Тенишева Мария Клавдиевна |
|
1857-1928 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Мария Клавдиевна Тенишева
Вениамин Сибирский. Портрет М. Тенишевой, художника, педагога, мецената. 2008 г. Тенишева Мария Клавдиевна (20.05/1.06.1867-14.04.1928), русская художница и общественный деятель. Изучала живопись в Петербурге и Париже, была ученицей А. Н. Бенуа. Вышла замуж за кн. Тенишева, богатого инженера-предпринимателя, основателя крупного машиностроительного завода в Брянске. Получив возможность заниматься меценатством, основала и финансировала художественные школы в Петербурге н Смоленске, перед которыми была поставлена задача возрождения русского народного искусства. На свои средства создала музей русского искусства в Смоленске. Имение Тенишевых Талашкино под Смоленском стало одним из художественных центров России. Здесь работали самые выдающиеся русские художники н. XX в. Тенишева также субсидировала журнал “Мир искусства”. После 1917 эмигрировала во Францию, где занималась живописью по эмали. Тенишева Мария Клавдиевна (между 1857 и 1867-1928) - княгиня, общественная деятельница, меценатка, коллекционерка, художница-эмальер. Совместно с Е. К. Святополк-Четвертинской организовала в Талашкино (под Смоленском) «идейное имение», основами которого должны были стать просветительство, развитие сельского хозяйства и возрождение традиционной народной художественной культуры как «жизнетворческой силы». На рубеже веков Талашкино превратилось в духовный и культурный центр, аналогичный подмосковному Абрамцеву - местом встречи выдающихся деятелей культуры, вдохновленных идеей «нового русского Возрождения». В 1894 г. Тенишевы купили рядом с Талашкино хутор Фленово, открыв там сельскохозяйственную школу - с лучшими учителями, богатейшей библиотекой. Использование новейших достижений аграрной науки призвано было подготовить русских фермеров - «патриотически настроенных сельских специалистов». При школе по инициативе княгини были созданы учебные мастерские прикладного искусства: столярная, резьбы и росписи по дереву, чеканки по металлу, керамическая, окраски тканей и вышивания. В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, М. В. Врубель, К. А. Коровин, В. А. Серов, Н. К. Рерих гостили и работали в имении княгини, предлагая свои рисунки для росписи балалаек, сундучков, мебели. Составив обширную коллекцию акварелей русских и иностранных художников, Тенишева устроила в 1897 г. выставку, подарив 500 работ готовящемуся к открытию Русскому музею. С. П. Дягилев, с которым Тенишева познакомилась в это время, увлек ее идей создания журнала «Мир искусства», который она учредила и (совместно с С. И. Мамонтовым) финансировала в 1898-1904 гг. В 1899 г. - в числе организаторов первой выставки «мирискусников» в СПб. После Октябрьской революции эмигрировала во Францию, где обучала эмальерному искусству детей эмигрантов. Скончалась близ Парижа. Использованы материалы книги: Дневник Распутина. М., ЗАО "Олма Медиа Групп". 2008. (Этот текст принадлежит составителям книги - канд. ист. н. Д.А.Коцюбинскому и канд. ист. н. И.В.Лукоянову). Далее читайте:Распутин (Новых) Григорий Ефимович (1872-1916) особо доверенное лицо Николая II.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |