Швейцер, Альберт |
|
1875–1965 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Альберт Швейцер
ШВЕЙЦЕР Альберт (1875-1965) — немецко-французский мыслитель, теолог, врач, музыковед, теоретик в области философии и культуры, общественный деятель. Основные сочинения: «Психиатрическая оценка Иисуса, характеристика и критика», «Проблема Тайной вечери на основании научных исследований XIX столетия и исторических сообщений», «И. С. Бах», «Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть 1», «Культура и этика. Философия культуры. Часть 2», «Христианство и мировые религии», «Мистика апостола Павла», «Проблема этического в развитии человеческой мысли», «Гуманность» и др. Тема философских размышлений Ш. — кризис современной культуры и воздействие его на личность. Результатом этого воздействия является кризис мировоззрения, вызванный неспособностью философско-религиозной мысли сообщить этической деятельности, процессу самосовершенствования человека реальные жизненные цели и смыслы. Концепция разумности всего существующего, идущего к неким высшим целям, и религиозное оправдание неизбежности зла на этом пути лежат в основе общепринятого мировоззрения. Но в мире, считает Ш., целесообразности нет. «Осмысленное в бессмысленном и бессмысленное в осмысленном — вот сущность универсума... Все объяснения зла в мире являются софистикой и не имеют другой цели, кроме того, чтобы дать человеку возможность не так остро переживать окружающее его несчастье». Мировоззрение же, полагающее, что действительность можно преобразовывать, не считаясь с разумом, считает Ш., ведет либо к голому активизму, разрушающему основы культуры, либо к пессимизму, закрывающему все пути к действию. Ш. противопоставляет подлинную, «жизненную» рациональность познавательной рациональности классической философии. Вместо понятия «мировоззрение» он предлагает ввести понятие «жизневоззрение». Понятие мировоззрения несет на себе груз философско-религиозных, идеологических представлений, которые искажают естественное отношение человека к жизни. Жизневоззрение проявляет себя в жизнеутверждении и жизнеотрицании, которые, в свою очередь, проявляются в мироутверждении и мироотрицании. Мироощущение первых христиан — жизнеутверждающее, но оно есть мироотрицание. Этика XV-XVII вв. — совпадение жизнеутверждения и мироутверждения. Этика Шопенгауэра и Ницше — это приговор европейской этической мысли, это распад первичного чувства жизни на крайнее жизнеотрицание и крайнее жизнеутверждение. Подлинная рациональность — это то, что способствует выражению нравственного существа человека, что освобождает его от подчинения внешней необходимости, зависимости от мира. Исходным и первичным принципом мировоззрения является факт жизни, который Ш. противопоставляет факту мысли как вторичному. Декартовское «Я мыслю, следовательно, существую» есть «убогое, произвольно выбранное начало», уводящее безвозвратно на путь абстракции. Истинная философия, считает Ш., должна исходить из самого непосредственного и всеобъемлющего факта жизни, данного сознанию. Этот факт гласит: «Я жизнь, которая хочет жить, я — жизнь среди жизни, которая хочет жить». Размышляя о своей жизни, человек видит, что всё живущее, как и он сам, есть проявление всеобщей воли к жизни. Необъяснимое, мистическое переживание таинственной связи своей жизни со всей жизнью, наполняющей Вселенную, Ш. называет «благоговением перед жизнью». Это чувство должно стать принципом практической, жизненной этики современного человека, «правильным поведением» осуществляющего благо как в индивидуальной и общественной жизни, так и в масштабах космоса. Для Ш. этика — не часть философской системы, не нормативная дисциплина, «наука о должном», но первичное побуждение, действующее с непреодолимой силой во всяком существе (цветущем дереве, животном, человеке), «воля», направляющая человека и не нуждающаяся в какой-то внешней цели. Ш. предлагает заменить логический «спекулятивный» рационализм новым, согретым верой в святость жизни; в связи с этим он называет свое миросозерцание «этической мистикой». С помощью «элементарных рассуждений о самоочевидном» — «всеобщей воле к жизни» — Ш. пытается дать новое обоснование этики. Сведя сложную систему моральных норм и оценок к одному общему принципу «благоговения перед жизнью», он добивается теоретически полной независимости этики как «правильного поведения человека» от решения онтологических, гносеологических, социологических проблем. Принципиальная «неморалистичность» этики Ш. апеллирует к «естественному человеку» и такому же «естественному» преобразованию его в нравственную личность. Но из «воли к жизни» как «преклонения перед жизнью» никак не следует, что человек — изначальное воплощение добра, или же его следует мыслить в качестве конечного проявления бесконечности добра. Мысль Ш. растворяет акт добра в бесконечности добра, которое в итоге оказывается просто бесконечностью жизни. Человек не может избавиться от собственной конечности; его поведение нуждается в ограничениях, которые накладывают полярности добра и зла, красоты и безобразия, безответственности и долга. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 433-434. Вернуться на главную страницу А. Швейцера
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |