Шаляпин Федор Иванович |
|
1873-1938 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Федор Иванович Шаляпин
Портрет Ф.Шаляпина. 1916. Шаляпин Федор Иванович (1873-1938) - певец, драматический актер, снимался в кино. С 12 лет участвовал в спектаклях драматических трупп, сначала в качестве статиста, затем актёра. В 1894 г. пел в спектаклях в петербургском загородном саду "Аркадия". С 1896 г. в Московской частной опере С. Мамонтова. С 1899 года ведущий солист Большого и Мариинских театров. Триумфально выступал в миланском "La Scala" (1901), Риме (1904), Монте-Карло (1905), Берлине (1907), Нью-Йорке (1908), Париже (1908) и др. После Октябрьской революции руководил художественной частью Мариинского театра. В 1922 г. не вернулся из зарубежных гастролей. С 1930 г. выступал в труппе "Русская опера". Жил в Париже, умер от лейкемии. (в 1984 г. прах перенесен на Новодевичье кладбище в Москве). Использован материал с сайта "Русское зарубежье" - http://russians.rin.ru
Федор Шаляпин готовится к концерту. ШАЛЯПИН Федор Иванович (1.02.1873-12.04.1938), выдающийся русский певец (бас). С 10 лет был учеником сапожника, затем токаря, работал писцом, грузчиком. С музыкальной грамотой ознакомился, участвуя в церковных хорах. В 1890 поступил хористом в труппу С. Я. Семенова-Самарского (в Уфе). В 1891-92 разъезжал по России с малороссийской труппой. В 1894 был принят в труппу Мариинского театра в Петербурге. В 1896 принял приглашение известного мецената и театрального деятеля С. И. Мамонтова выступать в гастрольных спектаклях Московской частной русской оперы. В 1896-99 Шаляпин исполнил в ней партии Сусанина, Бориса и Варлаама, Грозного, Варяжского гостя и др. В них во всю мощь проявился могучий певческий талант Шаляпина. Большую роль в развитии творчества Шаляпина сыграло его общение с С. В. Рахманиновым и В. В. Стасовым. В 1899 Шаляпин перешел в Большой театр в Москве, но одновременно продолжал выступать и в Мариинском театре. В 1901 состоялись триумфальные гастроли Шаляпина в Италии (в театре Ла Скала в Милане). Шаляпин был участником “Русских сезонов” за границей, устраиваемых С. П. Дягилевым (в 1907-13, главным образом в Париже). Среди лучших партий Шаляпина — царь Борис (“Борис Годунов” Мусоргского), Мефистофель (“Фауст” Гуно), Мельник (“Русалка” Даргомыжского), Сусанин (“Жизнь за царя” Глинки). Шаляпин выступал и как камерный певец, исполняя русские народные песни и романсы. Он был талантливым художником и режиссером. С 1922 Шаляпин жил в эмиграции, большей частью в Париже. В. А. Федоров
А.И. Куприн и Ф.И. Шаляпин. Петербург. 1911 г. Шаляпин Федор Иванович (1873, Казань - 1938, Париж) - оперный и концертный певец, бас. Род. в бедной семье писаря. Отданный "в люди" к сапожнику, потом к скорняку, ремеслу так и не выучился. Регент церковного хора заметил природную музыкальную одаренность Шаляпина и научил его петь по нотам. Все систематическое образование Шаляпин - несколько классов гор. уч-ща, к-рое он окончил с похвальным листом. Служил писцом, работал грузчиком, хористом, бродяжничал. В 1894 был принят в труппу Мариинского театра. С 1896 Шаляпин перешел в частную оперу С. И. Мамонтова, где познакомился с артистическо-художественной элитой России и приобрел славу ярко созданными образами Мефистофеля, Ивана Грозного и др., выдающимися вокальными данными. В 1899 перешел в Большой театр. Участвовал в спектаклях "Русских сезонов" С.П. Дягилева. Обладая широкими дарованиями, Шаляпин занимался режиссурой оперных спектаклей, снимался в кино, был художником и скульптором. После окт. 1917 выступал с концертами, пытаясь продолжить работу. В 1918 ему было присвоено звание народного артиста Республики, но невозможность нормально жить и работать при новом режиме (см. его воспоминания, написанные в Париже, "Маска и душа". М., 1989) заставила его остаться за границей, куда он выехал на гастроли в 1922. Шаляпин пожертвовал в 1927 деньги русскому священнику в Париже на помощь голодающим детям эмигрантов, что было представлено на родине как денежная помощь "белогвардейцам на борьбу с Советской властью". В 1928 Советское правительство лишило Шаляпина звания народного артиста (постановление отменено Советом Министров РСФСР 10 июня 1991 "как необоснованное") и запретило ему въезд в СССР. В 1984 прах Шаляпин был привезен из Парижа и перезахоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
ШАЛЯПИН, ФЕДОР ИВАНОВИЧ (1873–1938), русский певец (бас-баритон). Родился 13 февраля 1873 в Казани. В юности Шаляпин брался за любую работу. Как певец был фактически самоучкой, но уже в возрасте 17 лет успешно выступал в составе небольшой провинциальной оперной труппы. 5 апреля 1895 Шаляпин дебютировал в петербургском Мариинском театре, в 1896 – в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова в Москве, где впервые раскрылись музыкальное и актерское дарования певца. С огромным успехом выступал в Европе, пел на сцене нью-йоркской «Метрополитен-опера». Всемирную славу ему принесло исполнение главной партии в опере Мусоргского Борис Годунов; к выдающимся достижениям относятся также исполнение партий в операх Фауст Гуно, Садко Римского-Корсакова, Мефистофель Бойто, Дон Кихот Массне и Жизнь за царя Глинки. Шаляпин покинул Россию в 1922 и обосновался в Париже. Кроме многочисленных оперных выступлений, он давал массу концертов и зарекомендовал себя как блистательный интерпретатор камерно-вокального репертуара. Особой популярностью пользовались в его исполнении русская народная песня Эй, ухнем и Песня о блохе Мусоргского. Голос певца отличался неповторимой красотой тембра. Умер Шаляпин в Париже 12 апреля 1938. Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".
Ф.Шаляпин. Автопротрет. ШАЛЯПИН Федор Иванович (1873—1938) — российский певец (бас), народный артист Республики (1918). В юности работал учеником сапожника, токаря, был переписчиком, увлекался театром (участвовал статистом в драматических и оперных театрах). С 1890 г. — хорист в оперной труппе в Уфе, исполнял и отдельные сольные партии (Стольник в опере «Галька» С. Монюшко). С 1891 г. с опереточной труппой гастролировал по разным городам России. Профессиональную сценическую деятельность начал в Тифлисе (совр. Тбилиси) в сезон 1893—1994 гг., исполнив несколько партий. В 1895 г. был принят в труппу Мариинского театра (Петербург), но дирекция императорского театра не обратила должного внимания на его талант. В 1896—1899 гг. выступал на сцене Московской частной русской оперы, с 1899 г. — в Большом и Мариинском театрах, в провинциальных городах, спев почти все основные партии своего репертуара. В 1901 г. с триумфом выступил в театре «Ла Скала» (Милан, Италия). Участвовал в Русских сезонах (1907—1909, 1913), с успехом пропагандируя русское музыкальное искусство. После Октябрьской революции 1917 г. назначен (1918) художественным руководителем Мариинского театра, в 1919 г. избран его директором. В 1922 г. уехал за границу на гастроли и на родину не вернулся, жил в Париже. Один из величайших представителей русской вокальной школы и реалистического исполнительского искусства. Сочетая дар певца и драматического актера, создал галерею разнохарактерных образов, раскрывая сложный внутренний мир героя. Среди лучших оперных партий: Борис, Варлаам и Пимен («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно и «Мефистофель» А. Бойто), Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Иван Грозный («Псковитянка» Я. А. Римского-Корсакова), Сусанин и Фарлаф («Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Алеко («Алеко» С. В. Рахманинова), Дон Кихот («Дон Кихот» Ж. Массне), Филипп II («Дон Карлос» Дж. Верди). Прославился и как камерный певец, исполняя русские народные песни и романсы. Многогранный талант и одаренность певца проявились в режиссерских работах (поставил оперы «Дон Кихот» и «Хованщина» М. П. Мусоргского); в киноролях (фильмы «Иван Грозный», «Дон Кихот»); в скульптурах, живописных и графических произведениях; в литературе — оставил мемуары. В 1984 г. прах Ф. И. Шаляпина перенесен из Парижа в Москву. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 566-567.
К.Коровин. Федор Шаляпин. ЭмигрантШАЛЯПИН Федор Иванович (1.11.1873, Казань - 12.4.1938, Париж) - певец (бас), Родился в бедной семье крестьянина из деревни Сырцово Вятской губернии Ивана Яковлевича Ш.; мать - Евдокия (Авдотья) Михайловна (урожд. Прозорова) - из деревни Дудинской той же губернии. Уже в детском возрасте обладал красивым голосом (дискант) и часто подпевал матери, «подлаживая голоса». С 9 лет пел в церковных хорах, пытался научиться играть на скрипке, много читал, но вынужден был работать учеником сапожника, токаря, столяра, переплетчика, переписчика. В 12 лет участвовал в спектаклях гастролировавшей в Казани труппы в качестве статиста. Неуемная тяга к театру приводила его в различные актерские труппы, с которыми он кочевал по городам Поволжья, Кавказа, Средней Азии, работая то грузчиком, то крючником на пристани, часто голодая и ночуя на скамейках. В Уфе 18.12.1890 он впервые спел сольную партию (Стольник в «Гальке» С.Монюшко). В Тифлисе брал бесплатные уроки пения у известного певца ДУсатова, выступал в любительских и ученических концертах. В 1894 пел в спектаклях, проходивших в петербургском загородном саду «Аркадия», затем в Панаевском театре. 5 апреля 1895 дебютировал в партии Мефистофеля в опере «Фауст» Ш.Гуно в Мариинском театре. В 1896 был приглашен С.Мамонтовым в Московскую частную оперу, где занял ведущее положение и во всей полноте раскрыл свой талант, создав за годы работы в этом театре целую галерею незабываемых образов в русских операх: Иван Грозный в «Псковитянке» Н.Римского-Корсакова (1896), Досифей в «Хованщине» М.Мусоргского (1897), Борис Годунов в одноименной опере М.Мусоргского (1898) и др. «Одним великим художником стало больше», - писал о 25-летнем Ш.В.Стасов. Общение в мамонтовском театре с лучшими художниками России (В.Поленовым, В, и А.Васнецовыми, И.Левитаном, В.Серовым, М.Врубелем, К.Коровиным и др. давало певцу мощные стимулы для творчества: их декорации и костюмы помогали в создании убедительного сценического образа. Ряд оперных партий в театре певец подготовил с тогда еще начинающим дирижером и композитором С.Рахмониновым. Творческая дружба объединяла двух великих художников до конца жизни Ш. Рахманинов посвятил певцу несколько своих романсов: «Судьба» (ел, А.Апухтина, соч.21, № 1), «Ты знал его» (ел.Ф.Тютчева, соч. 34, № 9) и др. В дальнейшем мировоззрение певца складывалось под воздействием общения с В.Ключевским, Стасовым, Римским-Корсаковым, И.Репиным, позднее - с М.Горьким. Глубоко национальное искусство Ш. восхищало его современников. «В русском искусстве Ш. - эпоха, как Пушкин» (Горький). В опоре на лучшие традиции национальной вокальной школы Ш. открыл новую эру в отечественном музыкальном театре. Он сумел удивительно органично соединить два важнейших начала оперного искусства - драматическое и музыкальное, подчинить свой трагедийный дар, уникальную сценическую пластику и глубокую музыкальность единому художественному замыслу. «Ваятель оперного жеста», - так назвал певца Б.Асафьев. С 24.9.1899 Ш. - ведущий солист Большого и одновременно Мариинского театров, с триумфальным успехом гастролировал за рубежом. В 1901 в миланском «La Scala» пел партию Мефистофеля в одноименной опере А.Бойто с Э.Карузо, дирижировал А.Тосканини. Мировую славу русского певца утвердили гастроли в Риме (1904), Монте-Карло (1905), Оранже (Франция, 1905), Берлине (1907), Нью-Йорке (1908), Париже (1908), Лондоне (1913-14). Божественная красота голоса Ш. покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым мягким тембром звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций. Эффект художественного перевоплощения изумлял слушателей не только внешним обликом (Ш. уделял особое внимание гриму, костюму, пластике, жесту), но и глубоким внутренним содержанием, которое передавала вокальная речь певца. В создании емких и сценически выразительных образов певцу помогала его необычайная многогранность: он был и скульптором, и художником (оставил свой автопортрет), писал стихи и прозу. Такая разносторонняя одаренность великого артиста напоминает мастеров эпохи Возрождения, не случайно современники сравнивали его оперных героев с титанами Микеланджело. Искусство Ш. перешагнуло национальные границы и повлияло на развитие мирового оперного театра. Многие западные дирижеры, артисты и певцы могли бы повторить слова итальянского дирижера и композитора Д.Гавадзени: «Новаторство Шаляпина в сфере драматической правды оперного искусства оказало сильное воздействие на итальянский театр... Драматическое искусство великого русского артиста оставило глубокий и непреходящий след не только в области исполнения русских опер итальянскими певцами, но и в целом, на всем стиле их вокально-сценической интерпретации, в том числе произведений Верди... В годы 1-й мировой войны гастрольные поездки прекратились. После Октябрьской революции 1917 Ш. занимался творческим переустройством бывших императорских театров, был выборным членом дирекций Большого и Мариинского театров, руководил (в 1918) художественной частью последнего. В 1918 был первым из деятелей искусств, удостоенных звания народного артиста Республики. Певец стремился уйти от политики, в книге своих воспоминаний он писал: «Если я в жизни был чемнибудь, так только актером и певцом, моему призванию я был предан безраздельно. Но менее всего я был политиком». Весной 1922 Ш. не вернулся из зарубежных гастролей, хотя долго считал свое невозвращение временным. Значительную роль в случившемся сыграло домашнее окружение. Забота о детях, страх оставить их без средств существования заставляли Ш. соглашаться на бесконечные гастроли. Старшая дочь Ирина осталась жить в Москве с мужем и матерью, Полой Игнатьевной Торнаги-Шаляпиной. Другие дети от первого брака - Лидия, Борис, Федор, Татьяна и дети от второго брака - Марина, Марфа, Дассия и дети Марии Валентиновны (второй жены) - Эдуард и Стелла жили вместе с ними в Париже.Ш. особенно гордился сыном Борисом, который, по словам Н.Бенуа, добился «большого успеха как пейзажист и портретист». Федор Иванович охотно позировал сыну; сделанные Борисом портреты и зарисовки отца «являются бесценнейшими памятниками великому артисту...». На чужбине певец пользовался неизменным успехом, гастролируя почти во всех странах мира (Англия, Америка, Канада, Китай, Япония, Гавайские острова). С 1930 Ш. выступал в труппе «Русская опера», спектакли которой славились высоким уровнем постановочной культуры (реж.А.Санин). Особый успех в Париже имели оперы «Русалка», «Борис Годунов», «Князь Игорь». В 1935 Ш. избрали членом Королевской Академии музыки (вместе с А.Тосканини) и вручили диплом академика. В репертуаре Ш. было около 70 партий. В операх русских композиторов он создал непревзойденные по силе и жизненной правде образы Мельника («Русалка» А.Даргомыжского). Ивана Сусанина («Иван Сусанин» М.Глинки), Бориса Годунова и Варлаама («Борис Годунов»), Ивана Грозного («Псковитянка»), Досифея («Хованщина»), Олоферна («Юдифь» А.Серова), Алеко («Алеко» Рахманинова), Фарлафа («Руслан и Людмила» Глинки), Еремки («Вражья сила» Серова), Демона («Демон» А.Рубин111тейна), Кончака («Князь Игорь» А.Бородина). Среди лучших партий в западноевропейской опере Мефистофель («Фауст» Гуно и «Мефистофель» Бойто), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж.Россини), Лепорелло («Дон Жуан» В.Моцарта), Дон Кихот («Дон Кихот» Ж.Массне). Столь же велик был Ш. в камерно-вокальном исполнительстве. Здесь он привнес элемент театральности и создал своеобразный «театр романса»; «Титулярный советник» (ел.П.Вейнберга, муз.А.Даргомыжского), «Старый капрал» и «Червяк» (ел.В.Курочкина, муз. Даргомыжского), «Семинарист» (ел. и муз. Мусоргского). Его репертуар включал до 400 песен, романсов и др. жанров камерно-вокальной музыки. В число шедевров исполнительского мастерства вошли «Блоха», «Забытый», «Трепак» Мусоргского, «Ночной смотр» Глинки, «Пророк» РимскогоКорсакова, «Два гренадера» Р.Шумана, «Двойник» Ф.Шуберта и др., а также русские народные песни «Прощай, радость», «Не велят Маше за реченьку ходить», «Из-за острова на стрежень». В 20-30-х им было сделано около 300 грамзаписей. «Люблю грамофонные записи..., - признавался Ш. - Меня волнует и творчески возбуждает мысль, что микрофон символизирует собой не какую-то конкретную публику, а миллионы слушателей». Певец был очень требователен к записям, среди его любимых запись «Элегии» Массне, русских народных песен, которые он включал в программы своих концертов на протяжении всей творческой жизни. По воспоминанию Асафьева, «широкое, могучее неизбытное дыхание великого певца насыщало напев, и, слышалось, нет предела полям и степям нашей Родины». Вдали от родины для Ш. были особенно дороги встречи с Рахманиновым, с русской балериной Анной Павловой.Ш. был знаком с Тоти Даль Монте, Морисом Равелем, Чарли Чаплиным, Гербертом Уэллсом. В 1932 снимался в фильме «Дон Кихот» по предложению немецкого режиссера Георга Пабста; фильм пользовался популярностью у публики. Оказавшись в эмиграции уже на склоне лет, Ш. тосковал по России, потерял жизнерадостность и оптимизм, не пел новых оперных партий, часто болел. В мае 1937 врачи поставили ему диагноз - лейкемия, через год он скончался. До конца своей жизни Ш. оставался русским гражданином, он не принял иностранного подданства, мечтал быть похороненным на родине, Его желание исполнилось: прах певца был перевезен в Москву и 29,10.1984 захоронен на Новодевичьем кладбище. Материал из кн.: В.Шелохаев.Энциклопедия Русской эмиграции, 1997 г. Электронная версия фрагмента с сайта http://interpretive.ru/ Далее см. фотоальбомДалее читайте:Аркадий Аверченко. Очерк "Федор Шаляпин". Игорь ФУНТ. Лико, ребята, – какой выродок! ("Русская жизнь"). Юрий УЗИКОВ. Краеведческий калейдоскоп. Запомнил Шаляпин Уфу. Записка министра культуры СССР Н.А. Михайлова в ЦК КПСС о восстановлении Ф.И. Шаляпину звания народного артиста РСФСР, 2 октября 1956 г. Записка Отдела культуры ЦК КПСС с согласием секретарей ЦК КПСС о нецелесообразности восстановления звания народного артиста РСФСР Ф.И. Шаляпину, 3 октября 1956 г. Сочинения:Ф.И.Шаляпин, тт. 1–3. М., 1976–1979 Ф.И.Шаляпин, Страницы моей жизни. М., 1976; Ф.И.Шаляпин, Маска и душа. М., 1989. Ф.И.Шаляпин: Летопись жизни и творчества, кн. 1–2. Л., 1988–1989 Литература:Коллар В.А. 187 дней из жизни Шаляпина. Н.-Новгород, 1991
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |