Шлегель, Карл Вильгельм Фридрих |
|
1772–1829 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Карл Вильгельм Фридрих Шлегель
Шлегель (Schlegel), Фридрих (10.III.1772 - 12.I.1829) - немецкий литературовед, критик, писатель, философ; один из теоретиков романтизма. Происходил из ганноверской бюргерской семьи. Политические и методологические взгляды Шлегеля претерпели существенную эволюцию. Для раннего Шлегеля характерна близость к идеям Просвещения и классицизма, увлечение античностью (особенно афинской демократией), защита принципов Великой французской революции, республиканизм, близость к Г. Форстеру. В 1797-1801 годы, в иенский период жизни, Шлегель становится одним из главных теоретиков раннего немецкого романтизма; вместе с братом А. В. Шлегелем он входил в кружок ранних немецких романтиков («иенские романтики»), издавал журнал "Athenaeum" (Bd 1-3, В., 1798-1800). На взгляды Шлегеля оказывала влияние идейная близость к И. Г. Фихте, позднее - к Ф. В. Шеллингу. Обратившись к истории культуры средневековья и нового времени, Шлегель одним из первых взял за основу принцип историзма; он представил историю мировой культуры как процесс, каждый этап которого отличается своеобразием связи писателя с современностью (например, творчество Шекспира - с гуманизмом 16 века, Г. Форстера - с борьбой за свободу в 18 веке и т. д.). Ранний романтический историзм Шлегеля в известной мере опирался на теорию прогресса. В то же время этот период отличает наметившееся в 1797-1799 годы разочарование Шлегеля в идеалах Просвещения и Великой французской революции. В 1808 году Шлегель принял католичество, переехал в Вену, поступив на австрийскую службу (секретарь государственной канцелярии); он - один из деятельных участников и идейных вдохновителей антинаполеоновской борьбы (в русле австрийского официального национализма). В этот период Шлегель - защитник реакционно-феодальной политики К. Меттерниха, идей Реставрации (лозунг Шлегель – «назад к порядку»). Последний этап эволюции Шлегеля - переход на позиции защиты католицизма ультрамонтанского толка. Реакционные исторические взгляды позднего Шлегеля - крайняя идеализация средневековья, мистицизм, нашли отражение в лекциях, прочитанных им в Венском университете (1827-1829), в его «Философии истории» ("Philosophie der Geschichte", Bd 1-2, W., 1829). Взгляды позднего Шлегеля способствовали укреплению в Германии того времени засилья реакционно-романтической историографии. Воззрения раннего Шлегеля оказали положительное влияние на историков культуры 19 века (Г. Гервинус и др.). Шлегель - один из первых немецких индологов, автор труда «О языке и мудрости индусов» ("Über die Sprache und Weisheit der Indier", Hdlb., 1808). Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ-ТЯНЬ - ЯШТУХ. 1976. Сочинения:Kritische Friedrieh-Schlegel-Ausgabe, hrsg. von E. Behler..., Münch. - Paderborn -Z., 1958 - (изд. продолжается); Georg Forsters Schriften, в кн.: Meisterwerke deutscher Literaturkritik, hrsg. von H. Mayer, Bd 1, В., 1956; в рус. пер.- Фрагменты, в кн.: Литературная теория немецкого романтизма, Л., 1934; История древней и новой литературы, 2 изд., ч. 1-2, СПБ, 1834. Литература:История немецкой литературы, т. 3, М., 1966, с. 97-117; Берковский Н. Я., Романтизм в Германии, Л., 1973; Г а им Р., Романтическая школа, пер. с нем., М., 1891; Korff H. A., Geist der Goethe-Zeit, Bd 1-2, Lpz., 1966. Вернуться на главную страницу Фридриха Шлегеля
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |