Таубе Михаил Фердинандович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Таубе Михаил Фердинандович

1855-1924

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Михаил Фердинандович Таубе

Таубе, бар. Михаил Фердинандович (1855— 1924), математик, философ, поэт и публицист, общественный деятель, член Главного Совета Союза Русского Народа (СРН).

Из семьи обрусевших немцев. Закончил Ин-т инженеров путей сообщения (1882), преподавал в нем математику. В н. XX в. получил известность как один из выдающихся теоретиков неославянофильства и автор работ по истории русской самобытной мысли («Несколько слов о Хомякове и его научно-философской школе, именуемой славянофильством» (1905), «Дуализм Запада и триединство Востока» (1910), «Триединство, как основа соборности и духовности» (1910), «Три столпа русского самобытного просвещения прошлого столетия: Хомяков, Достоевский и епископ Феофан, затворник Вышенский» (1912) и др.). Но наибольшее значение имели его работы по проблемам логики и теории познания: «Свод основных законов мышления. Логика. Психология. Металогика» (1909), «Современный спиритизм» (1909), «Познаниеведение соборного восточного просвещения по любомудрию славянофильства» (1912). Был активным сотрудником ряда право-монархических изданий (журналы «Мирный труд», «Прямой путь», газеты «Русское знамя», «Голос русского» и др.), нередко печатался под псевдонимом М.Вашутин, в 1911 издал сборник своих газетных статей «К возрождению славянорусского самосознания».

С самого начала бар. Таубе принял активное участие в право-монархическом движении. Он был участником 2-го Всероссийского съезда Русских Людей в Москве 6—12 апр. 1906, на котором сделал доклад «О коренном вопросе русского государственного домостроительства». Принимал участие в работе 3-го Всероссийского съезда Русских Людей в Киеве 1—7 окт. 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской), как делегат от Петербургского отдела СРН. В ноябре 1906 бар. Таубе был уже кандидатом в члены Главного Совета СРН. Однако, видимо, не поладив с А. И. Дубровиным, в дальнейшем в деятельности Союза не участвовал. И только с янв. 1911, когда из состава Главного Совета вышли все сторонники Дубровина, он снова стал сначала кандидатом, а с дек. 1912 — членом Главного Совета СРН, в 1912 был также председателем печатного разряда Союза. 23 янв. 1912 бар. Таубе, как один из выдающихся деятелей патриотического движения, был избран членом Устроительного Совета Всероссийских Съездов. Он принимал активное участие в работах Съезда сторонников   Маркова   (4-й   Всероссийский съезд Союза Русского Народа в Санкт-Петер-бурге 14—16 мая 1912) и 5-го Всероссийского съезда Русских Людей в Санкт-Петербурге 16—20 мая 1912, где был избран председателем программного отдела, которому было поручено делегатами обсудить вопрос о развитии и проведении в жизнь основоположений СРН и других монархических организаций. Отдел разработал по этому вопросу документ в катехизической форме, который было решено отпечатать для широкого распространения в народе. 5-й Съезд просил бар. Таубе наряду с С. А. Володимеровым и проф. А. С. Вязигиным, П. В. Никольским, И. П. Созоновичем, П. А. Некрасовым озаботиться вопросом о создании Ломоносовского общества русского языка. Принимал он участие и в работе 6-го Всероссийского съезда Русских Людей в Санкт-Петербурге 19—23 февр. 1913, на котором возглавлял комиссию по вопросу о постройке в Петербурге монархического храма-памятника. Помимо СРН, бар. Таубе принимал активное участие в деятельности другой монархической организации — Русского Собрания (PC): 24 марта 1913 он был избран членом Совета PC (в составе Совета оставался до 1916), 12 сент. 1913 стал одним из заведующих пятничными докладами (важная должность в PC, позволявшая определять направление дискуссий), с 14 ноября 1913 стал членом Попечительского Совета гимназии PC, 12 дек. 1913 избран почетным попечителем гимназии.

После 1917 остался в России. В 1919 читал лекции в братстве Св. Софии в Петрограде и богословских кружках. В последние годы жизни организовал кружок православной интеллигенции, который собирался раз в две недели у него дома на Английском проспекте 38. Кружок продолжал существовать и после кончины мыслителя, однако в 1928 был разгромлен чекистами. У детей барона Таубе судьба сложилась по-разному. Иван, белый офицер, эмигрировал, Александр (1889-?), бывший до революции дипломатом, преподавал языки в Военной академии им. М. В. Фрунзе в Москве. С отцом жили сын Сергей (1894-1937) и дочь Мария (1899-1929), они были членами его кружка. Сергей был штабс-капитаном л.-гв. Преображенского полка в Первую мировую войну, затем служил в Красной армии, воевал с А. В. Колчаком, что не уберегло его от репрессий, он шесть раз арестовывался, в 1928 за участие в кружке получил 3 года лагерей, а в 1937 был расстрелян. Больная туберкулезом Мария в 1928 была осуждена на 3 года и отправлена на Соловки, где вскоре скончалась. Брат бар. Таубе Сергей Фердинандович (1877—1931), работавший экономистом ВСНХ, был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и расстрелян 29 апр. 1931.

Бар. Таубе писал стихи, его стихотворение «Черносотенец» было очень популярно среди монархистов. В нем были такие, вполне автобиографические, строки:

«Кто верой крепко православен;
В ком нет сомнений ни на миг,
Что русский Царь самодержавен,
Неограничен и велик. —
Тот черносотенец природный,
Тот предан родине навек,
В том — дух исконный, дух народный:
Тот сердцем русский человек».

А. Степанов

Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.

Далее читайте:

Черносотенцы в лицах (биографический указатель).

Правые организации в России. Начало XX века.

Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам.

Вадим Кожинов "Россия век XX" Кто такие черносотенцы?

Сочинения:

Всеславянское значение «Руслана и Людмилы». Пг., 1904;

Владимир Соловьев. «Россия и Всемирная церковь». Рец. СПб., 1904;

Памяти Софии Александровны Леонтьевой-Левицкой (24 янв. 1904). Харьков, 1904;

Несколько слов о Хомякове и его научно-философской школе, именуемой славянофильством. Харьков, 1905;

Славянофильство и его определения. Харьков, 1905;

Ложь Запада и творчество Востока по славянофильскому учению. Харьков, 1906;

Памятка о Ф. М. Достоевском. Харьков, 1906;

Образование великодержавных единиц. Харьков, 1906;

К характеристике славянофильства, как политического учения. Разбор статьи М.Чадова «Возможно ли возрождение славянофильства». Харьков, 1906;

Мистическое восприятие и духовное озарение. Харьков, 1907;

Московская философско-математическая школа, основанная проф. Бугаевым и славянофильство Хомякова. Харьков, 1908; Хомяков. Харьков, 1908;

Свод основных законов мышления. Логика. Психология. Металогика. Пп, 1909;

Современный спиритизм. Пп, 1909; Дуализм Запада и триединство Востока. Харьков, 1910;

А. С. Хомяков, как антимистицист. Харьков, 1910; Триединство, как основа соборности и духовности. Пп, 1910;

К возрождению славяно-русского самосознания. Сборник. Пп, 1911;

Учение о пустоте, как основа буддизма. Харьков, 1911;

Современный спиритизм и мистицизм. Харьков, 1912;

Три столпа русского самобытного просвещения прошлого столетия: Хомяков, Достоевский и еп. Феофан, затворник Вышенский. Харьков, 1912;

Познаниеведение соборного восточного просвещения по любомудрию славянофильства. Пп, 1912;

Учение о вероятностях, как путь к творческому пониманию духовного, душевного и вещественного. По поводу двух книг проф. Некрасова: «Теория вероятностей» и «Вера, знание и опыт: основной метод общественных и естественных наук. (Гносеологический и номографический очерк)». Харьков, 1914;

Политическое масонство и его участие в крамоле России. По поводу книги «Масонское действо. Исторический очерк о заговоре декабристов» гр. С. Д. Толь. Харьков, 1914.

Литература:

Антонов В. В.«Воскресенье» Мейера и «воскресники» Назарова. Духовные поиски петроградской интеллигенции 1920-х // Невский архив. Историко-краеведческий сборник. Т. 4. СПб., 1999;

Некрасов П. А. Законы мысли, выстраиваемые на основах триединства // Миссионерское обозрение. 1909. № 6;

Некрасов П. А. Теоретико-познавательные построения в славянофильском духе // Мирный труд. 1913. Кн. 6-7;

Правые партии. 1905—1917. Документы и материалы. В 2-х тт. / Сост., вст. ст., коммент. Ю. И. Кирьянова. М., 1998;

Степанов А. Таубе, бар. Михаил Фердинандович // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС