Рыбаков Анатолий Наумович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Р >

ссылка на XPOHOC

Рыбаков Анатолий Наумович

1911-1998

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Анатолий Наумович Рыбаков

Рыбаков Анатолий Наумович (1911-1998), прозаик. Родился 1 января (14 н.с.) в Чернигове в семь инженера.

С 1918 живет в Москве, где закончил школу поступил в Московский институт инженеров транспорта. Окончив его в 1934, работает инженером н автотранспортных предприятиях в Уфе, Калинине Рязани, во время войны - в воинских частях.

После войны А.Рыбаков обращается к литературной деятельности, начав писать приключенческие по вести для юношества - повесть "Кортик" (1948) и ее продолжение - повесть "Бронзовая птица" (1956). Юношеству были адресованы и следующие повести - "Приключения Кроша" (1960) с продолжением "Каникулы Кроша" (1966). Обе повести были экранизированы - "Кортик" в 1954, "Приключения Кроша" в 1966.

Первый роман, написанный Рыбаковым, был посвящен людям, хорошо ему знакомым, - "Водители" (1950). Роман "Екатерина Воронина" (1955), экранизированный в 1957, имел большой успех. В 1964 публикует роман "Лето в Сосняках".

В 1978 увидел свет роман "Тяжелый песок", тема которого (судьба евреев в России) давно волновала писателя и наконец получила свое воплощение. Роман "Дети Арбата", написанный в 1987, был одним из первых о судьбе молодого поколения тридцатых годов, времени больших потерь и трагедий.

В 1989 выходит его продолжение "Тридцать пятый и другие годы".

В 1990 - роман "Страх", в 1994 - "Прах и пепел".

В 1995 выходит Собрание сочинений в семи томах. А.Рыбаков живет и работает в Москве.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Рыбаков Анатолий Наумович. Родился в семье инженера. Учился в Московском институте инженеров транспорта (1930-34).

В 1919 году семья переехала в Москву и поселилась на Арбате, в доме № 51, описанном Рыбаковым повестях и романах. Учился Рыбаков в бывшей Хворостовской гимназии в Кривоарбатском переулке. Восьмой и девятый классы кончил в Московской опытно-показательной школе-коммуне, в ней преподавали лучшие педагоги того времени. Школа возникла как коммуна комсомольцев вернувшихся с фронтов гражданской войны, в ней царил дух коллективизма, бескорыстия, презрения к карьеризму и приспособленчеству.

По окончании школы работал на Дорогомиловском химическом заводе, грузчиком, потом шофером. В 1930 году поступил на автодорожный факультет Московского Транспортно-экономического института. 5 ноября 1933 года арестован и Особым совещанием коллегии ОГПУ осужден на три года ссылки по статье 58-10 (Контрреволюционная агитация и пропаганда). По окончании ссылки, не имея права жить в городах с паспортным режимом, скитался по России. Работал там, где не надо заполнять анкеты.

С 1941 года ушел в Армию Участвовал в боях на различных фронтах, начиная от обороны Москвы и кончая штурмом Берлина. Последняя должность - начальник автослужбы 4-го Гвардейского Стрелкового корпуса, звание Гвардии инженер-майор. "За отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками" признан не имеющим судимости. В 1960 году полностью реабилитирован. Никогда не состоял ни к каких партиях и политических течениях. В 1946 году демобилизовался и через 13 лет после ареста вернулся домой, в Москву. Тогда же начал писать романы, повести, сценарии кинофильмов и телевизионных сериалов. Книги Рыбакова изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров.

Свою первую повесть Рыбаков опубликовал когда ему было 37 лет. Книги Рыбакова рассказывают история его поколения, поколения детей Революции. В конце двадцатых годов, они пережили крушение ее идеалов, в тридцатых превратились в лагерную пыль или погибли в сороковых на полях Отечественной войны. Их безымянные могилы раскиданы от Колымы до Берлина, они обратились в прах, все ими содеянное в пепел, повержены знамена осенившие их юность, ушли в небытие их мечты, надежды и песни, в памяти потомков остались только их заблуждения.

Умер в 1999 году.

Использованы материалы сайта 7/40


РЫБАКОВ (Аронов) Анатолий Наумович (1911-1998). Писатель, сценарист. Лауреат Сталинской премии (1951). Родился в Чернигове в семье инженера. В 1934 г. окончил автодорожный факультет Московского института инженеров транспорта. Участник Великой Отечественной войны,

закончил войну в звании майора (пехота). Награжден орденами Отечественной войны I и II степеней. Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов. Лауреат Сталинской премии за роман «Водители» (1951).

Рыбаков — президент советского ПЕН-центра (1989-1991), секретарь правления Союза писателей СССР (с 1991 г.). Доктор философии Тель-Авивского университета (Израиль).

В романах Рыбакова — «Тяжелый песок» (1978), «Дети Арбата» (1987), «Тридцать пятый год и другие годы» (1988 г.) — время культа личности Сталина воссоздано через судьбы поколений 30-х годов; сделана попытка исследования «феномена Сталина». Писатель считает: «Каково бы ни было то время, это было наше время. Нашими были потери и приобретения, разочарования и надежды. Ни вернуть, ни изменить прошлое мы не можем. Мы можем только извлечь из него уроки и передать свой опыт потомкам, чтобы они не повторяли наших ошибок. За будущее наших детей в ответе — мы» (Огонек. 1988. № 33).

Журналистка В. Гордеева утверждает, что в 1988 г. в России создана новая добровольная детская организация под названием «Орлята Сталина», «попасть в которую так же нелегко, как в масонскую ложу. Необходим вступительный „взнос", который не каждому под силу: достать где-то или выкрасть у кого-то „Детей Арбата" Рыбакова и торжественно сжечь. А там уж „орлята-ветераны" решат, достоин ты продолжить дело главного „Орла" („всех времен и народов") или нет» (Гордеева В. Расстрел через повешение. М., 1995. С. 81).

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000/


Рыбаков (настоящая фамилия Аронов) Анатолий Наумович [1(14).1.1911, Чернигов — 23.12.1998, Нью-Йорк, похоронен в Москве] — прозаик.

Родился в семье инженера, с 1919 жил в Москве. После окончания школы поступил в Инженерно-транспортный институт. Арестованный в 1933 по обвинению в контрреволюционной пропаганде (статья 58-10), был сослан на 3 года в Сибирь. Отбыв наказание, был лишен права проживания в больших городах, жил и работал в Уфе, Калинине, Рязани и др. Призванный в армию в начале Великой Отечественной войны, воевал рядовым, затем получил офицерское звание, судимость была с него снята.

Демобилизовавшись в 1946, приступает к работе над детской приключенческой повестью «Кортик» (1948), действие которой происходит в годы Гражданской войны и нэпа; ее продолжением явилась повесть «Бронзовая птица» (1956). Построенные на остром сюжете, насыщенные романтикой, книги Рыбакова много раз переиздавались. Юношеству адресована и трилогия, в которую входят повести «Приключения Кроша» (1960), «Каникулы Кроша» (1966) и «Неизвестный солдат» (1970). Ведя повествование от лица героя, на глазах читателя превращающегося из подростка в юношу, Рыбаков показывает, как идет процесс становления характера, вырабатываются нравственные принципы, определяется место в жизни. Повестям Рыбакова свойственны напряженность развития сюжета, легкость стиля, теплое сочувствие писателя своим юным героям.

В отмеченном Государственной премией романе «Водители» (1950) писатель обращается к изображению людей, близких ему по прежней профессии инженера-автомобилиста. Написанная по канонам «производственного» романа, книга Рыбакова привлекает более всего дотошным знанием, точным изображением подробностей жизни людей, работающих на автотранспортном предприятии: именно на этой — трудовой — сфере целиком сосредоточен интерес автора. Типично «производственными» романами оказались и вскоре написанные книги Рыбакова «Екатерина Воронина» (1955) и «Лето в Сосняках» (1964): и здесь центральными оказываются проблемы, возникающие в коллективе людей, работающих на большом предприятии. Стремясь укрупнить масштабы повествования, Рыбаков выходит за рамки рассказа о производстве: в романах писателя обнаруживается настойчивое желание утвердить мысль об ответственности человека перед собой и другими за все происходящее в жизни. Попытки расцветить повествование о труде обращением к личной жизни тех, кто трудится, нельзя признать удачными: романы Рыбакова отличают схематичность, деловитая суховатость рассказа, суженность поля изображения. Анализу внутреннего мира своих персонажей Рыбакова предпочитает рассказ о них, изображение поступков.

Новый для себя шаг сделал Рыбаков романом «Тяжелый песок» (1979): широко раздвинулись временные рамки и поле изображения, судьбы многочисленных персонажей оказались сопряженными с движением истории. Добиваясь достоверности повествования, Рыбаков вместе с тем пишет страстно, боль определяет тональность романа. К 1910 относится начало истории еврейской семьи, о которой рассказывается в романе, завершается эта история в страшном для ее членов 1943. Эпоха, границами которой очерчено повествование, вполне обнаруживает свой бесчеловечный характер, с такой жестокой силой сказавшийся в жизни — и смерти — героев романа Рыбакова.

Одним из самых заметных событий в литре конца 1980-х стал роман Рыбакова «Дети Арбата»: замысел его относится к концу 1950-х, работа над ним продолжалась долго. Журнал «Новый мир» анонсировал роман в 1967, а «Октябрь» — в 1979, однако он был впервые опубликован лишь в 1987. События, о которых рассказывалось здесь, получили продолжение в романе «Тридцать пятый и другие годы» (1988), второй книгой которого явился роман «Страх» (1990), а третьей — роман «Прах и пепел» (1994). В этих многоплановых психологических романах дается яркая картина советского общества в эпоху начинающихся — все ширящихся, захватывающих все слои — сталинских репрессий: люди разных поколений, живущие в разных концах страны, оказываются под все усиливающимся страшным гнетом бесчеловечной диктатуры.

Писатель не просто рассказывает о событиях, страшную власть которых все отчетливее ощущают на себе персонажи его повествования, но и стремится исследовать психологию общества 1930-х, где все глубже поселявшийся в душах людей страх лишь постепенно вытеснял их веру в целесообразность происходящего.

Точно воспроизводя приметы времени, Рыбаков выходит теперь к художественному осмыслению процесса противоборства разных представлений о путях исторического развития. Однако образам романа недостает психологической глубины, логика развития характеров основывается прежде всего на анализе противостояния мировоззрений, которое и определяет нравственные позиции героев, а в конечном счете и судьбу каждого из них. Веря в способность человека занимать в жизни независимую позицию, Рыбаков показывает, какой дорогой ценой приходилось расплачиваться за это людям в сталинскую эпоху. Одним из первых писатель заставил задуматься читателей о справедливости казавшегося незыблемым принципа превосходства точки зрения коллектива над индивидуальной: названием одной из частей трилогии — «Страх» — определяется старательно насаждавшееся тогда в советском обществе чувство, позволяющее сделать человека покорным. Одним из первых также предпринял Рыбаков попытку объяснить характер Сталина и причины, позволявшие в течение нескольких десятилетий миллионам людей вопреки всему верить в мудрость вождя и справедливость проводимой им государственной политики, которая вела к уничтожению миллионов советских граждан. Рыбаков показывает, как последовательно, не останавливаясь ни перед чем, укрепляет свою власть диктатор, решительно подавляющий всякое проявление инакомыслия. Но в романе идет речь и о том, как вызревает в людях понимание чудовищности происходящего, понимание подлинного — трагического — смысла процессов в жизни общества, направлявшихся жестокой рукой вождя.

А.С.Карпов

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 238-240.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Избранное: в 2 т. М., 1978;

СС: в 4 т. М., 1981-82;

Избранное: в 3 т. М., 1991-95;

Дети Арбата. М., 1988;

Тридцать пятый и другие годы. Книга 1. М., 1989;

Страх (Тридцать пятый и другие годы). Книга 2. М., 1990.

Литература:

Берзер А. Тайна кортика и победа Кроша // Октябрь. 1961. №1;

Файнберг Р. Испытание характера // Нева. 1965. №8;

Старикова Е. Анатолий Рыбаков: Очерк творчества. М., 1977;

Аннинский Л. Отцы и дети Арбата // Аннинский Л. Локти и крылья: Литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы. М., 1989;

Аннинский Л. Почва. Воздух. Судьба: О прозе Анатолия Рыбакова // Аннинский Л. Локти и крылья: Литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы. М., 1989;

Бочаров А. Противостояние // Неоконченные споры. М., 1990;

С разных точек зрения: Дети Арбата Анатолия Рыбакова. М., 1990;

Кавторин В., Чубинский В. Роман и история // Нева. 1988. №3;

Латынина А. Взгляд из сегодня // Латынина А. За открытым шлагбаумом. М., 1991;

Шкловский Е. Самое главное // Литературное обозрение. 1987. №11.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС