Тургенев Иван Сергеевич |
|
1818-1883 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Иван Сергеевич Тургенев
Тургенев Иван Сергеевич (28 октября 1818, Орел – 22 августа 1883, Буживаль, около Парижа, похоронен в Санкт-Петербурге) - русский писатель, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1860 г. Из семьи офицера. Детские годы провел в имении матери – селе Спасское-Лутовиново Орловской губернии. В 1833 г. поступил в Московский университет. В 1834 г. перешел в Петербургский университет на словесное отделение философского факультета (закончил кандидатом в 1837 г.). Его первое произведение – "Стена" (1834 г.), впервые опубликовано в 1913 г. – посвящено герою демонического склада. К середине 1830-х гг. относятся ранние опыты Тургенева. В 1836 г. впервые была опубликована его работа – рецензия на книгу А. Н. Муравьева "Путешествие по святым местам русским". В 1838 г., в журнале "Современник" были опубликованы его первые стихи: "Вечер" и "К Венере Лидицейской". В 1838 – 1840 гг., с перерывами, продолжает образование за границей. В Берлинском университете он занимается философией, древними языками, историей. В Берлине и Риме Тургенев сблизился со Станкевичем и Бакуниным. В 1842 г. – выдержал в Петербургском университете экзамен на степень магистра философии, в этом же году совершает поездку в Германию, по возвращении служит в Министерстве Внутренних Дел чиновником особых поручений (1842 – 1844 гг.). В конце 1842 г. знакомится с Белинским, вскоре Тургенев сблизился с его кружком, с санкт-петербургскими литераторами, в том числе – Герценом. Под их влиянием укрепился на антикрепостнических, западнических, антиславянофильских позициях. В 1843 г. познакомился с французской певицей Полиной Виардо, дружеские отношения с которой продолжались всю его жизнь, оставив глубокий след в творчестве Тургенева. Привязанность его к ней и объясняет долгое пребывание Тургенева заграницей. В 1843 – 1846 гг. – выходят его поэмы, например, "Параша". В его произведениях содержится грустная ирония по отношению к героям, тоска о высоком, идеальном, героичном – основные их настроения. В прозаике, например, "Андрей Колосов" (1844 г.) и других – продолжал разработку выдвинутой романтизмом проблемы личности и общества. В это время Тургенев – автор и критических статей, рецензий. В цикле рассказов "Записки охотника", 1847 – 1852, главном труде молодого писателя, оказавшем сильное влияние на развитие русской литературы и принесшем ему мировую известность, он показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, остающегося бесправным поэзию природы. Здесь Тургенев показал резкий контраст между "мертвыми душами" помещиков и высокими душевными качествами крестьян. С публикации этой работы в журнале "Современник" он начал сотрудничество с этим изданием. Публикуя там критические материалы, он занимает видное место в этом журнале. В его драматических трудах – жанровых сценах, например, в "Безденежье" (1846 г.) и других, в изображении "маленького" человека сказались традиции Гоголя и связь с психологической манерой Достоевского – в "Нахлебнике". В пьесах, например, "Где тонко, там и рвется" (1848 г.) и других – выражена характерная для него неудовлетворенность бездействием рефлектирующего дворянства, предощущение нового героя-разночинца. Тургенев высоко ценил Гоголя. Опубликование им по этому поводу некролога в феврале 1852 г. послужило предлогом для ареста и ссылки его под надзор полиции в село Спасское на 1,5 года. В этот период он пишет повесть "Муму" (опубликована в 1854 г.), также антикрепостнического содержания и другие труды. В 1856 г. в "Современнике" появляется социально-психологический роман "Рудин" (1856 г.) как итог его раздумий о передовом герое современности. Роману предшествовали повести и рассказы, в которых он с разных сторон оценивал тип идеалиста 1840-х гг. Если, например, в повести "Два приятеля" (1854 г.) с неодобрением был дан портрет неустойчивого, рефлективного, то в рассказе "Дневник лишнего человека" (1850 г.) и других раскрывалась трагедия личности, мучительный разлад человека с миром и людьми. Точка зрения Тургенева на "лишнего человека" в "Рудине" двойственна: признавая значение рудинского "слова" в пробуждении сознания людей 1840-х гг., он отмечает недостаточность одной лишь правды высоких идей в условиях русской жизни 1850-х гг. В повестях "Ася" (1858 г.) и "Вешние воды" (1872 г.) им созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи – разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романе "Дворянское гнездо" (1859 г.) автор остро поставил вопрос об исторических судьбах России. Эта работа – осознание ухода идеалиста 1840-х гг. с исторической сцены. Своими трудами Тургенев вызвал в печати полемику о долге, самоотречении, эгоизме. В решении этих проблем между Тургеневым и революционными демократами наметилось расхождение, так как они считали нравственноцельным человеком, у которого нет противоречия между внутренними потребностями и общественным долгом. Чуткий к запросам времени, Тургенев в романе "Накануне" (1860 г.) выразил мысль о необходимости сознательно героической натуры. В ответ на опубликованные Некрасовым в "Современнике" критические статьи на свое творчество, Тургенев ушел из "Современника". В это время он стоял на либеральных позициях, не веря в необходимость революции. В романе "Отцы и дети" (1862 г.) он показал борьбу идейных направлений, идеализма и материализма, неизбежность и непримиримость столкновения старых и новых социально-политических сил. Современники остро отреагировали на появление романа. Консервативная печать обвиняла Тургенева в заискивании перед молодежью демократическая – упрекала в клевете на молодое поколение. После этого для Тургенева наступил период сомнений и разочарований. В этот момент, в споре с Герценом он отстаивает просветительские взгляды. Появляются повести, например, "Призраки" (1864 г.), исполненные грустных раздумий и пессимистичных настроений. Раздумья о народе и сути русского характера в повести "Степной король Лир" (1870 г.) приводят его к созданию романов "Дым" (1867 г.) и "Новь" (1877 г.) – Тургеневым затронута проблема начавшихся реформ в России, когда "новое принималось плохо, старое – всякую силу потеряло". Здесь изображена жизнь русских заграницей, народническое движение в России. Он не верит в успех "хождений в народ", но отдает дань уважения его участникам. В стихотворениях этого времени, например, "Порог" и других, он прославляет подвиг самопожертвования во имя счастья народа. В 1870-е гг., живя в Париже, сблизился с лидерами народников – Лавровым, Степняком-Кравчинским и другими. Материально помогал народническому журналу "Вперед". В это время он пристально следит за развитием русского и французского искусства, входит в кружок крупнейших французских писателей того времени – Г. Флобера, Э. Золя, А. Доде, братьев Гонкур, где пользовался репутацией одного из крупнейших писателей-реалистов. Уже тогда Тургенев получил мировое признание, особенно его ценили в Скандинавии. В 1878 г. он был избран вице-президентом Международного Литературного Конгресса в Париже. В 1879 г. Оксфордский университет присвоил ему степень доктора обычного права. Приезжая в 1879 – 1880 гг. в Россию, Тургенев участвовал в чтениях в пользу Общества любителей русской словесности, в том числе – выступал с речью о Пушкине. Либеральная Россия встретила его овациями. На склоне жизни создал лирико-философские "Стихотворения в прозе" (1882 г.). Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литературы. Заслуги его особенно велики в развитии русского романа. Особое место у Тургенева занимали женские образы. В женской натуре, по его мнению, цельной, чуткой, бескомпромиссной, мечтательной и страстной – воплощено ожидание нового, героического. Поэтому он дает своим любимым героиням право суда над отдельными персонажами. В создании психологического и сатирического портретов он является последователем Пушкина и Гоголя. В СССР к творчеству Тургенева было проявлено повышенное внимание: его труды назначались обязательными к прочтению школьниками, на их темы назначались вступительные сочинения в вузы, по ним ставились театральные постановки и снимались фильмы; в Спасском-Лутовинове открыли его музей. Использованы материалы сайта А.В. Квакина http://akvakin.narod.ru/ Вернуться на главную страницу И.С. Тургенева
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |