Толстой Лев Николаевич |
|
1828-1910 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Илья РЕПИН.
Лев Николаевич Толстой. Кратко:Толстой Лев Николаевич (1828/1910) — русский писатель, философ. Толстой происходил из старинного дворянского рода, которому принадлежало имение Ясная Поляна (ныне музей-усадьба Толстого). В своих литературных сочинениях, в которых нередко были слиты художественные, философские, нравственные, религиозные воззрения автора, Толстой обращался к самым разнообразным проблемам, причем как масштабного, исторического содержания («Война и мир»), так и психологического, внутреннего («Анна Каренина»). Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 297.
Толстой Лев Николаевич (1828-1910), граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с автобиографической трилогии "Детство" (1852), "Отрочество" (1852-54), "Юность" (1855-57), исследование "текучести" внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проходят через все его творчество. В повести "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея "Война и мир" (1863-69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. Исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе "Анна Каренина" (1873-1877) - о трагедии женщины во власти разрушительной "преступной" страсти - Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев. Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности ("тайновидец плоти" - Д. С. Мережковский). С кон. 1870-х гг. переживавший духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и "опрощения" (породившей движение "толстовства"), Толстой приходит ко все более непримиримой критике общественного устройства - современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных классов": роман "Воскресение" (1889-1899), повесть "Крейцерова соната" (1887-89), драмы "Живой труп" (1900, опубликована в 1911) и "Власть тьмы" (1887). Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести "Смерть Ивана Ильича", 1884-1886, "Отец Сергий", 1890-1898, опубликованы в 1912, "Хаджи-Мурат", 1896-1904, опубликован в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в т. ч. "Исповедь" (1879-82), "В чем моя вера?" (1884), где христианские учения о любви и всепрощении трансформируются в проповедь непротивления злу насилием. Стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из Ясной Поляны; умер на станции Астапово.
Другие биографические материалы:Азарова И.И. «Цель истории - знание движения человечества» (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971): «Историческое произведение Толстого последних лет повесть «Хаджи-Мурат» (1896-1904) направлено против принципов самодержавия, государственности, национальной исключительности». Шикман А.П. Граф Толстой (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997): "Этот человек сделал поистине огромное дело: дал итог пережитого за целый век и дал его с изумительной правдивостью, силой и красотой". Прозаик, драматург, публицист (Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000): "...Он оказался в центре интриг и раздоров между "толстовцами", с одной стороны, и женой, которая защищала благополучие своей семьи, детей - с другой". Бок М.П. Толстой и Столыпины (Бок М.П. Воспоминания о моем отце П.А.Столыпине. Минск, Харвест, 2004.): "Толстой был другом дедушки (Аркадия Дмитриевича Столыпина - ред.), был с ним на "ты", но не только не приехал на похороны, но даже, после кончины дедушки, ничем не высказал своего сочувствия". Основин В.В. После «Маскарада» Лермонтова начал понимать драму вообще (Лермонтовская энциклопедия М., 1981) ...Читая и перечитывая произведения Лермонтова (в том числе «Героя ...»), он отмечает, что после прочтения «Маскарада» (запись 1854 года) «начинает понимать драму вообще» Майорова О. Е. Л.Н. Толстой в энциклопедии (Энциклопедия Кирилла и Мефодия): "Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь". Сурмина И.О., Усова Ю.В. Из династии Толстых. (Сурмина И.О., Усова Ю.В. Самые знаменитые династии России. Москва, "Вече", 2001): "Он был четвертым ребенком в семье, у него было три старших брата — Николай, Сергей и Дмитрий, и младшая сестра Мария. Атмосфера, царившая в доме Толстых, точно отражена в произведении Льва Николаевича «Детство. Отрочество. Юность». Молодые Толстые рано осиротели". Общественный деятель (Русские писатели. Биобиблиографический словарь. М., 1990. Т. 2. С. 295—305; Русский биографический словарь. М., 2001. Т. 15. С. 148—163): "Когда был объявлен царский манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости, Толстой вошел в число мировых посредников первого призыва, стремившихся помочь крестьянам решать их споры с помещиками о земле. Дворяне Крапивенского у., где Толстой был мировым посредником, посылали на него жалобы начальству, обвиняя его в том, что все спорные дела о земле он решал в пользу крестьян, — и ему пришлось уйти в отставку". Зеньковский В. Философские взгляды Л. Н. Толстого (В. Зеньковский. Материалы сайта "Большая энциклопедия русского народа"): "Толстой со своим мистическим имманентизмом совершенно не приемлет секулярного имманентизма. Государство, экономический строй, социальные отношения, судебные установления — все это в свете религиозных взглядов Толстого лишено всякого смысла и обоснования. Толстой приходит к мистическому анархизму. Но особенно остро и сурово проводит свои разрушительные идеи Толстой в отношении к воспитанию, к семейной жизни, к сфере эстетики и науки: его этицизм здесь тираничен до крайности". Фролов И.Т. Русский мыслитель (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991): "Поскольку высшую цель человечества Толстой видел в реализации «царства божьего» на земле, он приходит к выводу, что руководящей для искусства должна быть идея нравственно-религиозная, а не эстетическая. Глубоко ошибочна точка зрения буржуазных историков философии, согласно которой заслуга Толстого состоит в том, что он сделал попытку преодолеть секуляризм, т. е. обосновать социально-культурные идеалы с помощью религии. Толстой велик как художник-реалист («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и др.), как мыслитель-гуманист, выразивший протест масс против несправедливости, социального неравенства и угнетения. ". Грицанов А.А. Исследовал диалектику человеческой души (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998). Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Критикуя «язвы общества», взывает к состраданию (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010). Сухов А.Д. Жан-Жака Руссо считал своим учителем (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010). Маслин M. А., Гачин E. И. Создатель религиозно-философского учения (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014). Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Российский деятель культуры (Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012). Баландин Р.К. Его метод осмысления проблем прост: опора на здравый смысл (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012). Лимонов Э.В. Писатель для хрестоматий (Лимонов Э.В. Священные монстры, 2019). Занимает выдающееся место в ряду деятелей мировой культуры (Всемирная история. Том VI. М., 1959). Далее читайте по теме (сочинения, письма, литература, персоналии, справочные материалы).
Бунин о Толстом:[...] Перечитал «Что такое искусство» Толст[ого]. Скучно, кроме нескольких страниц, неубедительно. Давно не читал, думал, что лучше. Привел сотни определений того, что такое красота и что такое искусство, сколько прочел, какой труд проделал! все эти определения, действительно, гроша настоящего не стоят, но сам не сказал ничего путного. Бунин И.А. Дневники 1939-1945 гг.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |