Уруинимгина, Урукагина |
|
XXIV в. до н.э. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Уруинимгина, УрукагинаУруинимгина, царь шумерского государства Лагаш, правивший в 2318-2311 гг. до Р. Х.Приход к власти Уруинимгины связан был с каким-то хотя и бескровным, но насильственным переворотом. Предыдущий энси Лугальанда, разоривший страну поборами и присвоивший себе большую часть храмовых и государственных богатств, был низложен (хотя и сохранил жизнь), а энси стал Уруинимгина, как видно, его свойственник. Новый правитель снизил налоги и пресек произвол чиновников, которые взятками и насилиями грабили народ и младших жрецов. Все присвоенные частными лицами земли были возвращены богам (то есть храмам). В 2313-2312 гг. до Р. Х. Уруинимгине пришлось вести тяжелую войну с правителем Уммы Лугальзагеси. Уммийцы разорили и отторгли почти половину страны. Но столицу - город Нгирсу - они, кажется, не смогли захватить. Однако в 2311 г. до Р. Х. Нгирса была взята и разрушена аккадским царем Шаррумкеном. После этого о судьбе Уруинимгины ничего неизвестно. Использованы материалы книги К.Рыжов. Все монархи мира. Древний Восток. М., "Вече". 2001. Урукагина (правильнее - Уруинимгина) - царь Лагаша (2-я пол. 24 в. до н. э.). Вступил на престол в результате переворота, отстранив от власти своего родственника Лугальанду; провел ряд реформ с целью пресечения злоупотреблений царских контролеров (сборщиков налогов, судей и др.), уменьшения налогообложения и повинностей свободного населения, защиты храмовых владений от посягательств со стороны царской власти, а также уменьшения и упорядочения ритуальных оплат. Вопрос о социальной направленности реформ Урукагины является спорным. В. В. Струве оценивает их как демократические, направленные против знати, в защиту интересов общинников и приведшие к увеличению числа полноправных граждан. И. М. Дьяконов полагает, что реформы были вызваны борьбой жречества и родовой аристократии, возглавленных Урукагиной, против царя и светской служилой знати за храмовое хозяйство, игравшее в Лагаше большую экономическую и политическую роль. На 7-м году правления Урукагины потерпел поражение в борьбе с Лугальзаггиси, часть Лагаша была разрушена. От времени Урукагины до нас дошел большой хозяйственный архив из храма богини Бау (рус. пер. надписей Урукагины дан В. В. Струве в "Хрестоматии по истории Др. Востока", М., 1963, с. 177-83 и И. М. Дьяконовым в ст. "Реформы У. в Лагаше", "ВДИ", 1951, No 1). Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971. Деятельность УрукагиныДлительные войны, которые вели могущественные правители Лагаша, привели к дальнейшему развитию примитивного рабовладельческого хозяйства. В хозяйственных документах этого времени упоминаются деревянные плуги, которые окончательно вытесняют первобытную мотыгу. Значительно совершенствуется ремесло. В многочисленных мастерских работали самые разнообразные ремесленники. Металлургия получает широкое распространение. В документах перечисляются куски листовой меди и металлические предметы. Избыток продуктов сельского хозяйства и ремесленного производства продаётся на рынках внутри страны и даже вывозится в соседние страны в обмен на необходимые и ценные товары, как, например, на серебро, которое привозится из Элама. Усилился приток в страну пленных, которых обращали в рабство. Документы на продажу рабов свидетельствуют о росте рабовладельческой эксплуатации. Однако развитие хозяйственной жизни приводило лишь к обогащению правящего класса рабовладельческой аристократии, в состав которого входили влиятельные чиновники и жрецы, владевшие огромными богатствами. Большие ценности сосредоточивались также и в храмах. Трудовое население, бедняки и рабы подвергались всё более жестокой эксплуатации со стороны богачей. Так усиливалось имущественное расслоение, которое привело к обострению классовых противоречий и к вспышкам классовой борьбы, на что указывают документы времени Урукагины (XXIV век до н. э.). Последние представители династии Ур-нанше становятся первосвященниками и захватывают в свои руки храмовое хозяйство с целью укрепления рабовладельческого строя и усиления авторитета царской власти. Однако это мероприятие вызывает недовольство как со стороны трудовых масс, главным образом общинников, так н со стороны жречества, которое управляло храмовыми хозяйствами и потеряло ряд своих привилегий в результате слияния храмового хозяйства с царским. Вследствие этого в Лагаше начались крупные народные волнения и резко обострилась классовая борьба. Весьма возможно, что даже произошло народное восстание. Жречество, недовольное тем, что царская власть захватила в свои руки храмовое хозяйство, подняло против царя широкие слои трудового населения. Последний царь из династии Ур-нанше по имени Лугальанда принуждён был уступить своё место Урукагине, который захватывает верховную государственную власть в результате насильственного переворота, очевидно, опираясь на поддержку, с одной стороны, жречества, а с другой стороны, широких народных масс, в частности свободных общинников. В своих надписях Урукагина не упоминает о своём царском происхождении. Наоборот, он говорит о том, что «бог Нингирсу, воин Энлиля, даровал Урукагине царство над Лагашем и дал ему власть над 10 сэрами людей» (10 cap — 36 тысяч). Придя к власти, по-видимому в результате народного движения, организованного жречеством, Урукагина провёл целый ряд реформ, которые имели целью восстановить положение, существовавшее в Лагаше ранее, а также восстановить независимость жречества в управлении храмовым хозяйством. Одновременно с этим Урукагина был вынужден и несколько улучшить экономическое положение тех средних свободных слоёв населения, членов сельских общин, которые были его главной социальной опорой. Для того чтобы резче подчеркнуть социальный характер своих реформ, Урукагина в своих надписях противопоставляет жестокие формы эксплуатации бедняков, царившие в Лагаше до его прихода к власти, тому положению, которое установилось в результате его реформ. Судя по надписям Урукагины, в Лагаше до захвата им власти неограниченно господствовала верхушка рабовладельческой аристократии, возглавлявшаяся правителем — патэси. Всюду — на кораблях, при стадах и при рыболовных хозяйствах — находились надсмотрщики. Правитель взимал высокие налоги со всех доходов населения и наложил свою тяжёлую руку даже на храмовые владения. В свою очередь жрецы тоже притесняли население, требуя себе высокую плату за совершение религиозных обрядов. Богачи и чиновники могли безнаказанно грабить и притеснять бедняков. Урукагина ставит себе в особую заслугу то, что он прекратил эти злоупотребления и снова восстановил древний «порядок» и древнюю «справедливость». Он удалил надсмотрщиков и надзирателей, предоставив людям свободно заниматься их делом. Он восстановил права и привилегии храмов, изъяв храмовое хозяйство из ведения правителя и объявив его собственностью самих богов, иными словами, вернув его жречеству. Но в то же время он сократил ту плату, которую жрецы взимали ранее с населения за совершение религиозных обрядов. Ввиду частых злоупотреблений, когда начальники притесняли простых воинов, насильственно отнимая у них под видом покупки их имущество, Урукагина приказал в таких случаях платить за купленного осла или дом по справедливой цене или, как образно говорится в надписи, «хорошим серебром». Чтобы несколько улучшить экономическое положение средних свободных слоёв населения, Урукагина издал особые законы, которые должны были освободить «жителей Лагаша от долговой кабалы, потрав, воровства, убийства и грабежа домов. Свободу их он установил. Чтобы сироте и вдове сильный ничего не причинил, он заключил с Нингирсу этот завет». Таким образом, социальные реформы Урукагины были облечены в форму законов, которые должны были охранять интересы жречества и средних слоёв населения, получивших целый ряд прав в результате этих реформ. Урукагина правил в течение 6 лет. За это короткое время Лагаш достиг большого процветания. С гордостью сообщает реформатор о тех храмах и дворцах, которые он построил, и о каналах, которые он соорудил. Однако Урукагино не удалось закрепить своего дела. Рабовладельческая аристократия соседних городов с тревогой смотрела на усиление общинников и средних свободных слоёв Лагаша. Очевидно, в этом была одна из причин разгрома Лагаша. С другой стороны, реформы, проведённые Урукагиной в интересах сохранения классового рабовладельческого общества, не могли дать решающих результатов. Они не могли сделать государство более устойчивым, так как они сохранили имущественное неравенство и классовую эксплуатацию, лишь в небольшой степени, и к тому же временно, улучшив положение средних слоёв населения. Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 61-63. Уруинимгина, Урукагина - правитель шумерского города-государства Лагаш (XXIV в. до н.э.). Его отец Энгильса был крупным сановником в Лагаше.
Около 2360 г. Уруинимгина возглавил народное движение, направленное против
засилья местной царской династии Ур-нан-ше в лице ее последнего представителя
Лугальанды. Восстание имело успех, и народ провозгласил Уруинимгину энси* Лагаша,
сохранив при этом жизнь Лугальанде и его семье. В награду за выдвижение
Уруинимгина увеличил простым гражданам Лагаша размер месячного довольствия в два
раза. Примечания:* Энси - верховный жрец-правитель. ** Лугаль - царь. Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005. Литература:Дьяконов И. М., Обществ. и гос. строй древнего Двуречья, Шумер, М., 1959; Струве В. В., Гос-во Лагаш., М., 1961.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |