Родзаевский Константин Владимирович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Р >

ссылка на XPOHOC

Родзаевский Константин Владимирович

1907-1946

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Родзаевский Константин Владимирович (11.08.1907-30.08.1946), русский общественный деятель. Родился в Благовещенске в семье адвоката. В 1925 бежал в Харбин. По профессии правовед. С н. 1930-х руководитель Всероссийской фашистской партии (Харбин, 1931—1945). Партия Родзаевского имела мало общего с итальянским и германским фашизмом, носившим антихристианский характер. Родзаевский и его соратники были православными монархистами, преклонялись перед личностью Николая II и видели будущее Родины в возрождении традиционного русского Самодержавия. Родзаевский выпускал газету “Наш путь” и журнал “Нация”, выходившие под девизами “Русский русскому друг и брат” и “Бог, Нация, Труд”.

“Февральская революция, — писал Родзаевский, — обессилила Россию. — Октябрьская отдала Россию международному еврейскому капиталу. Обе эти революции были, по существу, двумя актами одной страшной драмы, имя которой — интернациональная революция, отвратительное порождение иудомасонов. На смену интернациональной революции мы выдвигаем национальную революцию, которая будет победой российской нации над иудейско-масонским интернационалом”.

К концу Великой Отечественной войны Родзаевский признал величие личности Сталина, восхищался победами русского оружия над Гитлером. После разгрома Японии, несмотря на возможность бежать, остался на территории Китая, подконтрольной Советской Армии. Был арестован и содержался в советском консульстве в Пекине, откуда писал письма Сталину, называя его национальным вождем России. В 1946 перевезен в Москву, где был осужден и расстрелян.

О. Платонов

Русское небо


Родзаевский Константин Владимирович (11.08.1907—30.08.1946), общественный и политический деятель, публицист. Родился в г. Благовещенске. Его отец Владимир Иванович имел высшее юридическое образование и работал нотариусом. Мать Надежда Михайловна целиком посвятила свою жизнь воспитанию детей — Константина, его младшего брата Владимира и двух сестер, Надежды и Нины.

До 1925 Родзаевский жил в Благовещенске, после чего он совершил побег из СССР в Маньчжурию. В 1928 отец Родзаевского и младший брат также бежали в Харбин. Надежда Владимировна и ее две дочери, Надежда и Нина, после этого были арестованы ОГПУ.

В Харбине Родзаевский поступил в юридический институт. Там он встретился с преподававшими юридические дисциплины Г.К. Гинсом и Н. Н. Никифоровым — радикально настроенными националистами и антикоммунистами. Эти два человека оказали на становление Родзаевского как русского фашиста значительное влияние. Так, Гинс, бывший член Омского правительства Верховного Правителя России адмирала А. В. Колчака, в ходе лекций восхищался Бенито Муссолини и убеждал студентов, что корпоративное государство — лучшее средство от заразы классовой борьбы и диктатуры пролетариата. Никифоров всячески боролся против просоветских тенденций. В частности, он организовал в целях объединения эмигрантов-антикоммунистов Союз национальных синдикатов русских рабочих. Однако Гинс и Никифоров лишь выражали мнение большинства русских студентов. Фашизация сознания будущих юристов происходила бы и без их участия. Студенты были в восторге от Бенито Муссолини и его «чернорубашечников». Дисциплинированные, физически крепкие и решительные, «чернорубашечники» стали образцом для подражания, которому они хотели следовать в попытках противостоять советскому влиянию в студенческой среде. Не остался в стороне от таких настроений и Родзаевский. В 1925, только прибыв в Харбин и став студентом, он примкнул к действовавшей в студенческой среде Российской фашистской организации. Кроме того, Родзаевский в 1927 вступил в Союз проф. Никифорова. Через непродолжительное время после приезда Родзаевского в Харбин, в РФО вступил М. А. Матковский, сыгравший важную роль в русском фашизме 20—40-х XX в. и работавший с Родзаевским почти 20 лет. Уже незадолго до выпуска из института Родзаевский возглавил антисоветскую демонстрацию. Данная акция не могла остаться незамеченной, и Родзаевский был исключен из института. Только в 1929 Родзаевский добился восстановления в институте и получил диплом.

26 мая 1931 в Харбине была создана Русская фашистская партия (РФП), ядро которой составили члены РФО. Номинальным лидером партии был избран генерал В.Д. Косьмин. Реальную же власть оставили у себя члены РФО. Родзаевский занял пост Генерального секретаря партии.

В 30-е Родзаевский добился значительных успехов в деле укрепления позиций русского фашизма на Д. Востоке. Численность партии неуклонно росла, а после объединения в 1934 с Всероссийской фашистской организацией А. А. Вонсяцкого и создания Всероссийской фашистской партии возглавляемая Родзаевским организация стала наиболее массовой по количеству соратников и наиболее боеспособной среди политических организаций русских эмигрантов. Были созданы дочерние организации при ВФП — Российское женское фашистское движение (РЖФД), Союз авангарда, Союз юных фашисток, Союз фашистских крошек. Имеются свидетельства о том, что ВФП провела ряд успешных диверсионных акций на дальневосточных территориях СССР. Лишь вмешательство японских оккупационных властей в Маньчжурии, не желавших до определенного времени открытой конфронтации с Советским Союзом, свела активность бойцов Родзаевского к минимуму.

В период 30—40-х Родзаевский проявил себя как талантливый публицист. Его статьи, публиковавшиеся в партийных органах ВФП — газете «Наш путь», журнале «Нация» и др., были весьма актуальны в указанный период. Актуальными они остаются и сейчас. Кроме того, Родзаевский является автором брошюры «Иуда на ущербе», в которой он излагает свои взгляды на еврейский вопрос. Основой для нее стал доработанный текст доклада, сделанного в 1940 Родзаевским. Эта брошюра была также своего рода конспектом монографии Родзаевского «Современная иудаизация мира, или Еврейский вопрос в XX в.».

Начало войны между СССР и Третьим рейхом Родзаевский воспринял с воодушевлением и надеждой, видя в немецком вторжении ледокол русской Национальной Революции. 27 июня 1941 Родзаевский заявил: «Соратники! Российская Национальная Революция началась! Назад возврата нет. Россия или погибнет, или будет наша!» Он предполагал, что Гитлер не только установит Российское Национальное правительство, но и поставит на ключевые посты русских фашистов из Маньчжурии. К сожалению, лидер русского фашизма не принимал во внимание то обстоятельство, что руководство Третьего рейха в случае победы над СССР не имело планов передавать управление оккупированными территориями славянам.

В период войны Родзаевский пытался использовать складывающуюся в тот момент ситуацию и направить, насколько это было возможным, деятельность ВФП в русло открытой, вооруженной борьбы с коммунистическим режимом. Однако японские власти, под контролем которых была вынуждена действовать ВФП, исходя из собственных выгод, не давали реализовать Родзаевскому и его соратникам их планы. Однако следует отметить, что диверсионная работа бойцов ВФП на границах с СССР велась гораздо активнее, чем в предвоенные годы.

Ближе к 1945 Родзаевский искренне стал считать, что советский режим эволюционирует в сторону русского национализма. Такое мнение сложилось в силу того, что в высших слоях власти СССР к к. 30—н. 40-х в результате проведенных чисток практически не осталось «международных ленинцев». Кроме того, в годы войны выросла роль Русской Православной Церкви в решении политических вопросов. Его вера в перерождение советского строя дошла до того, что после окончания второй мировой войны он дал согласие на возвращение в СССР. Однако надеждам Родзаевского не суждено было сбыться, чуда не произошло. Вместо обещанного ему трудоустройства в качестве журналиста в одной из советских газет он был вероломно арестован и помещен в камеру на Лубянке. С 26 по 30 августа 1946 проходило открытое заседание Военной коллегии Верховного суда под председательством В.В. Ульриха. Никаких намеков на правосудие ждать не приходилось, судилище носило явно обвинительный уклон. Судьи не стали обременять себя детальным изучением обстоятельств дела, установлением смягчающих вину обстоятельств. Обвинительный приговор, постановленный в отношении Родзаевского и его ближайшего соратника Л. П. Охотина, стал требуемым властями результатом их политического заказа. И уже 30 августа 1946 в 23-00 часа Родзаевский был расстрелян в лубянском подвале.

Гусев К.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Хотел убить владыку Нестора

Впрочем, треволнения владыки Нестора на этом не окончились. Незадолго до вступления в Харбин Красной Армии его ожидало еще одно потрясение. В те годы в Харбине действовала, тесно сотрудничавшая с японцами печально известная «Русская фашистская партия» во главе с К. В. Родзаевским. Перед своим бегством из Харбина Родзаевский решил свести счеты с владыкой Нестором. Ночью один из сотрудников аппарата этой партии, почитатель Владыки, по телефону сообщил управляющему «Домом Милосердия» К. А. Караулову: “К вам выехал Родзаевский с намерением убить владыку Нестора”. Нужно было принимать срочные меры. Рядом с входом в покои Владыки рос большой куст сирени. В него поставили кресло, в которое и сел Владыка, одетый в темно-лиловую рясу. Спустя несколько минут появился К. Родзаевский с охраной и грубо спросил: “Где Нестор?”. Ему ответили, что Владыка на даче в Затоне. Убедившись, что в покоях Владыки нет, Родзаевский выругался и убрался восвояси.

Выходка Родзаевского вовсе не отражала позицию основной массы харбинцев, взиравших на отважное поведение владыки Нестора с восхищением и поддержкой. В этой связи еще раз сошлемся на Л. П. Маркизова, который пишет: «Русская эмиграция по-разному отнеслась к вхождению Харбинской епархии в состав Московской Патриархии, но подавляющее большинство - положительно. Свое возмущение мне высказал лишь один участник Гражданской войны: «почему нас не спросили, согласны ли мы»» [19]. Это высказывание, точно отражающее истинное положение вещей, ценно и тем, что принадлежит оно человеку, мужественно преодолевшему все ужасы сталинских лагерей.

А. К. Караулов, В. В. Коростелев Поборник церковного единения (к 40-летию со дня блаженной кончины митрополита Нестора).


Далее читайте:

Письмо К.В. Родзаевского И.В. Сталину. 22.08.1945 г.

Русские в Китае. Краткие биографические данные чинов Шанхайского русского полка.

Китай в XX веке  (хронологическая таблица)

Исторические лица Китая (биографический указатель).

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

Персоналии:

Каминский Бронислав Владиславович (1899-1944),  командир русских формирований войск СС.

Кобылкин Иннокентий (Илларион) Васильевич (?-1935), член Российской фашистской партии (в Китае).

Косьмин Владимир Дмитриевич (?-?), председатель так называемой Русской фашисткой партии.

Мартынов Николай Андреевич (?-?), член Всероссийской фашистской партии в Китае.

Несмелов Арсений Иванович (1889-1945), поэт, писатель, публицист.

Воскобойник Константин Павлович (1899-1942), один из руководителей Локотского округа.

Рычков Игорь Викторович (?-1944), общественный деятель.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС