Сенека Луций Анней |
|
4 до н. э.— 65 н. э. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Сенека Луций Анней
IGDA/A. Dagli Orti. Сенека. Сенека Луций Анней (Lucius Annaeus Seneca) [ок. 5 до н. э., Кордуба (Кордова),— 65 н. э., Рим], римский философ, поэт и государственный деятель. В 49—54 годы воспитатель будущего императора Нерона, после его вступления на престол в 54 году в течение ряда лет оказывал решающее влияние на управление империей, затем впал в немилость и, обвинённый в участии в заговоре, был вынужден покончить самоубийством. Из философских сочинений до нас дошли «Нравственные письма к Луцилию», «О милосердии», «О благодеяниях» и ряд этических сочинений в форме, приближающейся к философскому диалогу, утешительные послания, «Исследования о природе». Мировоззрение Сенеки отразилось и в написанных им трагедиях. Как и Цицерон, Сенека был эклектиком; в основе его философских воззрений лежат идеи греческого стоицизма (сильное влияние Посидония), которые он сочетал с элементами других направлений. Так, после отстранения от власти Сенека стал использовать эпикурейские аргументы против участия в государственных делах («О душевном покое», «О досуге») и неоднократно цитировал Эпикура. С влиянием киников связан характерный для Сенеки общий тон его произведений, в котором эмоциональное увещевание, переходящее в проповедь, преобладает над аргументацией. Как и другие римские стоики, Сенека рассматривал философию не столько как систему теоретических взглядов, сколько как учение о достижении нравственного идеала и счастья в жизни; в стоической физике (т. е. в натурфилософии) его привлекали прежде всего её пантеистические аспекты, в которых Сенека искал опору для душевного равновесия («О счастливой жизни» 15, 5, и др.). В духе стоицизма Сенека настаивает на телесности всего сущего, но в то же время склоняется к представлению о божестве, наделённом чертами личности (особенно «О благодарениях» VI 23). Стоический мировой пожар, по Сенеке, — возмездие за накопившееся в мире зло. У Сенеки встречаются крайне редкие в античности утверждения о возможности безграничного прогресса человеческого знания («Исследования о природе» VI 55, и др.). Сенека пытается преодолеть пропасть, которая в учении стоиков отделяет нравственного мудреца (появляющегося, по словам Сенеки, раз в 500 лет) от безнравственных безумцев, к числу которых относились все прочие люди: Сенека приписывает ценность деятельным попыткам приближения к идеалу, ведущим к определенному моральному прогрессу; в этом случае он говорил о восхождении души к богу («Письма» 65, 16). С. признавал в принципе равенство всех людей, в том числе и рабов («Письма» 47, и др.), в то же время с презрением относился к производительному труду и даже к творческой деятельности, ориентированной на материальные потребности людей («Письма» 88). Близость идей позднего стоицизма и раннего христианства привела к тому, что в 4 веке в христианской среде была создана апокрифическая переписка Сенеки с апостолом Павлом. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: О провидении, Керчь, 1901; Трагедии, пер. С. Соловьева, М.— Л., 1932; Нраветв. письма к Луцилию, М., 1977. Литература: Краснов П. Н., Л. А. С. Его жизнь и филос. деятельность, СПБ, 1895; Фаминский В. И., Религ.-нравств. воззрения Л. А. С. (философа) и отношение их к христианству, К., 1906; Holland F. С., Seneca, L., 1920; M ü n-scher K., Senecas Werke, Lpz., 1922; K noch e U., Der Philosoph Seneca, Гг./M., 1933; M endeil C. W., Our Seneca, New Haven—L., 1941; Bo vis A. d e, La sagesse de Seneque, P., 1948; Trillltzsch W., Senecas Beweisrührung, B., 1962; G r i m a l P., Seneque ou la conscience de l'Em-pire, P., 1978. Вернуться на главную страницу Сенеки
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |