Струве Петр Бернгардович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Струве Петр Бернгардович

1870-1944

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Петр Бернгардович Струве

Струве Петр Бернгардович (26.I.1870 - 1944) - русский экономист, философ, историк, публицист; главный представитель «легального марксизма» и его теоретик. Сын пермского губернатора. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1895). В 90-е годы редактировал журналы «легальных марксистов» «Новое слово» и «Начало». Выступал в печати по вопросам политэкономии, этики, социологии, истории, философии. В 1896 году участвовал в Международном социалистическом конгрессе в Лондоне. В 1898 году Струве был привлечен членами ЦК РСДРП к составлению Манифеста I съезда РСДРП. Однако Струве был противником революционного марксизма, в особенности учения о социалистической революции и диктатуре пролетариата. Оппозиционно настроенный по отношению к самодержавию, требуя буржуазно-демократических свобод, критикуя народничество, Струве стремился не к пролетарскому социализму, а к буржуазному либерализму. Пытался, «критически пересматривая» марксизм, приспособить его к потребностям либеральной буржуазии. В 1898-1900 годы стал на путь открытой ревизии марксизма и не только фактического, но и формального разрыва с социал-демократией. Редактировал нелегально издававшийся за границей с июня 1902 года журнал «Освобождение» и стал одним из главных деятелей возникшего летом 1903 года «Союза освобождения». С основанием в октябре 1905 года конституционно-демократической партии вошел в состав ее ЦК. После Революции 1905-1907 годы возглавлял правое крыло этой партии; редактировал журнал «Русская мысль», ставший органом правых кадетов и веховцев. Участвовал в сборнике «Вехи» (1909). В 1906-1917 годы преподавал политэкономию в Петербургском политехническом институте. С 1917 года - академик (по политэкономии и статистике; исключен из АН в 1928 году).

Струве враждебно встретил Октябрьскую социалистическую революцию 1917 года. В годы Гражданской войны деятельно сотрудничал с белогвардейцами. Входил в состав «Особого совещания» при А. И. Деникине. Был министром в правительстве П. Н. Врангеля. После разгрома российской контрреволюции эмигрировал. Редактировал журнал «Русская мысль» (Прага), газету «Возрождение» (Париж) и другие эмигрантские издания правокадетского направления. В 20-30-е годы Струве был признанным духовным вождем крайне правых интеллигентских кругов русской эмиграции. Преподавал в Пражском и Белградском университетах. Много занимался историей русской общественной мысли (статьи о Л. Н. Толстом, P. M. Достоевском, А. С. Пушкине, И. С. Аксакове). Струве был непримиримым врагом Советской власти. Умер в Париже.

В области философии Струве стоял на позициях неокантианства, эволюционируя в сторону неофихтеанства. Фальсифицируя историческую концепцию К. Маркса, считал неправомерным тезис об обострении противоречий и утверждал, что общественное развитие совершается путем не обострения, а притупления противоречий, без социальных переворотов. Струве отвергал диалектику, противопоставляя ей мирную эволюцию, а закон противоречия объявлял «баснословной догмой». В политэкономии отрицал теории трудовой стоимости, прибавочной стоимости, обнищания пролетариата. Струве - автор работ по экономической истории России, по истории русской интеллигенции. В книге «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» (СПБ, 1894) (которая была одним из главных проявлений «легального марксизма») Струве, полемизируя с народниками, правильно утверждал, что Россия пойдет путем европейского Запада. Однако полагал при этом, что капитализм оказывает благотворное влияние на народные массы в целом, отрицал растущее разорение крестьянства капиталистическим предпринимательством. Изображал противоречия капитализма, как явления внутреннего порядка, разрешимые в рамках его экономики. Струве отводил определяющую роль не производственные отношениям, а обмену, отождествлял капитализм с товарным хозяйством. Оставляя в стороне классовую борьбу, отвергая самое понятие «социальная революция», Струве утверждал, будто бы капитализм в России развивается «без классовых противоречий и насилия», проповедовал теорию мирного врастания капитализма в социализм. В 1901 году Струве написал к записке С. Ю. Витте «Самодержавие и земство» предисловие, в котором отрицал роль классовой борьбы, идее революции противопоставлял идею государственных реформ, подобных реформам 1860-х годов, идею буржуазного государства, организующего общество. В книге «Крепостное хозяйство. Исследования по экономической истории России в XVIII и XIX вв.» (М., 1913, представляла обработку доклада 1899 года и научных работ 1900-1901 годов), пытаясь решить проблему генезиса и развития капиталистических отношений в России, Струве изобразил крепостное хозяйство двигателем исторического процесса, противоречия между помещичьим и крестьянскими хозяйствами считал не классовыми, а экономическими. В статье «Интеллигенция и революция» (сборник «Вехи») представил историю России как борьбу государства с анархическим началом, выраженным сначала казачеством, а с середины 19 века - интеллигенцией. Струве солидаризировался с Лассалем, утверждая надклассовый характер государства. Взгляды Струве были подвергнуты всесторонней политической и научной критике в трудах В. И. Ленина («Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве» и др.), а также в работах Г. В. Плеханова.

А. Н. Цамутали. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ - СЯ ЧЕН. 1971.

Литература: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 475); Плеханов Г. В., Критика наших критиков, Избр. философ. произв., т. 2, М., 1956; История КПСС, т. 1, М., 1964; Чагин Б. A., Из истории борьбы В. И. Ленина за развитие марксистской философии, М., 1960.


Вернуться на главную страницу П.Б. Струве

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС