Тимофеев Виктор Леонтьевич |
|
р. 1940 г. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Виктор Леонтьевич ТимофеевТимофеев Виктор Леонтьевич [17.5.1940, слобода Боровая Боровского р-на Харьковской обл., Украина] — поэт, публицист. Родился в крестьянской семье, отец умер, когда Тимофееву было 8 лет. Мать воспитывала двоих детей одна. Окончил Мурманское мореходное училище (1960), книгоиздательский факультет Московского полиграфического института заочно (1968), Ленинградскую высшую партийную школу (1974). После окончания училища 4 года работал штурманом на судах управления «Мурмансельдь». С 1964 профессионально работает как журналист — сначала корреспондентом морской радиоредакции (впоследствии — радиостанция «Атлантика»). Заведовал отделом пропаганды и агитации, был спецкором редакции газеты «Комсомолец Заполярья» (1966-72). После окончания ЛВПШ вернулся на радиостанцию «Атлантика» главным редактором. В 1975-81 — главный редактор Мурманской студии телевидения. Член СП СССР (ныне - России) с 1977. Один из основателей Мурманской областной организации Союза (1978). Возглавлял ее в должности ответственного секретаря в 1985-90. Один из инициаторов традиции празднования 24 мая Дня славянской письменности и культуры (в Мурманске впервые проведен в 1986; с 1991 — государственный праздник России). В 1990 создал и возглавил в качестве директора издательско-просветительский центр «Русский Север». Редактор общественно-политической газеты «Славянский ход» (издается с 1997). С дек. 2001 — председатель областного отделения Всероссийского фонда культуры. Живет в Мурманске. Заслуженный работник культуры РФ (1999). Первые публикации Тимофеев в газетах относятся к началу 1960-х, а дебютный его стихотворный сборник «Ритм моря» увидел свет в книге «Искренность» (1965), собравшей под одной обложкой стихи четверых поэтов-мурманчан. К обретению своего голоса, рождению своей, неповторимой поэтической интонации Тимофеев пришел через увлечение эстрадной поэзией 1960-х, стихами кумиров эпохи «оттепели»: Вознесенского, Рождественского, Евтушенко. В первых его книгах их влияние особенно велико, подчас слишком очевидно. О «совершенно излишней "цитации" других авторов — от Есенина до Вознесенского» еще в 1970 писал в рецензии на книгу «Роза тревог» Л.Резников. Отзвуки давних увлечений слышны и в его зрелых стихах, в сложившейся уже поэтической манере — в тяготении к стихотворной публицистике. Частью поэтического существа Тимофеев стало и характерное для поэтов-шестидесятников «активное отношение к жизни, стремление переделать ее, пробудить спящих» (Резников Л.— С.3). Определяющими для Тимофеев стали две темы — земли и моря. Земли как пространства, где веками жили предки поэта, эту землю возделывая и защищая. Тимофеев относится к ней как крестьянин — потомок людей, для которых земля свята, ибо давала жизнь, растила, щедро наделяя силой. Разговор о земле, «деревушке, где подрос», для Тимофеева почти всегда возвращение из взрослой жизни в детство. Детство запомнилось ему трудным: «Полный день в глазах черным-черно — / пашем, помню, впрягшись в ниву, с мамой. / Встали рано, чуть проклюнулось окно,— / и до ночи, до глубокой самой...» («Воспоминание о черноземе»). К нелегкой крестьянской доле Т. обращается не раз. В первых сборниках — «Ритм моря» (1965), «Площадь Пять углов» (1967), «Роза тревог» (1970) — Тимофеев «то резко уходил от темы моря к родной деревне, традиционно воспевая ее устойчивость, то вновь спешил к ледяным берегам, к взволнованному, подчас чрезмерно патетичному, в архиромантическом духе, воспеванию рыбацких будней» (Золотцев С. — С.54). Как отмечал С.Золотцев, по-настоящему Тимофеев обрел свой голос в книге «Ветка молнии» (Мурманск, 1975), где «две любви, земля и море, сливаются в единую метафору сыновнего ощущения беспредельности и неразрывности облика Родины... Образы поля и полярного простора... по-прежнему присутствуют почти в каждом стих. Тимофеев, но на их основе он создает картины единения стихий, монолитности духа и материи, мысли и дела...». По мнению Э.Лявданского, уже в самом названии одноименного стихотворения «заключено романтически окрашенное чувство жизни. Молния, соединяющая надбытное (те миры, "что далеко за тучами") и земное ("что цветет на земле") — только миг, мгновенье в бесконечности бытия...» (Пантелеева Л., Лявданский Э. — С.75). Но в первых книгах Тимофеев большая часть стихов — о море; это основа, костяк, стержень, на котором держится поэтический мир молодого автора. Его флотские вещи, с которых он начинался как поэт,— это стихи напряженного действия, динамики: «в каюту я входил и падал», «пальцы, с вечера сведенные, никак не мог я разогнуть», а «мышцы ныли и бугрились, взбухали силой и теплом». Таков герой его ранних морских стихов. Море часто предстает как неспокойное, штормовое: «С креном — бросило! — сжало! — втиснуло...» («Ритм моря»). И такой ритм морской стихии, когда «рушится небо в белую пену», наиболее характерен для Тимофеева. Поэт и его герои любят море, но их морская жизнь — преодоление стихии и невзгод, порождаемых ею. Экстремальные, пограничные (между жизнью и смертью, как в стих. «Матросский нож») ситуации в море не редкость, они возникают и от однообразно трудной рыбацкой жизни «носом на волне», в замкнутом пространстве корабля с надоевшим за плаванье кубриком, изматывающими авралами — там, «где соль, бессонница, соляр», и «выпит весь одеколон», и «черствый хлеб едят». «Родное море» поэта — «честное, прямое». Это и некий идеал, пример — чистое, отвергающее скверну пространство. Оно не сживается с грязью, мусором: «очищается от мусора, бревна, бочки на берег выносит...». До свойства, которое для моря естественно, человеку еще нужно дотянуться, дорасти. В юности, рассказывая о близком сердцу каждого моряка моменте возвращения домой, Тимофеев обмолвился: «мы привыкли, мы все поборем, что ни встретим на белом свете». Строчка очень характерная для поэта, для которого «мы все поборем» — жизненная норма, закон. Как отмечал А.Миланов, у Тимофеева «нет лирики, так сказать, чистой воды. Он стихотворение конструирует, строит, как строят дом, возводят фундамент, стены, крышу, строит не для того, чтобы любоваться зданием, а с целью проживания в нем. Крестьянская основательность и добротность такой постройки вызывают уважение...» (Миланов А.— С.5). В юности Тимофеева написал и другие слова, ставшие для него во многом определяющими, знаковыми. Корабль идет домой, «на курсе — Родина». Чувство Родины, может быть, главное для поэта, что отчетливо проявилось в книгах, увидевших свет в последние годы — «Земля!!!» (1990), «Мой мачтовый город» (2000), «Гей, славяне!» (2000). Тимофеев написал когда-то: «Поэты любят Родину... (Не любят — не поэты)» («Памяти Александра Подстаницкого»). Он много писал о России, порой жестко и категорично. Извечное тяготение поэта к некоему пределу, максимализм, ему присущий, проявлялись здесь особенно ярко и зачастую нарочито. Когда разговор заходит об Отечестве, для него не существует компромиссных решений — поэт четко отделяет то, что ему близко и дорого, от того, что кажется недостойным родной страны, ее народа, языка, культуры. Он говорит об этом спокойно, мужественно, взвешивая каждое слово: «И все же Россия жива / и выстоит тем, что с любовью / слезами отмоет слова, / молчанием, потом и кровью». В книгу «Мой мачтовый город» автор включил стихи разных лет о Мурманске: «Мой город, всем мы связаны с тобою: / в нас кровь одна, душа у нас одна. /Ив час, когда тебе бывает больно, / — в час этот больно, очень больно — нам...» («Мурманские страницы»). К Мурманску поэт относится как к живому существу, очеловечивает его, одушевляя его улицы, скверы, причалы. Цикл «Мурманский патерик» составили произведения о выдающихся мурманчанах, жизнь которых, по сути, и есть история великой морской державы России, история Арктики, история любви и веры. Д.В.Коржов Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 492-494. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Ритм моря. Мурманск, 1965; Площадь Пять углов. Мурманск, 1967; Роза тревог. Мурманск, 1970; Снежные струны. Мурманск, 1975; Ветка молнии. Мурманск, 1979; Разведка любовью. Мурманск, 1983; Земля!!! Мурманск, 1990; Мой мачтовый город. Мурманск, 2000; Гей, славяне! Мурманск, 2000. Литература:Резников Л. Роза тревог // Полярная правда. 1970. 21 июля. С.3; Лявданский Э. Движение // Север. 1980. №11. С.124-127; Лявданский Э. Постичь суть бытия // Север. 1984. №1. С.111-118; Золощев С. Нет в поэзии провинций. М., 1986. С.53-55; Пантелеева Л., Лявданский Э. Храни огонь родного очага. Мурманск, 1993. С.74-76; Миланов А. С тремя десятками надежд // Мурманский вестник. 1994. 19 июля. С.5; Коржов Д. Певец «белого края России» // Мурманский вестник. 2000. 17 мая. С.3.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |