Шамшурин Валерий Анатольевич |
|
р. 1939 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Валерий Анатольевич Шамшурин
Валерий Шамшурин. Шамшурин Валерий Анатольевич (р. 1939), прозаик. Родился в городке Агрызе Татарской АССР. Окончил историко-филологический факультет Нижегородского университета. Первыми его книгами были сборники стихов, которые выходили с конца 60-х годов прошлого века: "Ливни", "Красный день", "Светлояр", "Волжские пристани", "Часовая гора", "В серебряный день Покрова" и другие. В последние годы пишет историческую прозу, отдельными книгами выходит его трилогия о спасении Отечества народным ополчением Минина и Пожарского: "Каменная соль", "Набат над Волгой", "Алтарь Отечества". Совместно с Юрием Адриановым Валерий Шамшурин выпускает книги историко-литературных очерков "Старый Нижний" (1994). Лауреат премий Нижнего Новгорода, им. В.С.Пикуля, им. Н.М.Карамзина. Живет в Нижнем Новгороде. Шамшурин Валерий Анатольевич [19.3.1939, Агрыз (Татария)] — поэт, прозаик. Родился в семье железнодорожника. Вскоре после его рождения отца перевели в Горький, где и прошло детство писателя. Поэтический дар пробудился в Шамшурине еще в ранние школьные годы: первые строки появились под влиянием лирики Пушкина, томик стихов которого Шамшурин получил в подарок на день рождения. Из ярких впечатлений детства — увлечение поэзией Некрасова, произведения которого часто цитировал отец. Окончив школу, Шамшурин поступил на историко-филологический факультет Горьковского университета. В студенческие годы состоялся творческий дебют Шамшурина 27 марта 1958 в газете «Горьковский рабочий» напечатано стих. «Он богатырски встал», посвященное памятнику М.Горького работы Мухиной. С этого момента, по признанию самого Шамшурина, литературное творчество стало его судьбой. После окончания вуза в 1961 Шамшурин работает директором 8-летней сельской школы на Алтае, затем возвращается в Горький, где устраивается на студию телевидения: сначала — в редакцию промышленных передач, а затем в молодежную редакцию «Факел». С 1967 начинается «газетный» период жизни Шамшурина. В редакциях «Ленинской смены» и «Горьковского рабочего» Шамшурин проработал более 10 лет — до 1978. Этот период ознаменовался творческими успехами и ростом поэтического мастерства. В 1968 выходит первая книга его стихов «Ливни», нашедшая положительный отклик Л.Безрукова, отметившего в статье «Начало успеха», что творческая манера автора, его характер и его устремления с предельной остротой выразились в стихотворении «Ливень», которое «все объединило в сборнике, заставило звучать, дать настрой всему, что поэт любит и ненавидит, вторгаясь в мир живущий, принимая все его боли и радости близко к сердцу» (Ленинская смена. 1968. 11 дек. С.3). Стихотворение, давшее название сборнику, несет в себе сильнейший эмоциональный заряд, выразившийся в напряженной метафоричности: «В асфальт, в дома, в собак, в людей, / В портреты, в гомон площадей / Прямой решительностью линий / Ударил ливень. / Все вмиг намокло, потекло. / И вспененные, точно в мыле, / Дома по улицам поплыли, / Отфыркиваясь тяжело». В первую книгу в основном вошли стих.— раздумья о человеческих судьбах, о смысле и истоках творчества. За «Ливнями» последовали книги «Штык» (1972), «Красный день» (1976), где продолжается углубление лирических начал первого сборника. Стихи Шамшурин публикуются в «Комсомольской правде» и центральных изд-вах, переводятся в СССР и в Болгарии. В 1977 в Москве в издательстве «Современник» выходит сборник «Светлояр». А.Н.Алексеева, характеризуя поэтический стиль Шамшурина, отметила в его стихах «яркость детали», «остро подмечаемые оттенки переживаний», «лаконичность и точность художественных средств», указала на оригинальность преобладающей в творчестве поэта пейзажной лирики, имеющей своеобразную худож. структуру, «с необходимой краткостью, афористичностью речи», с «грубо-зримыми», «выразительными» образами (Алексеева А.Н. — С.99,105-106). Исследовательница также проследила развитие и углубление основных тем, характерных для творчества поэта: «Мотивы "Отчизны", "Малой родины", все чаще появляются в новых стихах Валерия Шамшурина. Если в первых книгах деревенские проблемы исчерпывались темой ухода из деревни молодых или новых кадров ("В далеком районе", "Сегодня ночью посевная кончилась...") или лирическими воспоминаниями о детстве ("Чуть поскрипывают полозья...", "Дядя Миша", "На Селигере", "Теплые деревни", "Сентябрь"), то теперь ощущения бывшего деревенского человека, ставшего городским и страдающего ностальгией по "истокам", становятся главной темой. Сейчас это постоянный мотив у поэтов разных поколений, только Валерий Шамшурин из тех, кто умеет ему придать очень личный, совсем не претенциозный оттенок чего-то родного, близкого, обязательного для каждого сердца» (Алексеева А. Н.— С.102). В 1980-е Шамшурин работает редактором в Волго-Вятском книжном издательстве, возглавляет Горьковскую писательскую организацию, входит в состав редколлегии журнала «Волга». Еще первый сборник поэта «Ливни» завершали несколько стихотворений, сюжеты которых обращены к страницам русской истории («Палач Пугачева», «В Ферапонтовом монастыре», «Похороны Моцарта», «Трубач»). В конце 1970-х интерес к отечественной истории становится преобладающим в творчестве Шамшурина. Он начинает сбор материалов о Смуте XVII в. Столь масштабный материал потребовал воплощения в прозаическом жанре. В 1989 появляется роман «Каленая соль» (рецензент — профессор Р.Скрынников), повествующий о создании народного ополчения как следствии роста национального самосознания и укрепления народного единства в условиях боярской междоусобицы. В центре повествования — образы Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, вставших на защиту Отечества. Ю.Адрианов, рассуждая о книге Шамшурина, говорит том, что характеры этих героев еще только выстраиваются: автор выделил в них преобладающие, но несомненно важнейшие качества, показав Минина и Пожарского как воинов и государственных мужей, носителей народной добродетели. Адрианов отмечает также мастерство автора в обрисовке ряда др. персонажей: «Несомненно, удалась Марина Мнишек, авантюристка, алчность и бесстыдство в жизни и политике которой давно стали нарицательными. И рядом — тонкий интриган, себялюбец, патриот, но с холодным расчетом, Авраам Палицын, шляхтич Ружинский, трагикомическая фигура Лжедмитрия II, Василий Шуйский, нижегородский воевода Репнин». Предметом исторического и худож. исследования Шамшурин, по мнению Адрианова, является «крестный путь к возрождению национального духа» (Адрианов Ю. 1990. С.3). «Каленая соль» дает толчок творческому поиску Шамшурина в области исторического романа. Так постепенно создается романная трилогия о нижегородском ополчении 1612 («Каленая соль», 1989, «Набат над Волгой», 1991, «Алтарь Отечества», 1992). В 1996 выходит книга «Жребий Кузьмы Минина», написанная на основе ранее изданной трилогии. Совместно с Ю.Адриановым Шамшурин написал историческую книгу «Старый Нижний» (1994). Появляются в печати историко-литературные очерки «Минин и Пожарский — спасители Отечества» (1997) и научно-популярное издание «Николай Карамзин» (1998). Не прекращается работа над новыми историческими произведениями. Не менее значительный труд Шамшурин вложил в создание литературно-художественного журнала «Нижний Новгород», главным редактором которого он являлся в 1997-99. Шамшурин — председатель правления Нижегородской областной организации СП России, профессор Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Лауреат литературной премии Международной ассоциации писателей баталистов и маринистов им. В.С.Пикуля, премии СП России им. Н.М.Карамзина, премии редакции «Роман-газета» — «Отечество», лауреат премии Нижнего Новгорода, заслуженный работник культуры РФ. М.В.Ледько Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с.678-680. Далее читайте:Валерий Шамшурин. Седьмая печать. "Роман-газета" № 9, 2005. Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Ливни: Первая книга стихов. Горький, 1968; Штык. Горький, 1972; Трудом велик и славен человек. Горький, 1972; Красный день. Горький, 1976; Светлояр. М., 1977; Волжские пристани: Стихи и поэма. Горький, 1981; Стрежень: [очерки]. Горький, 1984; Свет победы: Стихи и поэма. Горький, 1984; Кудрина. М., 1984; Часовая гора. М., 1986; Каленая соль: Историческое повествование. Горький, 1989; Набат над Волгой: Историческое повествование. Н.Новгород, 1991, Алтарь Отечества: [Историческое повествование]. Н.Новгород, 1992; Адрианов Ю.А., Шамшурин В.А. Нижегородские музы: Культура в ретроспективе: события, имена, традиции. Н.Новгород, 1994; Старый Нижний: Историко-литературные очерки / в соавт. с Адриановым Ю. Н.Новгород, 1994; В серебряный день Покрова: Избранные стихотворения. Н.Новгород, 1995; Жребий Кузьмы Минина: Нижегородские были: [исторический роман: трилогия]. Н.Новгород, 1996; Минин и Пожарский — спасители Отечества: Историческое повествование. М., 1997; Меж двух огней (Без Бога): Историческая повесть // Роман-газета. 1998. №2. С.20-63. Николай Карамзин: [сб. / автор и сост. В.А.Шамшурин]. М, 1998; Дыханиезвезды = Breath of a star: Лирика. Н.Новгород, 1999; Путник в ночи (Таинственный старец): роман-версия. М, 2000; Два императора: дилогия. Н.Новгород, 2003. Литература:Валерий Анатольевич Шамшурин: библиографический указатель. Н.Новгород, 1999; Валерий Анатольевич Шамшурин // Писатели-горьковчане: Литературные портреты. Горький, 1976. С.191-194; Алексеева А.Н. «Снова только весны...» // Алексеева А.Н. В большой державе русского стиха: литературно-критические очерки. Горький, 1980. С.93-109; Гладышева О. Родство // Волга. 1983. №10. С.159-162; Валерий Шамшурин: «Я написал книгу о современности» // Земля нижегородская. 1992. №21. С.14; Лесин М. Новая книга // Перекресток России. 1995. 5 мая. С.2; Адрианов Ю. Урок духовной соборности // Роман-газета. 1996. №13. С.1-2; Имя любви моей Родина: О творчестве нижегородского писателя Валерия Шамшурина: [буклет]. Н.Новгород, 1999; Трефилов Г. Странник в глубине веков // Нижегородский рабочий. 1999. 19 марта. С.4; Мухина М. Негасимую свечку зажечь // Нижегородская правда. 1999. 18 марта. С.4; Жильцов В. Строгая доброта // Нижегородские новости. 1999. 19 марта. С.4; Гладышева А. Славна Россия сыновьями... // Земля нижегородская. 1999. 20 марта. С.12.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |