Штур (Štúr) Людовит |
|
1815-1856 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Штур (Štúr) Людовит (29.10.1815, Угровец, Средняя Словакия, — 12.1.1856, Модра, близ Братиславы), словацкий поэт, филолог, общественный деятель. Идеолог национально-освободительного движения 40-х гг. 19 в. Получил философско-филологическое образование в Братиславском лицее (1829—33) и в университете в Галле (1838—40). В 1844 осуществил (вместе с Й. Гурбаном и М. М. Годжей) реформу литературного языка на основе среднесловацкого наречия; организовал культурно-просветительское общество "Татрин" ("Tatrin"). В 1845—48 издавал 1-ю словацкую политическую газ. "Словенске народне новини" ("Slovenskje narodňje novini") с литературным приложением "Орол Татранский" ("Orol Tatrańnski"). В 1847—48 депутат венгерского сейма. На Славянском съезде в Праге (1848) выступал с требованием равных прав славянских народов на свободное национальное и культурное развитие. Участвовал в Пражском восстании 1848;в Революции 1848—49 возглавил борьбу словаков за национальное освобождение. Отказ венгерского буржуазного революционного правительства удовлетворить национальные требования угнетённых народов обусловил переход Ш. на позиции австрославизма, в лагерь контрреволюции. После 1848 жил в Модре под полицейским надзором, занимался научно-публицистической и литературной деятельностью. Социально-экономическая, политическая и культурная программа Ш., носившая объективно буржуазно-демократический характер, стала основой национальной идеологии и романтизма в литературе. Её основные положения: ликвидация феодализма, введение демократических свобод, создание условий для социально-экономического прогресса и развития национальной культуры в рамках многонационального Венгерского королевства. Ш. считал возможным внекапиталистический путь развития словацкого народа в формах крестьянской общины (политический трактат "Славянство и мир будущего", опубл. 1867, на рус. яз.). При рассмотрении процесса и перспектив исторического развития славянских народов стремился применить метод философии Г. Гегеля (лекции и статьи по всеобщей славянской истории, эстетике и философии). В литературно-эстетических воззрениях абсолютизировал фольклор как выражение национального духа и национальной культурной традиции ("О народных песнях и повестях племён славянских", 1853). В поэзии разрабатывал жанры патриотической лирики и эпики (сб. "Лирика и песни", 1853, поэмы "Святобой", "Матуш из Тренчина", обе —1853). И. А. Богданова. Использованы материалы Большой советской энциклопедии. Сочинения:Dielo, zv. 1—6, Brat., 1954—59; Listy, zv. 1—3, Brat., 1954—60; в рус. пер.— Путешествие в Лужицы весной 1839, "Денница", Варшава, 1842, ч. 1, № 1—2; Славянство и мир будущего..., 2 изд., СПБ, 1909 (Биографич. очерк); [Стихи], в кн.: Поэзия западных и южных славян, Л., 1955. Литература:Францев В., Чешско-словенский раскол и его отголоски в литературе 40-х гг. Памяти Л. Штура, Варшава, 1915; Матула В., Л. Штур, Братислава, 1956; История словацкой литературы, М., 1970, с. 79—86; Sučasníci о L'udovitovi Šturovi, Brat., 1955; L'udovit Štúr. Zivot a dielo. Sborni'k, Brat., 1956; Juricek J., L'udovit Št Štúr, Brat., 1971. Далее читайте:Исторические лица Чехословакии (биографический справочник). СЛАВЯНСТВО (Специальный проект ХРОНОСа в рамках программы "Форум славянских культур").
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |