Розанов Василий Васильевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Р >

ссылка на XPOHOC

Розанов Василий Васильевич

1856-1918

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Василий Васильевич Розанов

Розанов Василий Васильевич

Розанов Василий Васильевич (1856—1919) — русский религиозный философ, писатель, публицист. Окончил Московский университет. Последователь Н. Н. Страхова и Леонтьева, предложил свое понимание русской идеи («Среди художников», 1914). Обосновал принцип так называемого альтернативного мышления как сочетания различных, в т. ч. противоположных, точек зрения. Первое философское сочинение Розанова «О понимании» (1886) направлено против позитивизма и представляет собой опыт исследования науки как цельного знания. Основные положения этой книги не были восприняты современниками, что стимулировало обращение Розанова к публицистике. Свои философские идеи, во многом предваряющие экзистенциализм, он излагал в форме афоризмов и отдельных записей («Уединенное», 1912; «Опавшие листья» 1913, 1915). Один из учредителей Религиозно-философских собраний (1901 — 1903), преобразованных в 1907 в Петербургское религиозно-философское общество, Розанов является ярким выразителем философии и эстетики так называемого русского Апокалипсиса (предчувствия грядущих катаклизмов). Краеугольным камнем миросозерцания Розанова был семейный вопрос. В семье он видел гл. ячейку общества («Семейный вопрос в России», 1903). Дайте мне только любящую семью, провозглашал Розанов, и я из этой ячейки построю вам вечное социальное здание. Свои религиозно-философские идеи Розанов развил в книгах: «Религия и культура» (1899), «Природа и история» (1900), «В мире неясного и нерешенного» (1901), «Около церковных стен» (1906), «Люди лунного света. Метафизика христианства» (1911), «Темный лик. Метафизика христианства» (1911). В центре его размышлений — отношения человека и Христа. В программной работе «О сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира» (1908), рассматривая христианство, утверждает, что Христос есть дух небытия, а христианство — религия смерти, признающая одно лишь прекрасным — страдание, печаль и сладость смерти. В поздний период (1917—1918) Розанов сосредоточился на теме «Россия и революция»; революцию он рассматривал как попытку поправить старый грех самодержавия с помощью нового греха, прежде всего — террора. 1917 означал для Розанова крах культуры России («Апокалипсис нашего времени» (1917— 1918).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 392.

Вернуться на главную страницу В.Розанова

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС