Унамуно Мигель де |
|
1864-1936 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Мигель де Унамуно
Унамуно (Unamuno) Мигель де (29.9.1864, Бильбао,— 31.12.1936, Саламанка), испанский философ-экзистенциалист, эссеист и поэт. Получив религиозное воспитание, Унамуно отошёл от религии в период учёбы в Мадридском университете, где увлекался идеями позитивизма (главным образом Тэн, Спенсер, Конт) и социализма (Бакунин, Лассаль, Маркс). Политический кризис 1898 года, вызванный поражением Испании в войне с США, сформировал умонастроение целого поколения испанской интеллигенции, искавшего пути к духовному возрождению нации. Унамуно становится лидером этого поколения, олицетворяя внутреннюю противоречивость его духовных исканий. Национальный кризис, интерпретируемый Унамуно как всеевропейский «экзистенциальный кризис», обращает Унамуно к трём философским проблемам — «ничто», личность и исторически связанным с главной для Унамуно темой бога. В эссе «Во глубине души» («Adentro») Унамуно формулирует своё философское кредо: «Из сознания собственного глубинного ничто человек черпает новые силы, дабы стремиться быть всем» («Obras completes», t. 3, Md., p. 209). Психологическое переживание собственного «ничто» вызывает у человека специфическое состояние, фиксируемое Унамуно в категории «la congoja» («печаль», «скорбь»). Con-goja ассоциируется у Унамуно с «con-scientia» («со-знание»), подчёркивается не изолированный, замкнутый в себе характер этого состояния, а некое коллективное «со-переживание» («со-печаль», как и «со-знание»), единство человечества в его стремлении к абсолютному «Ничто», по Унамуно,— источник человеческого духовного творчества, которое коренится в страданиях части, стремящейся к целому. Унамуно определяет это стремление через потребность человека в личном бессмертии, в вечности. Перед лицом экзистенциального «отчаяния» Унамуно утверждает «надежду» на восстановление онтологического единства «твари» и «творца», «любимого» и «любящего». «Печаль», «скорбь», по Унамуно, — свидетельство зависимости человеческого бытия от абсолюта. Категория «ничто» как исходный пункт философствования Унамуно вплотную подводит к проблеме бога, однако Унамуно не переступает грань, отделяющую экзистенциалистское богоискательство от собственно христианского богословия. Противоречие между разумом и жаждой личного бессмертия становится определяющим для философского мышления зрелого Унамуно. «Трагическое чувство жизни у людей и народов» («Del sentimiento trägico de la vida...», 1913) — основное философское сочинение Унамуно — может быть рассмотрено как попытка онтологизировать собственную трагедию разорванности веры и разума. В конечном итоге Унамуно усвоил профетический, мессианский стиль самовыражения: «Я начал верить в провиденциальную миссию, которая поручена мне в Испании» («Ensayos», t. 2, p. 27). Трагические переживание безверия вызвало у Унамуно напряжённое теоретизирование относительно проблемы веры. Вопрос о сущности реального Унамуно непосредственно связывает с напряжённостью веры. «Вера — источник реальности», ибо «верить — значит созидать» («Назидательные новеллы», М,— Л., 1962, с. 114). Эта связь обнаруживается и в философской антропологии Унамуно, центральная тема которой — понимание реальности личности. Полагая условием реализации личности её «страстную, трагическую» устремлённость к предмету веры, Унамуно противопоставляет «реальную личность, желающую быть или желающую небытия», «неподлинному» существованию индивида, лишённого «идеала и воли» и подверженного социальному конформизму. Однако сам способ рассмотрения проблемы (подмена трансцендентной сущности веры имманентным стремлением верить) неизбежно приводит Унамуно к внутреннему парадоксу. «Реальность» у Унамуно выступает как чистая абстракция, которую с большим успехом можно использовать применительно к «идеальным» персонажам, т. е. к героям художественной литературы. Дон-Кихот — центральная фигура историософии Унамуно, как бы связывающая две фундаментальные темы его философии: личности и истории. В основе философии истории Унамуно — анархический бунт против повседневности, неподвижности и в этом смысле «абсурдности» человеческого бытия. Та же контрадикция «подлинного» и «неподлинного» приводит Унамуно к жёсткой дихотомии «феноменальное», преходящее — «вечное», «выпадающее в осадок истории»: «интра-история». На внешнем, феноменальном, уровне истории всё явно, познаваемо и объединяется по каким-либо формальным признакам: национальные, государственные, политические или религиозные принадлежности. На внутреннем, «вечном», уровне — в «интраистории» осуществляется подлинное единение человеческого рода; здесь «язык» противостоит «литературам», «народ» — «историческим нациям», «культура» — «цивилизации» и т. д. Восставая против рациональности феноменального бытия, Унамуно противопоставляет ему иррационалистическое «спасительное безумие», апостолом которого объявляет Дон-Кихота (см. «Жизнь Дон-Кихота и Санчо» — «Vida de Don Quijote y Sancho», 1905). Унамуно видит в «безумии» Дон-Кихота одну из высших реальностей «интраистории», а в самом рыцаре — «душу Испании», которую Унамуно призван возродить к жизни и тем самым спасти не только Испанию, но и Европу. Унамуно строит концепцию «кихотизма» («кихотизации» Испании), которая постепенно осмысливается им в качестве национальной философии и национальной религии. Разрабатывая параллель Дон-Кихот — Христос, Унамуно вплотную приближается к христианской эсхатологии, однако и на этом уровне он остаётся в рамках экзистенциалистского богоискательства: истины (вера, реальность, бог) так и не получают у него онтологического статуса, оставаясь имманентными личности. Таким образом, философская интенция Унамуно остаётся нереализованной, а его философская концепция — внутренне противоречивой. Ситуация фашистской диктатуры усугубляет духовную трагедию Унамуно, который, будучи отстранённым от поста ректора Саламанкского университета, вскоре умирает в полной духовной изоляции. С. Л. Воробьев. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: в рус. пер.: Две матери, М., 1927; Три повести о любви с прологом, М., 1929; Туман, М., 1973; Соч., т. 1—2, М., 1981. Литература: Зыкова А. Б., Экзистенциализм в Испании, в кн.: Совр. экзистенциализм, М., 1966, с. 399—412; Claverla С., Temas de Unamuno, Madrid, [1953]; Meyer F., L'Ontologie de Miguel de Unamuno, P., 1955; Ferrater Mora J., Unamuno. Bosquejo de una filosofia, Buenos Aires, 1957; Mar-rero V., El Cristo de Unamuno, Madrid, 1960; G o l l a-d o J. - A., Kierkegaard у Unamuno, Madrid, 1962; S с h ü r r F., Miguel de Unamuno. Der Dichterphilosoph des tragischen Lebensgefühls, Bern — Münch., 1962; Abellan J. L., Miguel de Unamuno a la luz de la psicologia. Una interpretacion de Unamuno desde la psicologia individual, Madrid, 1964; I l i е Р., Unamuno. An existential view of self and society, Madison, 1968; Lain Entralgo P., La generacion del noventa у ocho, Madrid, 19707; Tunon de Lara M., Costa у Unamuno en la crisis de fin de siglo, Madrid, 1974. Вернуться на главную страницу Унамуно
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |