Сковорода Григорий Саввич |
|
1722-1794 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Григорий Саввич Сковорода
Сковорода Григорий Саввич (22.11 (3.12). 1722, с. Чернухи Полтавской губ. - 29.10(9.11). 1794, с. Пан-Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской обл.) - философ, поэт, музыкант и педагог. В 1738 году поступил в Киево-Могилянскую академию, но в 1742 году призван в императорскую придворную капеллу. Через два года службы певчим увольняется для продолжения учебы. К 1753 году относится первое датированное стихотворение Сковороды, посвященное епископу Иоанну Козловичу, и приглашение прочитать курс пиитики в Переяславской семинарии. Первый трактат Сковороды «Рассуждение о поэзии и руководство к искусству оной» не сохранился, но известно, что Иоанн Козлович дал отрицательный отзыв на рукопись и уволил строптивого педагога («Не живяще посреди дому моего творяй гордыню»). Приняв должность домашнего учителя, Сковорода поселяется в имении Каврай, где раскрывается его поэтический дар («Сад божественных песен»). Именно в недрах поэтических откровений были заключены его будущие философские прозрения и формы его жизненного поведения. «Не пойду в город богатый. Я буду на полях жить, / Буду век мой коротати, где тихо время бежит...» Но прежде чем осуществить идеал своей жизни, Сковорода предпринял в 1759 году последнюю попытку учительства в большом городе, в течение около 10 лет был учителем поэзии в Харьковском коллегиуме. Им был написан специальный учебный курс «Начальная дверь ко христианскому добронравию», но важнейшим событием в жизни Сковороды. этого периода было знакомство с М. Коваленским. Оно вылилось в переписку на латинском языке, которая сама по себе может восприниматься как срез духовной культуры XVIII века, а также в первое биографическое соч., написанное М. Коваленским: «Жизнь Григория Сковороды». С 1769 года начался период его скитаний по Малороссии. Сковорода неоднократно получал приглашения вступить на поприще церковно-монастырской жизни, но идеалы русского нестяжательства (см. Нестяжатели) и вольнолюбивый характер заставили его выбрать удел нищего странствующего философа. Скитания не были чем-то тягостным для мыслителя, ибо он подолгу жил у своих знакомых - учеников и почитателей его талантов. Здесь были написаны его зрелые философские работы (например, диалоги «Кольцо» и «Алфавит, или Букварь мира»), дающие представление об основном строе его миросозерцания. Все бытие, по мнению Сковороды, состоит из трех уровней, трех миров. Первым уровнем, где обитает все рожденное, является макрокосм, или Вселенная. Второй уровень - это микрокосм, или человек (малый мир, «мирок»). Третий уровень понимался Сковородой как символическая реальность, сопрягающая воедино макрокосм и микрокосм. В своем наиболее совершенном образе она является не чем иным, как Библией. Триединый образ, троякий срез бытия не исчерпывает всей картины мира, т. к. каждый из перечисленных миров двуприроден, состоит из двух натур - видимой и невидимой. Первая, видимая натура была названа Сковородой тварью, материей, а вторая, невидимая - Богом, или формой. Проблемы познания в наибольшей мере нашли свое отражение в написанных им еще в Харькове диалогах «Наркисс» и «Симфония, нареченная книга Асхань, о познании самого себя». В них обосновывалась идея самопознания человеком своей духовной сущности как необходимого условия достижения внутреннего мира. Начало премудрости заключено в познании Бога, и несопричастность этому делает человека узником в темнице. Обретение истины происходит на пути «эротического» восхождения к божественному «первоистоку». Истоками философско-этического учения Сковороды были христианско-неоплатоническая этика, эллинско-римский стоицизм и скептицизм и особенно этические взгляды Эпикура и Плутарха. В центре его этических построений находятся концепция «сродности» и учение о счастье. Сковорода был убежден, что существует универсальный закон «сродности», заключающий в себе принцип бытийного равновесия вещей, предметов и существ, благодаря чему достигается гармония природы. Учение о человеческом счастье («Разговор пяти спутников об истинном счастии в жизни») рассматривало последнее как естественный и универсальный закон. Поиски человеком своего счастья являются, по сути дела, поисками своей «сродности», неотделимыми от познания своей внутренней сущности. Если символический мир Библии выполнял своеобразную связующую роль между микрокосмом и макрокосмом, то человек был концом, центром и гаванью этого мира. При этом имелся в виду не живой, конкретный человек, а его метафизическая сущность, божественная идея человека, существующая в божественном интеллекте, внутренний человек, созданный по образу и подобию Божьему. Внутренний человек в поисках присущей ему «сродности» обретал специфическую энтелехию (завершенность), к-рая в метафизическом плане была заключена в Боге, а в конкретно-историческом - в личностном человеческом счастье. Таким образом, этика Сковороды была не нормативной, а внутренне-автономной и носила сугубо личностный характер. Эстетика Сковороды - понимание «прекрасного» как «идеи» вещей в умозрительном свете Единого, «безобразное» же является результатом утраты «эйдосами» (образами, идеями) своей самотождественности. Последний свой диалог «Потоп Змиин» Сковороды посвятил любимому ученику М. Коваленскому. Скончался он в селе Ивановка, завещав на надгробии написать: «Мир ловил меня, но не поймал». А. И. Абрамов Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 565-566. Сочинения: Повне Зiбрання творiв: У 2 т. Киiв, 1973; Соч.: В 2 т. М., 1973; Сад божественных песней. М., 2009. Литература: Эрн В. Григорий Саввич Сковорода: Жизнь и учение. М., 1912; Лошиц Ю. М. Сковорода. М., 1972; Шкуримое П. С. Мировоззрение Г. С. Сковороды. М., 1962; Абрамов А. И., Коваленко А. В. Философские взгляды Г. С. Сковороды в кругу его историко-философских интересов // Некоторые особенности русской философской мысли XVIII в. М., 1987; Ушкалов Л. В., Марченко О. М. Нариси з фiлософii Григорiя Сковороди. Xapкiв, 1993. Вернуться на главную страницу Сковороды
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |