Веневитинов Дмитрий Владимирович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ В >

ссылка на XPOHOC

Веневитинов Дмитрий Владимирович

1805-1827

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Дмитрий Владимирович Веневитинов

Д. В. Веневитинов
Неизвестный художник с оригинала А.-Ф Лагренже. 1820-е годы

Веневитинов Дмитрий Владимирович (14(26).09, 1805, Москва - 15(27).03.1827, Петербург, похоронен в Москве) - философ, поэт. Родился в родовитой дворянской семье, в 17 лет был готов к поступлению в Московский университет, но предпочел быть вольнослушателем, сдав выпускные экзамены через год. В это время сближается с М. Г. Павловым и не без его влияния увлекается философией Шеллинга. Веневитинов был одним из основателей и руководителей «общества любомудров», члены которого проявляли особый интерес к идеям немецких философов-классиков. Вслед за Шеллингом В. утверждал, что в основе мира лежит идея мира (абсолют), благодаря которой все существующее выступает как единое органическое целое. Отсюда цель познания, цель философии как науки о познании самого познания - достижение гармонии между миром и человеком (между идеальным и реальным). На этой завершающей ступени познания философия упраздняется, и ее место занимает «всеведение». Единство реального и идеального - это и идеал человека, равно как и всего человечества, осуществляемый на путях самопознания, ступени которого являются и ступенями исторического развития человечества. Первоначально его состояние - «золотой век», время единения человека и природы. Последующий период - время разлада с природой и вместе с тем расцвета творчества, мыслительной деятельности человечества. И наконец, последняя ступень - установление совершенной полной гармонии между человеком и миром. Целью отдельного человека, индивида, Веневитинов объявляет содействие общему благу. «Обязанность каждого мыслящего гражданина, - пишет он, Я определенно содействовать для пользы народа, которому он принадлежит». Само понятие «народ» выступает у него существенным элементом в общей связи человек-общество (человечество), опосредствующим отношения между человеком и общечеловеческим. Рассуждая о роли России в истории, Веневитинов (как и позже Чаадаев) подчеркивает тот факт, что в отличие от «самостоятельных» народов, у которых просвещение развивалось из отечественного начала и входило в состав всемирных приобретений ума, не теряя отличительного характера, Россия «все получила извне; оттуда это чувство подражательности... раболепство; оттуда совершенное отсутствие всякой свободы и истинной деятельности». Будущее России он связывал с развитием своей самобытной культуры, с нравственной свободой, осознать которые должна помочь ей философия. Тем самым сама философия призвана была приобрести национальный характер, стать именно русской философией. Правда, это «замыкание России на себе самой» и отрыв от Запада представлялись Веневитинову лишь временными явлениями. Общечеловеческое у него явно преобладало над любой народной, национальной идеей. В эстетических взглядах Веневитинов явно выражены идеи романтизма. Эстетика представлялась ему связующим звеном между философией и искусством. Последнее понималось им как выражение мысли в материале и в своем развитии проходит три этапа: эпическая поэзия, лирическая поэзия и некий высший тип гармонии, который оформится в будущем. Веневитинов развил понятие народности в применении к художественному творчеству, считая, что она должна выражаться в самых чувствах поэта, напитанного духом того или иного народа, и что ее нельзя сводить к изображению народных обычаев. Следует отметить, что примат эстетического начала, характерный для воззрений Веневитинова (и др. русских романтиков), имеет свое основание в конечном счете в философии Шеллинга.

В. И. Приленский

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 92-93.

Сочинения: Полн. собр. соч. М.; Л.,1934,

Литература: Гинзбург Л. Опыт философской лирики (Веневитинов) // Поэтика. Л., 1929. Т. 5; Золотарев С. А. Расцвет и смерть Веневитинова. М., 1924; Каменский 3. А. Московский кружок любомудров, М., 1980; Котляревский Н. А. Старинные портреты. Спб., 1907; Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. М., 2001.


Вернуться на главную страницу Веневитинова

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС