Шлегель, Карл Вильгельм Фридрих
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ш >

ссылка на XPOHOC

Шлегель, Карл Вильгельм Фридрих

1772–1829

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Карл Вильгельм Фридрих Шлегель

Шлегель (Schlegel) Фридрих (10.3.1772, Ганновер,— 12.1.1829, Дрезден), немецкий критик, филолог, философ-идеалист, писатель, теоретик романтизма. В статьях 90-х годов, написанных под влиянием И. И. Винкельмана, видел в древнегреческой поэзии прообраз истинного искусства, воплощение «объективно-прекрасного», резко критиковал культуру и искусство нового времени за господство «манерного, характерного и индивидуального», смешение жанров, неустанное стремление к «новому, пикантному и поразительному» и т. п. («Об изучении греческой поэзии» — «Über das Studium der Griechischen Poesie», 1795—96). В конце 90-х годов сформулировал программные идеи йенского кружка романтиков (журнал «Атеней», издававшийся Ф. и А. Шлегелями, 1798—1800). Утверждая теперь специфическую ценность современного, «романтического» искусства (в его отличие от «классического», античного), вершинами его считал Данте, Шекспира, Сервантеса, Гёте. В многочисленных статьях, фрагментах и афоризмах выдвинул утопический идеал новой, универсальной поэзии и культуры, эстетичерки преображающей мир, устремлённой к «бесконечной полноте универсума», находящейся в непрестанном процессе творческого становления, принципиально незавершённой, постоянно рефлектирующей по поводу себя и своих созданий, сливающей воедино иск-во, философию, науку и религию [прообраз такого слияния Шлегель видел в древней мифологии и мечтал о новой мифологии, зачатки которой усматривал в новейшем естествознании и послекантовской идеалистической философии («Разговор о поэзии» — «Gespräch über die Poesie», 1800)]. С этим связано учение об иронии как выражении незамкнутой динамики мира и познания, «чувства целого», побуждающего художника к постоянному самовозвышению над ограниченностью своего «Я», изображаемого материала и средств изображения. В духе Шлейермахера раннеромантический идеал культуры истолковывается Шлегелем как пантеистическая религия «бесконечного» («Письмо о философии» — «Brief über die Philosophie», 1799; «Идеи» — «Ideen», 1799). Формирующееся «Я» и становящийся мир, «идеальное разума» и «реальное универсума» — два полюса в картине мира у Шлегеля, 1799—1800 («идеал-реализм» как соединение Фихте и Спинозы; в дальнейшем возрастает влияние Лейбница). Бесконечное нельзя фиксировать в застывших понятиях, его можно только «открывать и созерцать» в символах — художественных образах и философских идеях-«прапонятиях». История сознания — это история воображения («пойетического разума»), созидающего символы.

В кёльнских лекциях по философии (1804—1806) — первом систематическом изложении идей Шлегеля — мир предстаёт как множество конечных производных становящихся «Я» (каждое из которых — только фрагмент изначального «Я»), общающихся между собою и с «пра-Я»; «не-Я» — это лишь некое «протрво-Я», или «Ты», в «пра-Я сходятся все лучи философии». Лекции содержат всеохватывающую критику философских систем, или типов мировоззрений, каждое из которых (материализм, скептицизм, пантеизм, дуализм и идеализм) является звеном в «последовательном развитии» мировой философии.

После обращения в католичество (1808) жил в Вене. В «Истории древней и новой литературы» (Bd l—2,1815, рус. пер., ч. 1—2, 1829—30), продолжающей традиции Гердера и занимающей значительное место в утверждении романтического историзма, национальной литературы рассматриваются в их неповторимой индивидуальной целостности как выражение духовной жизни народа в тесной связи с религиозной, философской и политической историей. Республиканизм и приверженность идеям Великой французской революции в 90-х годов сменились в 1810—1820-х годах консервативно-романтическим идеалом «истинной империи», олицетворяемой австрийской сословной монархией (журн. «Concordia», 1820—23). В «Философии жизни» («Vorlesungen über die Philosophie des Lehens», 1828), «Философии истории» («Vorlesungen über die Philosophie der Geschichte», Bd 1—2, 1829), «Философии языка и слова» («Philosophische Vorlesungen, insbesondere über Philosophie der Sprache und des Wortes», 1830) развивал идеи универсальной «христианской философии». Критикуя различные философской системы, особенно немецкий классический идеализм, как формы «расколотого сознания», предпосылкой подлинной «философии жизни», основанной на принципах христианского «спиритуализма», считал восстановление внутренней целостности человеческого сознания в единстве всех душевных и духовных способностей (рассудка, фантазии, разума, воли и т. д. ). Шлегель — один из основоположников нем. санскритологии и сравнительного языкознания («О языке и мудрости индийцев» — «Über die Sprache und Weisheit der Indier», 1808).

Ю. H. Попов.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Kritische Friedrich-Schlegel-Ausgabe..., hrsg. v. E. Behler . a.), Bd 1 — 14, 18, 18—19, 22, 29, 30, 33, 35, Mimch.— W.— Paderborn, 1958—81 — (изд. продолжается); в рус. пер.— Лит, теория нем. романтизма, Л., 1934, с. 169—210.

Литература: Гайм Р., Романтич. школа, пер. с нем., М., 1891; Верков с кий Н. Я., Рймантизм в Германии, Л., 1973; Enders C., Fr. Schlegel. Die Quellen seines Wesens und Werdens, Lpz., 1913; Wir z L., Fr. Schlegels philosophische Entwicklung, Bonn, 1939; Anstett J. - J., La pensee religieuse de Fr. Schlegel, P., 1941; Mennemeier F. N., Fr. Schlegels Poesiebegriff, Müncli., 1971.


Вернуться на главную страницу Фридриха Шлегеля

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС