Станкевич Николай Владимирович |
|
1813-1840 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Владимирович Станкевич
Не был автором конкретных идеологических концепцийСТАНКЕВИЧ Николай Владимирович (27 октября 1813, Острогожск, Воронежская губ. – 25 июня (7 июля) 1840, г. Нови, Италия) – просветитель, философ. Из состоятельной помещичьей семьи. Воспитывался «стройно и широко», сначала дома; с лета 1822 г. учился в Острогожском уездном училище, а в 1825 – 1829 гг. в Благородном пансионе П.К. Федорова в Воронеже. В 17-летнем возрасте, не имея еще определенной системы взглядов, но с настроениями в целом консервативными, приехал в Москву. Для формирования и развития миросозерцания, общественной позиции Станкевича важнейшим этапом стали годы учебы (1830 – 1834) на словесном отделении Московского университета, который с начала 1830-х гг. играл исключительно важную роль в интеллектуальной и духовной жизни России. Формальное отношение к приобретению знаний для Станкевича исключалось, он стремится к самопознанию, познанию человеческой души и окружающего мира. Зимой 1831 – 1832 гг. вокруг него начинает складываться кружок (судя по записям Я.М. Неверова в дневнике, с идеей встречаться «обществом дружеским» первым выступил И.А. Оболенский еще в октябре 1831). Собирались, как правило, в квартире Станкевича в нижнем этаже дома, занимаемого пансионом проф. университета М.Г. Павлова на Б. Дмитровской ул., рядом со зданием Благородного собрания. В то время, в обществе «разобщенном и скованном», кружки были формой сохранения и развития передовой мысли; в них, отмечал А.И. Герцен, имея в виду, прежде всего, как свой кружок, так и кружок Станкевича, «отыскивали пропавшие» после восстания декабристов 1825 г. «пути мысли», там вызревала «Россия будущего» (Г е р ц е н А.И. Собр. соч. М., 1956. Т. XI. С. 35). Кружок Станкевича не был замкнутым (фиксированное членство не предусматривалось). К нему примкнули, кроме названных Неверова и Оболенского, А.П. Ефремов, И.П. Клюшников, В.И. Красов, П.Я. Петров, Я.И. Почека, С.М. Строев, в 1833 г. стали участвовать К.С. Аксаков, В.Г. Белинский, О.М. Бодянский, в 1835 г. – М.А. Бакунин, еще позднее – В.П. Боткин, М.Н. Катков. На отдельных собраниях были Т.Н. Грановский (до отъезда в Германию) и А.В. Кольцов, который поэтической известностью во многом обязан Станкевичу. Молодые люди принадлежали к разным сословиям и придерживались неодинаковых взглядов, что особенно выявилось позднее, в 1837 – 1839 гг. – на заключительном этапе истории кружка. Но все они были вдохновлены стремлением выработать идеи, которые объясняли бы смысл человеческого бытия, роль и предназначение человека в истории. Особенностью кружка Станкевича, в полной мере отражавшей и его собственные пристрастия, было повышенное внимание к вопросам философии, этики и эстетики. Увлеченность такой тематикой отличала круг Станкевича от кружка Герцена и Н.П. Огарева, где превалировали темы собственно общественно-политические. Герцен в «Былом и думах» признавался, что большой симпатии к тем, кто группировался вокруг Станкевича, не было: «им не нравилось наше почти исключительно политическое направление, нам не нравилось их почти умозрительное. Они считали нас фрондерами и французами, мы их – сентименталистами и немцами» (Г е р ц е н А.И. Собр. соч. В 8 т. М., 1975. Т. 5. С. 99). Несомненно, однако, что в деятельности этих и других кружков молодежи последекабристской поры отразился поиск новых ориентиров и решений, которые помогли бы исправлению пороков отечества, усовершенствованию русской жизни. Станкевич в своем кругу, и в этом его огромная заслуга, создал «демократическую» атмосферу свободного творческого поиска, он побуждал к этому поиску других, выступая не всезнающим руководителем, а – по общему признанию – «душой», «огромной субстанцией» кружка. Во многом именно поэтому кружок для многих стал еще одним «университетом». Это признавал, к примеру, Белинский, последующая эволюция которого привела к «революционно-демократическим» взглядам. Благотворно влиял и пример духовно-нравственной личности самого Станкевича. Характерны в этой связи оценки И.С. Тургенева: «Станкевич оттого так действовал на других, что сам о себе не думая истинно интересовался каждым человеком и, как бы сам того не замечая, увлекал его в область Идеала. Никто так гуманно, так прекрасно не спорил, как он. Фразы в нем следа не было; даже Толстой (Л.Н.) не нашел бы ее в нем…» (Т у р г е н е в И.С. Полн. собр. соч. и писем. М.; Л., 1963. Т. VI. С. 394). Однако дискуссии в кружке, даже по актуальным темам, зачастую шли при использовании достаточно сложных категорий и абстракций (по словам Герцена, на «птичьем языке»). Что касается собственного миросозерцания, то искание полноты его проходит через всю короткую жизнь Станкевича. Значительное первоначальное воздействие оказали идеи московского «Общества любомудрия» (1823 – 1825), в котором, под сильным влиянием немецких философов, особенно Ф. Шеллинга, развивалась школа русского диалектического просветительского идеализма. М.Г. Павлов – один из пионеров этой школы готовил Станкевича к поступлению в Московский университет. Николай Владимирович позднее слушал его лекции, как и другого известного профессора – Н.И. Надеждина; был он хорошо знаком и с творчеством В.Ф. Одоевского, Д.В. Веневитинова. Одним из тех, кто познакомил Станкевича с «любомудрием» был и Н.А. Мельгунов. Для Станкевича, при всех его философских исканиях, увлечениях, был характерен, начиная с университетских времен, повышенный интерес к «человеческой проблематике». Этот интерес отражал и закреплял отход от проблем натурфилософии, которые ранее были в центре внимания его предшественников по школе просветительского идеализма. Высокую задачу философии Станкевич видел в том, чтобы связать воедино все многообразие конкретных явлений и, объяснив их через эту взаимосвязь, подчинить человеку. Уже в наброске своих философских построений «Моя метафизика» (1833) Станкевич старался выявить каково место человека в мире, какова его цель, его нравственный идеал. Человек, считал он, есть высшая и принципиально новая природная степень самопознания Разумения (Творца). Но автор не останавливается на этом выводе, ход мысли идет дальше: человек, оказавшийся в «центре жизни» может и должен стремиться стать умственно и нравственно совершенным, поскольку от этого зависит его воздействие на природу и на «всеобщую жизнь». Человек призван возвыситься до состояния «нормального человека», «равного самому себе», и жить по законам «всеобщей жизни». При этом Станкевич особо выделял (как и ранее в философской лирике, одним из зачинателей которой он был) тему конфликта несовершенного общества, «отпавшего от человечности», от закономерности, и личности, которая хочет стать нравственно совершенной и усовершенствовать жизнь своего народа и всего человечества. Обоснование этой актуальной для России темы, выдвижение ее на первый план было новым шагом в развитии школы просветительского идеализма, который сделал Станкевич. Она оставалась стержневой для него и в последующие годы. Определенное внимание Станкевич уделял отечественной истории, о чем свидетельствует, прежде всего, его выпускное университетское сочинение «О причинах постепенного возвышения Москвы до смерти Иоанна III», написанное по курсу проф. М.Т. Каченовского. (Конкретно-исторический материал, содержащийся в нем, одним из первых проанализировал Л.В. Черепнин в работе «Образование русского централизованного государства в XIV – XV вв. Очерки социально-экономической и политической истории Руси. М., 1960). Станкевич был чужд провиденциализму, логическому конструированию схем, которые предопределяли бы отбор материала и выводы исторического исследования. Неприемлема, по его мнению, и другая крайность: чистый эмпиризм. Изучение истории должно помочь осмыслению общества как развивающегося организма. Позднее он подчеркивал и другой аспект важности занятий историей: «Без нее знание будет слишком сухо и мертво. С единством идей надобно соединить разнообразие фактов – вот идеал знания…» (Переписка Николая Владимировича Станкевича. 1830 – 1840. М., 1914. С. 587). Впрочем, собственно философия по-прежнему оставалась основным занятием, ибо она нужна для решения «высочайших вопросов». В письме Бакунину от 24 ноября 1835 г. Станкевич заявлял: философия «…показывает человеку цель жизни и путь к этой цели, расширяет ум его. Я хочу знать, до какой степени человек развил свое разумение, потом, узнав это, хочу указать людям их достоинство и назначение, хочу призвать их к добру, хочу все другие науки воодушевить единою мыслию» (цит. по: С т а н к е в и ч Н.В. Избранное. М., 1982. С. 134). В 1834 – 1835 гг. он начинает глубоко изучать по первоисточникам немецкую философию. Эти занятия получили новый стимул после отъезда Станкевича летом 1837 г. в Германию, где он обучался в Берлинском университете (занятия приходилось нередко прерывать для лечения туберкулеза). Если раньше, еще на родине, он не только для себя, но и для других «открыл» романтичного Шеллинга, то теперь главным героем его штудий становится Г. Гегель. Он увлек этим немецким идеалистом, в частности, Грановского, что помогло тому выстроить в дальнейшем свою философию истории. (Грановский до лета 1839 также жил в Германии). Изучение Станкевичем и его друзьями трудов Гегеля имело важное значение для обоснования закономерного хода исторического развития, преодоления скептицизма, проявлявшегося у части формирующейся в России интеллигенции. Показательно, что Станкевич выступал против поверхностных обобщений, вытекавших из формулы Гегеля: «что разумно, то действительно, что действительно, то разумно». В письмах за 1838 – 1840 гг. он осуждал апологетику всякой действительности. Действительность в своей истине, заключал Станкевич, не что иное, как разум, дух и, следовательно, подлинная действительность – это разумная, одухотворенная действительность. В последние годы жизни, и в этом, безусловно, проявление эволюции взглядов Станкевича, он начинает приходить к выводам об излишней абстрактности немецкой идеалистической философии, неприменимости ее отдельных выводов к практическим проблемам, к задачам «построения жизни». Отсюда его интерес к Л. Фейербаху, который в то время переходил к критике гегелевской философии. Социально-политическая проблематика интересовала Станкевича относительно мало. Но те суждения, которые известны, позволяют относить его к приверженцам консервативного просветительства. Общество он рассматривал как «органическое тело», которое должно развиваться не разрушаясь, в силу внутренней необходимости. При этом развитие, совершенствование его Станкевич обуславливал, сообразуясь со своими философско-этическими построениями, прежде всего развитием людей, преодолением у них разрушительного эгоизма, воспитанием добра, распространением просвещения. В январе 1838 г. он писал родителям, что терпеливо смотрит на недостатки отечества, которые должны изгладиться «временем и образованием» (Переписка Николая Владимировича Станкевича. С. 41). Важно, однако, пробудить в народе «человеческую сторону», позаботиться о том, чтобы он «сам стал думать, сам искать средства к своему благосостоянию» (Там же. С. 367, 573). С позиций консервативного просветительства подходил Станкевич и к вопросу о возможном освобождении крестьян от крепостной зависимости, – этот вопрос неоднократно дискутировался на берлинских вечерах в доме у супругов Н.Г. и Е.П. Фроловых. Освобождение крестьян придет рано или поздно, благодаря действиям правительства, полагал Станкевич, «но и тогда народ не может принять участия в управлении общественными делами, потому что для этого требуется известная степень умственного развития…». С другой стороны, умственное развитие самих крестьян должно быть важнейшей предпосылкой для их освобождения. В любом случае, «кто любит Россию, тот, прежде всего, должен желать распространения в ней образования» (цит. по: Русская старина. 1883. № 11. С. 419). Низкий уровень культуры русского народа, односторонне-практическая устремленность его представлялись Станкевичу не достоинством, а пороком, который необходимо критиковать и преодолевать. Станкевич не был автором конкретных идеологических или политических концепций, однако его жизнь и деятельность имели огромное значение для пробуждения и развития общественной мысли, для начального этапа формирования российской интеллигенции. (Использована книга: Общественная мысль России XVIII– начала XX века: Энциклопедия. М., РОССПЭН. 2005. С. 507 – 508). Вернуться на главную страницу Н.Станкевича.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |