Розанов Василий Васильевич |
|
1856-1918 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Василий Васильевич Розанов
Розанов Василий Васильевич (1856-1919) — русский философ и публицист. В литературных кругах его называли «русским Ницше». Своеобразно развивая идеи славянофилов, стремился вернуть историю и современность к «почве», к эмпирической полноте и духовной глубине национальной жизни русского народа. У Р. «почва» означает близость к творческой силе мира — к полу, семье, к рождению новой жизни как источникам творческого вдохновения, духовного здоровья и исторической мощи народа. Исходя из этого Р. критикует современность и защищает «естественное» устроение жизни на русской «почве». Сочинения Р. напрочь лишены систематического характера; в них порой нет даже простой последовательности изложения; он интуитивен и «программно» субъективен. Но интуиция мыслителя схватывает суть происходящего в жизни общества и современной культуре. Сам он так характеризует свои писания: «Вывороченные шпалы. Песок. Камень. Что это — ремонт мостовой? Нет, это сочинения Розанова. И по рельсам несется уверенно экспресс». Первая и единственная работа Р., посвященная чисто философским вопросам, — «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания» (1886). Автор задается целью исследовать природу, границы и структуру науки, развивает учение о познании и познающем, касается вопроса о соотношении науки, природы человека и его социальности. Впервые в истории русской философии «понимание» обосновывается как философская категория, связанная с раскрытием смысла как самоценности, самобытности данного явления. Труд Р. оказался незамеченным и неоцененным. В рецензии на книгу проблема понимания была названа «просто логическим абсурдом». По словам Р., провал книги вынудил его «перестраивать мозги» и учиться писать публицистику. Позднейшие выступления и публикации нередко имели успех скандала. Славу ему принесли книги «В мире неясного и нерешенного», «Около церковных стен», «Темный лик: метафизика христианства» (по признанию Р., главный труд жизни), «Уединенное», «Литературные изгнанники», «Опавшие листья», «Апокалипсис нашего времени». Основные темы философии Р.: человек и его судьба в мире, духовность и безнравственность современной жизни, религия и христианство, Европа и Россия, Родина и революция. Он постоянно обращается к темам, ранее считавшимся недостойными внимания. «Я ввел в литературу, — писал Р., — самое мелочное, мимолетное, невидимые движения души, паутинки быта», ибо «смысл жизни — не в Вечном, но — в Мгновениях, из которых оно, это Вечное, складывается». Сохранение вечности предполагает благоговение перед человеческой жизнью. Однако технический прогресс, абсолютизация его возможностей привели к тому, что человека теперь нет. Вместо него возникла «техническая душа», наделенная лишь «механизмом творчества, но без творческого вдохновения». Усиливающаяся стандартизация, политизация жизни привели к тому, что все культурные ориентиры и ценности превратились в «шаблон, схему и фразу». В этом Р. усматривает «суть нашего времени», которую называет словом «кабак», где внешне всё благопристойно, но по сути абсолютно безнравственно. «Вся цивилизация XIX века, — считает Р., — есть медленное, неодолимое и, наконец, восторжествовавшее просачивание всюду кабака. Кабак просочился в политику... Кабак прошел в книгопечатание... газеты заняли господствующее положение в печати, а литература — почти исчезла. Кабак просочился и в «милое хозяйство»... это банк, министерство финансов и социализм... Кабак просочился в труд: это фабрика и техника... И сущность XIX века заключается в оставлении Богом человека». Чтобы «дух человеческий» не утратил окончательно импульса к собственному развитию, необходимы деполитизация, деидеологизация всех форм человеческой деятельности, и прежде всего — отказ от «добропорядочной морали, мещанской добродетели века Разума». Р. мечется между Ветхим Заветом (идеей священного царства на земле, патриархальным бытом, заботой о человеке, любовью к семейной жизни) и Благой вестью об искуплении, призывами к святости, скорби и аскетизму в Новом Завете. Библия и Евангелие по Р. есть, соответственно, «религия жизни» и «религия смерти». Питая антипатию ко всякому догматизму, и прежде всего к «доскообразной догматике» богословия, Р. защищает свободное, самодовлеющее творчество. Поэтому в поисках «светлой религии» он отдает свои симпатии языческому культу плоти, культу чувственной радости как источнику всякого вдохновения. В конце жизни Р. критикует историческое христианство с его официальной моралью во имя утверждения новой системы нравственных ценностей, помогающей идти к достижению идеалов построения культуры в духе православия, способствующего развитию творческого начала во всех сферах человеческой деятельности. «Христианский имморализм» Р. оказал значительное влияние на творчество Д. С. Мережковского. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 311-313. Вернуться на главную страницу В.Розанова
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |