2) Она стала его женой. Но совместной жизни «навсегда» не получилось. От другого брака — «по молодости» — есть сын Олег. По образованию филолог. Живет в Америке (бизнесмен). Примечания1) С.А. Радзинский (Уэйтинг) (1889-1969) — драматург, киносценарист. Родился в Одессе. Окончил юридический факультет Новороссийского университета. Член Союза писателей с 1938 г. С 1923 г. заведовал литературным отделом кинофабрики в Одессе. Автор и соавтор ряда сценариев, в том числе сценария фильма «На Дальнем Востоке» по роману П. Павленко «На Востоке». 2) Т.В. Доронина (р. 1933 г.) — актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1981). Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000. Его книги вызывают крайне противоречивую читательскую реакциюРадзинский Эдвард Станиславович [23.9.1936, Москва] — драматург, прозаик. Родился в семье писателя С.А.Радзинского. Окончил Московский историко-архивный институт. Первая пьеса Радзинского, «Мечта моя, Индия», посвященная жизни русского индолога Г.С.Лебедева (1749-1817), увидела свет в 1958 в постановке Московского ТЮЗа. Уже в ней отразилось пристрастие писателя к своего рода «персональной истории», которое впоследствии составило основу его широко известных поздних произведений. Следующие пьесы — «Восемь дней недели» (1961), «Вам 22, старики!» (1962), «Снимается кино» (1965), «Чуть-чуть о женщине» (1968),— принесшие Радзинскому популярность, были обращены к современности. В определенном смысле они ознаменовали собой эпоху нарочито «непроизводственного» искусства, вполне отразившего смену ценностных ориентации, произошедшую в начале 1960-х. В них были собраны в один узел совершенно разные, но, безусловно, актуальные для своего времени темы. Герои Радзинского живут в новой атмосфере, по-новому думают о сути человеческой жизни, о счастье, но несмотря на все усилия, они не могут расстаться с прошлым. Пьеса «Снимается кино» стала своеобразной попыткой разобраться в самой сути понятия «любовь». Однако решение сугубо личной проблемы оказывается в прямой зависимости от способности человека быть свободным в отношениях с близкими, в творчестве, в отношениях с представителями властных структур. По Радзинскому, в мире все взаимосвязано. Два поколения героев, представленные в произведении, расходятся прежде всего в вопросе о компромиссах. Люди, пережившие долгий страх, не способны уйти от него даже тогда, когда настоящей, смертельной угрозы уже нет. Вполне отдавая себе в этом отчет, они идут на соглашения с внешними обстоятельствами, теряя предоставленную историей возможность самореализации. Впрочем, быть самим собой, быть тем, кем хотелось бы быть, человеку мешают не только социальные обстоятельства. В пьесе «Чуть-чуть о женщине» соприсутствуют два очень близких, но в то же время автономных художественного пространства. Первое связано с внешней стороной жизни главной героини и представляет ее в разных публичных ролях: ученая, любовница руководителя и т.п. Другое близко экзистенциально обнаженному внутреннему обиталищу человеческой души. В условиях этого мира персонажи теряют не только свои знания и должности, но и имена. Даже в авторских ремарках используются их заместители: главная героиня — «она», ее бывший возлюбленный — «мужчина». Осознание главной героиней непреодолимой пропасти между двумя упомянутыми пространствами составляет конфликт произведения. Стремление освободиться от фатального «дуализма», на которое обречен человек, движет действие. Вопрос об истинности человеческого бытия снова становится в один рад с проблемой любви, в попытке разрешить которую автор не может обойтись без экзистенциальной категории страха. «...Когда человека любишь,— говорит один из персонажей пьесы,— ...все время страх, что с ним что-то...». Отсутствие же этого ощущения означает конец любви. Мысль о невозможности достичь счастья превращается в фатальную онтологическую закономерность в пьесе «104 страницы про любовь» (1964). Только-только зародившиеся отношения между молодыми людьми обрываются по воле слепого случая — главная героиня гибнет в момент, когда герой понял всю важность возникшего чувства, которое поначалу казалось несущественным. Неожиданный и немотивированный финал был немедленно отмечен критикой: «Зачем здесь эта неожиданная смерть?» (Вишневская И.— С.8), ответ давался в русле споров между «физиками» и «лириками», с типажами которых внешне и справедливо соотносимы характеры Радзинского «...цена человеческой жизни неизмеримо выше всех... опытов» (Вишневская И.- С.9). При всем том, что в произведениях Радзинского присутствует весь необходимый антураж именно 1960-х (наука, азарт коллективного творчества и поиска истины молодыми героями), в них неизменно остается место размышлениям о тех основаниях человеческой природы, над которыми переменчивое время мало властно. На рубеже десятилетий Радзинский заявляет о себе как прозаик, опубликовав небольшие повести «Капитан Солнцев» (1969) и «Монолог о браке» (1970). Неприглядные черты времени запечатлены в прозаическом повествовании «Наш Декамерон», над которым Радзинский работал в 1970-е. Композиция этого произведения так же, как и название, отсылает к известному сочинению Э.Т.А.Гофмана: на поминках писателя Д., прежде известного, но затем запрещенного, опустившегося и в конце концов покончившего с собой, его бывшие знакомые рассказывают истории, из которых и складывается мозаика далекой от идеала действительности. Позже Р.Виктюк поставил по книге одноименную пьесу (2001). Тогда же Радзинский пишет «Беседы с Сократом» (1969), открывшие цикл пьес об исторических героях, чьи имена могли бы послужить символом истинной внутренней свободы, о редких людях, которые предпочитают смерть духовному рабству. Пьеса «Лунин, или Смерть Жака, записанная в присутствии хозяина» (1974), посвященная судьбе декабриста, а затем «Театр времен Нерона и Сенеки» (1980) явились развитием этого лейтмотива — со сменой политической ситуации в стране Радзинский избирает в качестве времени действия своих произведений прошлое, однако в них продолжают звучать темы, заявленные в период «оттепели». В то же время Радзинский продолжает исследовать «материю любви». В пьесе «Окончание Дон Жуана» (1976) он изображает известного героя в печальном положении постаревшего, размышляющего, жалеющего женщин и поэтому несостоятельного соблазнителя, чье место в конце концов занимает Лепорелло. «Окончание Дон Жуана» несмотря на условность сюжета с очевидностью перекликается с ранними произведениями Радзинского. Прежде всего с пьесой «Снимается кино», главный персонаж которой также не решается любить, рассуждая о последствиях внезапного чувства и боясь причинить боль кому-либо из близких людей. Такая уступка, по логике Радзинского, объяснима, но она означает упущенную возможность чего-то настоящего в жизни: Дон Жуан, мужчина, предназначен разбивать женские сердца, а сердца женщин созданы, чтобы разбиваться. Отдавая дань историческому и фантасмагорическому повествованию, Радзинский не оставляет без внимания реалии современной жизни. В 1970-е он пишет пьесы «Пейзаж с рекой и крепостными стенами» (1973), «Турбаза» (1974), «Спортивные сцены 1981 года» (1986), «Я стою у ресторана» (1988) и др. Попытка объединить в пределах художественного мира драматического произведения привычную каждодневность и обширные пласты знаковых образов русской культуры воплотилась в пьесе «Старая актриса на роль жены Достоевского» (1984). В 1980-е Радзинский все больше сосредоточивается на истории. В 1982 он завершает книгу «Господи... спаси и усмири Россию. Николай II: жизнь и смерть» — своеобразную хронику, сочетающую особенности исторического и художественного исследования. В 1989 выходит книга «Последняя из дома Романовых: повести в диалогах». Пик интереса к историческим персонажам, олицетворяющим ту или иную эпоху, приходится на последнее десятилетие XX и начало XXI вв. В 1993 появляется книга «Властители дум». В 1997 - «Сталин», в 2000 - «Распутин: жизнь и смерть». Одна из последних работ Радзинского — книга «Игры писателей (Неизданный Бомарше)» (2001) — посвящена, кроме упомянутого Бомарше, таким фигурам, как Шатобриан, Маркиз де Сад. Книги Радзинского последних лет вызывают крайне противоречивую читательскую реакцию — от восторженной до решительного неприятия, что, видимо, обусловлено самим подходом писателя к материалу. Способ толкования событий, характерный для поздних его текстов, заявил о себе очень давно. В самых ранних пьесах Радзинского присутствуют персонажи, исполняющие роль «психолога», который позволяет себе реконструировать и словесно воспроизводить скрытую «душевную механику» своих собеседников. Такого рода интерпретаторам-резонерам отводились важнейшее позиции в иерархической структуре художественного произведения. В конце 1990-х их функция была передана непосредственно автору-повествователю, а место вымышленных, чисто литературных героев, чьи поступки и мысли подвергаются анализу, заняли исторические. Автор, рассказывающий о тех или иных событиях и знаковых личностях, постоянно апеллирующий к архивным документам и одновременно заполняющий фактографические лакуны психологическими реконструкциями явно художественной природы, — такова рискованная стратегия, которую избирает Радзинский. С одной стороны, она позволяет драматургу-историку создать напряженную психологическую интригу, а с другой, поскольку тексты Радзинского близки документальным, дает повод для упреков в необоснованности некоторых суждений. Книги Радзинского не раз занимали самые высокие места в рейтингах бестселлеров. Большой резонанс в 1990-е получили его телевизионные монологи: «Театральный роман», «Любовь в галантном веке», «Загадка могилы царской семьи», «Загадка Сталина», «Моя театральная жизнь», «Крах империи — убийство Распутина», «В России все секрет и ничего не тайна», «Роковые минуты истории». За свою работу на телевидении Радзинский дважды, в 1997 и 2001, удостаивался премии «Тэфи». Помимо прочего Радзинский написал несколько сценариев к фильмам («Улица Ньютона, дом I», реж. Т.Вульфович, 1963; «Еще раз про любовь», реж. Г.Натансон, 1968 и др.), занимался переводами (П.Зейтунцян, 3.Халафян, М.Хайрулаев, С.Шальтянис). В.Ю.Вьюгин Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 152-155. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:СС: в 7 т. М., 1998-2003; 104 страницы про любовь: пьесы. М., 1974; Театр: Театр времени... Театр про любовь... Театр в театре... М., 1986; Наш Декамерон. М., 1990. Литература:Вишневская И. Именно про любовь // Театр. 1965. №2; Аннинский Л. Бремя правды // Театр. 1965. №10; Калмановский В. Что должно признавать за истину? // Звезда. 1969. №1; Горфункель Е. Монолог о браке // Театр. 1974. №1; Штейн А. «...лица необщим выраженьем» // Театр. 1982. №11; Казьмина Н. Прощание // Театр. 1988. №9; Дементьева М. Монологи Эдварда Радзинского. М., 1990; Монисова И.В. Исторические притчи в современной советской драматургии // Вестник Московского университета. М. 1990. №6. (Серия 9. Филология); Хаустов Н.Т. История и современность в пьесе Э.Радзинского «Лунин, или Смерть Жака, записанная в присутствии хозяина» // Художественное творчество и литературный процесс. Томск, 1988. Вып. 10; Хаустов Н.Т. Личность и история в пьесе Э.Радзинского «Театр времен Нерона и Сенеки» // Проблемы метода и жанра. Томск, 1990. Вып.16; Мишуровская М.Э. Радзинский: «Понять его чертеж...» // Книжное обозрение. М. 1997. №34; Муравьев П. Приятная женщина из омута любви: (Театрально-драматическое расследование) // Сибирские огни. 1987. №5; Ломинадзе С. Вольными мазками // Новый мир. 1998. №8; Кислова Л.С. «Театр времен» в драме Э.Радзинского «Наш Декамерон» // Культурологические проблемы развития региона. Тюмень, 1999; Кислова Л.С. Концепция любви в цикле «Загадки любви» Эдварда Радзинского // Художественная литература, критика и публицистика в системе духовной культуры. Тюмень, 1999. Вып.3; Бушин В. Тайны Эдуарда Радзинского // Наш современник 2001. №5;
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |