Страхов Николай Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Страхов Николай Николаевич

1828-1896

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Николай Николаевич Страхов

Страхов Николай Николаевич (16(28). 10.1828, Белгород Курской губ. - 24.01(5.02).1896, Петербург) - философ и литературный критик. Родился в семье священника, профессор Белгородской семинарии. Учился сначала на физико-математическом отд. Петербургского университета, затем в Педагогическом институте, который окончил в 1851 году. До 1861 года занимался преподавательской деятельностью (преподавал естественные науки) в Одессе, а затем в Петербурге. С 1861 года начинается литературная и публицистическая деятельность Страхова, итогом которой является множество опубликованных им работ и весьма обширная переписка (из нее особое значение как литературный документ эпохи имеет переписка с Толстым и Достоевским). Главное философское произведение Страхова «Мир как целое» (Спб., 1872) практически не было замечено современниками. Оно интересно, помимо всего прочего, тем, что в нем Страхов совершает тот «антропологический переворот»), который станет одной из центральных тем более поздней русской религиозной философии, а именно: проводя идею об органичности и иерархичности мира, он усматривает в человеке «центральный узел мироздания». У позднейших исследователей философское творчество Страхова не получило однозначной оценки. Например, Розанов, считая главной темой его творчества тему религиозную, отмечает, что этого своего «центра» он почти никогда не касается словом. Действительно, религиозность Страхова в том виде, как она обнаруживает себя в его опубликованных произведениях (не в письмах), можно охарактеризовать как «стыдливую», что отчасти является следствием продолжающегося влияния на русскую философию атеистического материализма «шестидесятников», отчасти же натуры и самого Страхова. Свое религиозное мировоззрение Страхов в большей степени стремился обосновать при помощи доказательства от противного. Главный объект его философской полемики - западноевропейский рационализм, который он называет «просвещенством». Под последним он понимает прежде всего веру во всесилие человеческого рассудка и преклонение, доходящее до идолопоклонства, перед достижениями и выводами естественных наук: и то и другое, по мысли Страхова, является философской базой для обоснования материализма и утилитаризма, весьма популярных в то время и на Западе, и в России.

Гораздо больший общественный резонанс получило другое сочинение Страхова «Борьба с Западом в нашей литературе» (1883, 2-е изд. 1887-1890), где отчетливо проявилось его увлечение идеями Григорьева, что сближает его с «почвенниками», А. Шопенгауэром, Толстым. «Разоблачая» Запад как царство «рационализма», Страхов настойчиво подчеркивает самобытность русской культуры, становится горячим сторонником и пропагандистом идей Данилевского о различии культурно-исторических типов. «Почвенничество» у Страхова, считает Зеньковский, завершается борьбой против всего строя западного секуляризма и безоговорочным следованием религиозно-мистическому пониманию культуры Толстым. В целом следует согласиться с Левицким, что «Страхов явился промежуточным звеном между позднейшими славянофилами и русским религиозно-философским ренессансом». Отмечаемая некоторыми исследователями «двойственность» Страхова (Грот) находит свое объяснение, по-видимому, в этом «промежуточном» положении мыслителя, которое он занимает в истории русской мысли. Объективной оценке философского творчества Страхова мешало отсутствие собрания его сочинений, его вечное пребывание в «тени великих» (главным образом Толстого и Достоевского). При беспристрастном подходе становится очевидной его своеобразная уникальность, косвенным подтверждением чего является то обстоятельство, что Страхова нельзя безоговорочно зачислить ни в какой философский или мировоззренческий «лагерь».

В. В. Сапов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 612-613.

Сочинения: О методе естественных наук и значении их в общем образовании. Спб., 1865; Об основных понятиях психологии и физиологии. Спб., 1886; О вечных истинах: Мой спор о спиритизме. Спб.. 1887; Из истории литературного нигилизма. 1861-1865. Спб., 1890; Воспоминания и отрывки. Спб., 1892; Переписка Л. Н. Толстого с Н. Н. Страховым 1870-1894 // Толстовский музей. Спб., 1914. Т. 2; Критические статьи об И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом (1862-1885). Т. 1-2. Киев, 1901-1902; Литературная критика. М., 1984: Мир как целое. М , 2007; Борьба с Западом М., 2010.

Литература: Колубовский Я Н. Н. Н. Страхов // Вопросы философии и психологии. 1891. № 3. Ка. 7 (приложение); Грот Н. Я. Памяти Н. Страхова. К характеристике его философского миросозерцания // Вопросы философии и психологии. 1896. Кв 32; Введенский А. Общий смысл философии Н. Н. Страхова. М., 1897; Розанов В. В. Литературные изгнанники. Спб., 1913, Лондон, 1992; Он же. Собр. соч. [Т. 13]. Литературные изгнанники. Н. Н. Страхов. К. Н. Леонтьев. М., 2001; Никольский Б. В. Н. Н. Страхов. Спб.. 1896; Белов С.; Беходубровский Е. Библиотека И. Н. Страхова // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1976. М., 1977; Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии и общественной мысли. Франкфурт-на-Майне, 1983. Т. 1; Степанова Н. В. Философия Н. Н. Страхова. Пермь. 2010; GersteinL. Nikolai Strakhov. Cambridge (Mass.). 1971.


Вернуться на главную страницу Страхова

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС