Ткачев Петр Никитич |
|
1844-1885 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Петр Никитич Ткачев
Ткачев Петр Никитич (29.06(11.07). 1844, с. Сивцово Великолуцкого у. Псковской губ. - 23.12(4.01). 1885(1886), Париж) - идеолог революционного народничества, публицист. В 1861 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1868 году сдал экстерном экзамены и представил диссертацию на степень кандидата права. В 1865-1866 годы Ткачев был близок к организации Н. А. Ишутина - И. А. Худякова, в 1867-1868 - к «Рублевому обществу» Г. А. Лопатина и Ф. В. Волховского, в 1868 году примкнул к коммуне «Сморгонь» - предшественнице организации «Народная расправа» С. Г. Нечаева. Печататься Ткачев начал с 1862 году. Первые его статьи - в журнале «Время» братьев Ф. М. и М. М. Достоевских - были посвящены предстоящей судебной реформе. В 1865 году в журнале «Русское слово», постоянным сотрудником которого был Ткачев, он публикует первое в русской легальной печати переложение предисловия «К критике политической экономии» К. Маркса, а также перевод Устава Интернационала, Писал также для журалов «Эпоха», «Библиотека для чтения», «Дело», сборника «Луч» (издававшегося вместо «Русского слова»). За Написание воззвания «К обществу!» и издание запрещенных сочинений Ткачев был осужден и отбыл в заключении около 4 лет, а в начале 1873 года был отправлен в ссылку на родину, в Великие Луки. В декабре 1873 года эмигрировал. За границей Ткачев сотрудничай в журн. «Вперед!» Лаврова. В открытых письмах («Задачи революционной пропаганды в России. Письмо к редактору журнала «Вперед!» и «Открытое письмо Фридриху Энгельсу». Лондон и Цюрих, 1874) Ткачев выступил с критикой взглядов Лаврова и К. Маркса. Заговорщическая тактика Ткачева покоилась на убеждении, что русское государство «висит в воздухе» и необходима лишь организованная акция активного революционного меньшинства для его свержения. В конце 1875 года начал издавать в Женеве журнал «Набат», где вел полемику с Бакуниным и Лавровым. В 1877 году Ткачев и его приверженцы с помощью французских бланкистов-коммунаров (Э. Вайяв, Е. Граюке, Ф. Курне и др.) создают «Общество народного освобождения», программа и тактика которого были близки к «Народной воле», отказавшись, однако, от союза с «Набатом», который перестал существовать в 1881 году. Живя за границей, Ткачев опубликовал в русской легальной прессе ряд статей по философии, истории, праву, экономике, педагогике. Как политического мыслителя Ткачева прежде всего интересовали проблемы достижения с помощью революции разумного и справедливого социального устройства. В одной из первых статей («Юридическая метафизика», 1863) Ткачев сформулировал программу построения «новой, живой, плодотворной, истинной философии, чуждой всякой метафизичности, философии, связующей воедино насильственно расторгнутые части социальной науки», которая «сделается наукой общественной, социальной» (Избр. соч. на социально-политические темы. М., 1935. Т. 5. С. 29, 41). Философию Ткачева можно трактовать как социальный активизм с элементами волюнтаризма. Революционное меньшинство, руководствуясь этой философией, может, по его мнению, создать условия для пробуждения в угнетенных массах революционной энергии через овладение государственной машиной и воздействие на них. Он постоянно возвращался к вопросу о пользе философии, которая могла бы стать стержнем правильного мировоззрения, инструментом науки, основой преобразования мира. Свою позицию Ткачев называл реализмом, трактуя его как «строго реальное, разумно научное, а по тому самому и в высшей степени человеческое мировоззрение» (Там же. М, 1933. Т. 4. С. 27). Реалист, считал он, верен фактам, как таковым, «в науке он из них строит свои принципы, выводит законы, в жизни - он приспособляется к ним, старается изменить их в свою пользу» (Там же. Т. 5. С. 200). Стержнем истинного реализма Ткачев считал материализм, на основе которого разрабатывал свое понимание задачи познания. Оно включает обоснование «механического закона органической природы», «закон общественного самосохранения» и «философию действия» (как основу политической программы). Ткачев разделял вкусы и пристрастия, характерные для нигилизма 60-х гг. с его культом естественных наук, просветительства и рационализма, высказывает резко отрицательные суждения по поводу взглядов В. С. Соловьева, Лесевича, Козлова и др. Ткачев был сторонником «реальной критики» и «реальной эстетики», такого подхода к оценке произведений литературы и искусства, который придерживается «строго объективной почвы, тщательно избегая всяких произвольных, субъективных толкований», и вместе с тем отличается от «психолого-метафизического» и «эмпирического» подходов («Принципы и задачи реальной критики»). Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 640-641. Сочинения: Избр. соч. на социально-политические темы: В 6 т. М.. 1932-1937; Соч.: В 2 т. М, 1975-1976: Анархия мысли. М„ 2010. Литература: Козьмин Б. II. Н. Ткачев и революционное движение 1860-х гг. М., 1922; Он же. К вопросу об отношении П. Н. Ткачева к марксизму // Литературное наследство. Т. 7/8. М., 1933; Шахматов Б. М. П. Н. Ткачев. Этюды к творческому портрету. М., 1981; Фудницкая Е. Л. Русский бланкизм: Петр Ткачев. М., 1992; История русской философии / Под ред. М. А. Маслина. М,, 2008. С. 247—250; Худолев А Н. Революционная теория П. Н. Ткачева. Новокузнецк., 2003, Вернуться на главную страницу Ткачева
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |