Тряпкин Николай Иванович |
|
1918-1999 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Иванович Тряпкин
Тряпкин Николай Иванович (19.12.1918—20.02.1999), поэт. Родился в д. Саблино Тверской губ. в семье крестьянина-столяра. В 1930 под угрозой раскулачивания семья перебралась в с. Лотошино, где Тряпкин окончил школу. В 1939 поступил в Московский историко-архивный институт. С началом войны Тряпкин, не попавший на фронт по состоянию здоровья, в числе эвакуированных оказывается под Сольвычегодском, где работает в должности счетовода. Первые стихотворения Тряпкин написал еще во время учебы в институте. Но
подлинную силу его поэтический голос обрел именно на Русском Севере.
«Коренной русский быт, коренное русское слово, коренные русские люди… —
писал он в автобиографии. — У меня впервые открылись глаза на Россию и на
русскую поэзию, ибо увидел я все это каким-то особым, “нутряным” зрением. А
где-то там, совсем рядом, прекрасная Вычегда сливается с прекрасной Двиной.
Деревянный Котлас и его голубая пристань — такая величавая и так издалека
видная! И повсюду — великие леса, осененные великими легендами. Все это
очень хорошо для начинающих поэтов. Ибо сам воздух такой, что сердце
очищается и становится певучим. И я впервые начал писать стихи, которые
самого меня завораживали. Ничего подобного со мною никогда не случалось. Я
как бы заново родился, или кто-то окатил меня волшебной влагой». Критика
отмечала сходство ранних стихов Тряпкина со стихами
Н. Клюева, а сам поэт по
этому поводу впоследствии писал: Убежденность неотвратимого возмездия сливается в голосе Тряпкина с
трагической нотой при обращении к истории и мирозданью от имени погибших, в
голосе поэта, принявшего на себя их боль и воплотившего ее в строках,
обретших пророческую силу, пронизывающих земной круг и космические дали: Песенный талант тончайшего лирика не иссякал, но в его поэзии все отчетливей звучала нота сопротивления черной силе, накрывшей Россию. Стихи, проникнутые этим чувством, публиковались исключительно на страницах газеты «Завтра» и журнала «Наш современник». Куняев С. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Николай Тряпкин. Бюст. Гипс. 1999 г. Н.А. Селиванов. Тряпкин Николай Иванович [19.12.1918, дер. Саблино Тверской губ.— 21.2.1999, Москва] — поэт. Родился в семье крестьянина-столяра; в 1930 семья перебралась в подмосковное с.Лотошино. Там Тряпкин окончил школу и в 1939 поступил в Московский историко-архивный институт. Начавшаяся война резко переменила ход его жизни; не попав на фронт по состоянию здоровья, Тряпкин в числе эвакуированных оказывается в маленькой деревне под Соль-вычегодском, где, работая в должности счетовода, впервые всерьез обращается к поэзии. Природа и история Русского Севера способствовали пробуждению таланта Тряпкина, дали богатую пищу чувству и воображению. С той поры связь поэта с землей, с деревенским укладом, с обжитым уютом избы, подворья, околицы неизменно крепнет, и даже переезд впоследствии поэта в Москву не ослабляет ее. Осенью 1943 Тряпкин вернулся домой к родителям. Общественный подъем послевоенного «восстановительного» периода он переживал как «праздник своей поэтической молодости», что отразилось в его стих. «Жизнь» (1945), «Воскресенье», «Август зашумел» (1946). В 1945 произошла встреча с П.Г. Антокольским, который одобрил первые опыты Тряпкина и содействовал их публикации в журнал «Октябрь» (1946. №11). Очень благожелательно отнесся к начинающему поэту Ф.И. Панферов, тогдашний редактор «Октября», о чем впоследствии не раз с благодарностью вспоминал Тряпкин («Стихи о Федоре Панферове», 1979). Тряпкин умеет поэтически обживать разные эпохи, ладить с ними; даже во временах нелегких различать светлые тона, звонкие и бодрые звуки. Так отозвалось в его стихах первое послевоенное десятилетие, так создается у него «Грачей, ручьев и проводов / Предпосевная лирика», где находят свое место не только картины полевых работ, сельского быта, но и язык колхозных отчетов, газетных сводок — те самые «районные будни», о которых вскоре заговорила очерковая проза. При этом Тряпкин заметно умерял нередкую в поэзии тех лет «мегафонную» громкость стиха, вносил в мажорные темы человечески-теплые ноты. Открыв для себя в 1940-е Север, край «старика Зимогора», Тряпкин глубоко прочувствовал его красоту, точно передал ее потемневшие от древности, от лесного сумрака, от печного дыма краски в цикле «Пижма» (1946). Отсюда ряд образов, лирических сюжетов расходится по другим стихам, обогащаясь там новыми подробностями и оттенками («Песнь о зимнем очаге», «Желание», «Лесные загривки...»). В подобных вещах многое восходит к творчеству Н.Клюева, у которого Тряпкин учился видеть коренную Северную Русь, учился говорить о ней крепко вязанным, многоцветным словом. И позже оставался близок Тряпкину «тот скрытник из Олонца», который лег, «замшелый, как валун, у колеи железного Егорья» — так иносказательно назван Клюев в стих. «Предание» (1973). С 1953 выходят поэтические сборники Тряпкина — «Первая борозда» (1953), «Белая ночь» (1956), «Распевы» (1958). В последней книге особенно явственно выступило важнейшее свойство стиха Тряпкин — напевность. Она не столько воспроизводит готовые песенно-музыкальные формы фольклора (хотя и в этом Тряпкин искусен, зная, впрочем, меру), сколько прямо выражает напевный склад души и речи поэта. В этом свойстве Тряпкин наследует вместе с М.Исаковским, А.Прокофьевым «песенную долю» русского слова, как народного, так и литературного. Песенные голоса, различные по тембру, интонациям, пронизывают творчество Тряпкина — то задушевные, протяжные («Летела гагара...», 1955; «Свет ты мой робкий, таинственный свет!..», 1969), то бойкие, удалые («Как сегодня над степью донецкой...», 1966). С песенным словом хорошо уживается у Тряпкина и сказовая, также народная в основе своей речь — в «забубённом сказе» о Степане («Степан», 1966), в таких стихах, как «Песнь о хождении в край Палестинский» (1959, 1973). Со временем Тряпкин начинает тяготеть к сближению своего лирического повествования с литературной традицией поэтического рассказа в том его варианте, который широко представлен у Тряпкин Твардовского. Об этом свидетельствует большой двухчастный цикл «Из семейной хроники» (1982). Еще в «Пижме» обнаружилась способность Тряпкина связывать в цельных образах отдаленные эпохи, понятия, чувства. С «дремучей давностью» сплетается день нынешний, легендарные фигуры соседствуют с родней поэта, мифологические существа столь же осязаемы, как и обитатели леса, как домашние животные. И естественно укладывается в стихе Тряпкина слово старое книжное («скрижали») с народным говорным («перинницы-молодухи»), с местным северным («кимарит маргасик»), с новым словом советского обихода. Недаром чужое, казалось бы, здесь слово «колхозный», подчиняясь общей цельности, принимает вид и значение, не противоречащие «дремучему наречью»: колхозный календарь выглядит тут как языческие святцы, которые «читает Домовой» «на лепных печах, ровесницах Кащея». Тряпкину дороги устои, возле которых, как вокруг оси мирозданья, время неторопливо вращается, а не пробегает суетно и бесследно; ему дорог нерушимый быт, где «Сам Христос не спорит с новизной» и «где прадед Святогор в скрижалях не стареет». От предка, поклоняющегося силам природы, почти сливающегося с нею, поэт идет к нам через «забытые вехи, заглохшие дали давно прожитого». В стихотворении, которое начинается приведенными строками (1965), дан превосходный образ легендарно-исторической памяти народа: «Из новых колосьев, из древней печали / Завяжется слово» — и воскресают все звенья прошлого: от «славной древности моей», от Гришки Отрепьева и Степана Разина до той горькой поры, когда «не Рюрик бил по скулам, а свой же Кузька-обормот» («За пылью ханского набега.. .», 1965), до «Ваньки-однолишника», до последней войны. Иногда в исторический порядок событий и судеб у Тряпкина может ворваться какая-то своевольная стихия — тогда смешиваются «века и даты», поэт становится «жильцом Бог весть каких времен», словно погружается в доисторическое существование. И там, в первозданной тьме «незримого колодца», встречаются подпочвенные токи времен, там зарождается поэзия и является на свет в «новорожденном» слове (как точно сказано В.Кожиновым в предисл. к «Избранному» Т., 1980): «Воспрянул дух, воскрес поэт / Из тяжких дрем, из мертвой грязи» («Рождение», 1958) — в этом прорыве к бытию действуют и воля поэта к творчеству, и напор народной жизни, ищущей себе выражения. Выразителем последней и осознает себя Тряпкин; связь с нею он декларирует неоднократно. Остро обыгрывая расхожую формулу демократического происхождения, он заявляет: «Нет, я не вышел из народа. / О, чернокостная порода! / Из твоего крутого рода / Я никуда не выходил» («Нет, я не вышел из народа...», 1982). В этом русле создается Тряпкиным своеобразная поэтическая «философия общего дела», проистекающая из нравственных идеалов народа, из традиций русской мысли и литературы, что почти программно сказалось в стихотворении 1966: «Кто с нами за вешние плуги? / Кто с нами? Кто с нами да к ясному солнцу? / Кто с нами? /<...>/ Кто с нами за вольную песню? / Кто с нами? / Кто с нами за русское слово? / Кто с нами?» Все стих, отвечает на этот веселый, широкий клич многоголосым отзывом — «Мы с вами!», в котором звучит общинная сила, общинная вера в добро. С наибольшей цельностью и экспрессией такое жизнечувствование передано в стихотворении «Листья дубовые!..» (1971), где все пронизано свежестью ясной осени, привольем и вместе с тем налито зрелой силой, «густой, медяной», не боящейся ненастий и «нежити упорной». В.А. Котельников Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 519-521. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Первая борозда. М., 1953; Распевы. М., 1958; Краснополье. М., 1962; Гнездо моих отцов. М., 1967; Златоуст. М., 1971; Скрип моей колыбели. М., 1978; Стихотворения. М., 1983; Огненные ясли. М., 1985; Излуки. М., 1987; Горящий водолей. М., 2003. Избранная лирика. М., 1970; Вечерний звон. М., 1975; Стихотворения. М., 1977; Избранное. М., 1980; Избранное. М., 1984; Подражания Экклезиасту. М., 1989; Стихотворения. М., 1989; Уж, видно, тот нам выпал жребий. М., 2000; Литература:Кожинов В. Два пласта // Молодая гвардия. № 9. 1969; Куняев С. Мои волшебные сказанья: Заметки о творчестве Н.Тряпкина // Москва. 1982. №6; Куняев С. Неизбывный вертоград // Москва. № 4. 1989. Котельников В. Перуново древо поэта: О поэзии Н.Тряпкина // Литературная учеба. 1985. №5; Лебедев Б. «И никогда земле не лги»: Штрихи к портрету Н.Тряпкина // Литературная газета. 1987. №35. 26 авг.; Рогощенков И. Цельность сознания и воля к творчеству: О традициях в жизни и литературе // Москва. 1987. №8; Поздняев М. Шест равновесия // Литературное обозрение. 1988. №2; Василевский А. Чувство в своем естестве // Новый мир. 1988. №3; Куняев С. Неизбывный вертоград // Москва. 1989. №4; Панченко О. Не изменяя, изменяться // Октябрь. 1990. №7: Волков Б. Свет ты мой робкий, таинственный свет! // Учительская газета. 1994. №33. 6 сент.; Бондаренко В. Отверженный поэт // Наш современник. 2002. №8; Балан Д. «Тихая», «почвенная», или «славянофильская» поэзия // Литературная учеба. 2003. №2. Михайлов Ал. Посреди очарованных трав // Дружба народов. № 2. 1969;
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |