Украинка Леся |
|
1871-1913 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Украинка Леся
Леся УКРАИНКА (1871–1913). Классик украинской литературы, поэтесса, которую без преувеличения можно назвать великой. Широко известна не только на Украине, но и за ее пределами своими лирическими стихами, драматическими произведениями, а также переводами на украинский язык произведений мировой литературы. Лариса Петровна Косач (таково настоящее имя поэтессы) родилась в Волынской губернии (теперь Житомирская область) в местечке Новоград-Волынский (Звягиль) в семье интеллигентов. Ее отец, Петр Антонович, закончивший в свое время Киевский университет, занимал руководящие посты в различных общественных организациях. Его прадед Стефан Косач, носивший титул герцога, – выходец из Боснии. Мать Леси, Ольга Петровна Косач (в девичестве – Драгоманова), была писательницей, известной под псевдонимом Олена Пчилка. Леся получила хорошее образование, несмотря на свою болезнь (с 11 лет она страдала костным туберкулезом), играла на пианино, рисовала, свободно владела нескольким языками, с юных лет сочиняла, а впоследствии – активно печаталась и вела большую общественную деятельность. В течение 30 лет Л. Украинка с поражающей стойкостью вела борьбу со своей болезнью, перенесла несколько операций. Время от времени ей приходилось ездить на лечение – в Крым, Египет, Грузию. На 42 году жизни поэтесса умерла в грузинском курортном местечке Сурами. В Крыму Леся побывала в Евпатории, на южном берегу. В Ялте, где она лечилась и провела в общей сложности около двух лет, ныне установлен памятник поэтессе, находится ее музей. Леся Украинка посвятила Крыму цикл стихотворений под общим названием «Кримські спогади». + + +Леся Украинка (Лариса Петровна Коссач-Квитка). Талантливая украинская поэтесса родилась в Новограде Волынском (ныне Житомир). Ее мать была сестрой М. Драгоманова. С юности включилась в революционное движение, ее стихи использовались в листовках РСДРП. Успешно работала во многих литературных жанрах: выступала как поэтесса, драматург, прозаик, переводчик, публицист, литературный критик, фольклорист. Сборники стихов: «На крыльях песен» (1893), «Думы и мечты» (1899), «Отзвуки» (1902) проникнуты идеями гуманизма и пафосом жизнеутверждения. Ее перу принадлежит свыше 20 драматических произведений. Самое известное из них - драма-феерия «Лесная песня» (1912) на основе волынского фольклора. По ее мотивам поставлены опера, балет и два фильма. В рассказах Украинки реалистически воссоздан быт народа, социальные противоречия деревни. В публицистике выступала против национализма и клерикализма (очерк «Беспардонный патриотизм»). Творчество Украинки высоко оценено современниками и потомками. В Киеве, Житомире, селе Колодяжном открыты музеи ее имени. Мужественно преодолевала тяжелую болезнь. Умерла от туберкулеза в Сурами (Грузия). Цитируется по изд.: Русско-славянский календарь на 2005 год. Авторы-составители: М.Ю. Досталь, В.Д. Малюгин, И.В. Чуркина. М., 2005, с. 38.
Советская марка, выпущенная в честь 100-летия. Украинка Леся (псевдоним; настоящее имя и фамилия Лариса Петровна Косач) [13(25).2.1871, г. Новоград-Волынский, ныне Житомирской области, — 19.7(1.8).1913, г. Сурами (Грузия), похоронена в Киеве], украинская писательница. Родилась в дворянской семье; дочь писательницы О. Пчилки. Печаталась с 1884. С детства болевшая костным туберкулёзом, У. была вынуждена многие годы жить на юге (в Крыму, Грузии, Италии, Египте). Образование (преимущественно историко-филологическое) получила дома. В юные годы овладела многими иностранными языками. Рано определились и общественные интересы У., вскоре приведшие её к сближению с марксизмом и революционной социал-демократией. В конце 90-х гг. она читала "Капитал" К. Маркса, в 1902 перевела на украинском языке "Манифест Коммунистической партии". Как литературный критик участвовала в изданиях легальных марксистов (журнал "Жизнь" и др.). За связь с российскими марксистскими организациями подвергалась репрессиям, находилась под надзором полиции. В поэзии и драматургии У. продолжала и развивала традиции Т. Г. Шевченко. Книги её стихов "На крыльях песен" (1893), "Думы и мечты" (1899) и "Отзвуки" (1902), проникнутые революционными идеями и призывами к борьбе, не могли появиться в царской России и были изданы во Львове. Творчеству У. присущ последовательный интернационализм. Темы борьбы с классовым и национальным угнетением, мечты о свободном будущем украинского народа естественно переплетаются в её стихах с выражением сочувствия современным итальянским рабочим, древним строителям египетских пирамид и крестьянам средневековой Шотландии (поэма "Роберт Брюс, король шотландский", 1894). В циклах стихов "Невольничьи песни" (1895—96) и "Песни про волю" (1905) воспевается идея вооружённого восстания, звучат прямые призывы к нему. Поэзия У. отличается богатством исторических и современных мотивов, тонкостью и глубиной чувства, разнообразием строфики, ритмики, поэтических форм и образов. Драмы и драматические поэмы У. написаны преимущественно на исторические и мифологические сюжеты (Древняя Греция, Рим, Египет, Иудея, западноевропейское средневековье). Однако, сохраняя верность историческим чертам и приметам, У. выражает идеи и настроения, актуальные для 20 в. Драматическая поэма "Одержимая" (1901) направлена не только против идеи христианского смирения, но и против толстовского непротивления злу. Драматическая поэма "В катакомбах" (1905) разоблачает идеологию добровольного рабства в ранних христианских общинах Рима; герой этой поэмы — раб, борющийся за свободу, вызывает в воображении не только мифологический образ тираноборца, но и образ Прометея новой эпохи. Столь же многозначительна символика драматических поэм "Вавилонский полон" (1903) и "На руинах" (1904). С идеями Революции 1905—1907 перекликаются аллегории "фантастической драмы" "Осенняя сказка" (1905, опубликована 1928), написанной в разгар революционных событий. Образ Иуды в драматическом этюде "На поле крови" (1909) полемически направлен против попыток реакционных писателей и публицистов оправдать философию предательства. В наиболее национальной по форме драме-феерии "Лесная песня" (1912, пост. 1918) собственнической морали противопоставлены любовь и поэзия, творческое горение и простые, здоровые человеческие радости. По мотивам "Лесной песни" написан балет (музыка М. А. Скорульского), опера (музыка В. Д. Кирейко), поставлен фильм (1961). У. принадлежат также драмы "Кассандра" (1908), "Каменный властелин" (1912) и др. Драматургия У. обогатила украинскую литературу новыми темами и образами и подняла украинскую драму до уровня передовых достижений мировой драматургии. Как литературный критик У. по достоинству оценила значение идей социализма для судеб искусства. Её статьи "Два направления в новейшей италианской литературе" (1900), "Новейшая общественная драма" (1901), "Утопия в беллетристике" С 1906), "Малорусские писатели на Буковине" (1900) и др. отмечены вниманием к проблеме творческого метода, в котором объединились бы возможности реализма и романтизма, к проблемам "социалистического идеала" в литературе. У. переводила произведения Гомера, В. Гюго, Дж. Байрона, Ф. Шиллера, А. Мицкевича и многих др. поэтов; лучший её перевод — "Книга песен" Г. Гейне (1892). Произведения У. переведены на многие языки народов СССР и иностранные языки. Музеи У. созданы в Киеве; в селе Колодяжном Ковельского района Волынской области; в г. Сурами. Имя писательницы носит русский театр в Киеве. М. Н. Пархоменко. Использованы материалы Большой советской энциклопедии. Далее читайте:Леся УКРАИНКА. Играй, моя песня!.. 2018.06.18 (Перевела с украинского Ольга ГОЛУБЕВА). Бузина О. Леся из пробиркиы. (Олесь Бузина. Союз плуга и тризба. Как придумали Украину). Бузина О. Была ли Леся Украинка лесбиянкой? (Олесь Бузина. Союз плуга и тризба. Как придумали Украину). Исторические лица Украины (указатель имен). Сочинения:Твори, т. 1—10, Киiв, 1963—65; в рус. пер. — Собр. соч.. т. 1—4, М., 1906—1957; Избранное, М., 1971. Литература:Дейч А., Леся Украинка, 2 изд., М., 1954; Леся Украинка в воспоминаниях современников, М., 1971; Бабишкiн О. К., Драматургiя Лесi Украiнки, Киiв, 1963.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |