Вивекананда |
|
1863—1902 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
ВивеканандаВивекананда (настоящее имя — Нарендранатх Датта) (1863—1902) — индийский философ-идеалист, ученик Рамакришны. В 1880—1884 изучал философию в Калькуттском университете. В 1893 выезжал в США для участия во Всемирном конгрессе религий и пропаганды идей веданты. В 1897 основал религиозную «Миссию Рамакришны». Вивекананда пытался «сблизить» идеи адвайта-веданты с положениями современной ему науки. Подобно Рамакришне, он отстаивал основанную на веданте «единую религию». Однако деятельность Вивекананда перерастала узкие рамки религиозного реформаторства. Он выступил как крупный общественный деятель, призывал к борьбе за национальное освобождение, осуждал политику апелляций к британским властям, проводимую индийскими либералами. Все это делало его предшественником идейных лидеров крайне левого крыла индийского национально-освободительного движения начала 20 века. Вивекананда отстаивал теорию четырех стадий общественного прогресса, различающихся в зависимости от господствующей варны (сословия): брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. «Царством вайшьев» Вивекананда называл современное ему буржуазное общество, «царством шудр» — будущее «социалистическое». Он осуждал империалистическое угнетение наций, расизм, милитаризм. В то же время его «социализм» носил утопический характер. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 65.
Вивекананда (Vivekananda) Свами (настоящее имя Нарендранатх Датта) (12 января 1863, Калькутта — 4 июля 1902, Белур) — индийский религиозный философ и общественный деятель, реформатор индуизма. Ученик к последователь Рамакришны. В 1893 участвовал в работе Всемирного конгресса религий (Чикаго), инициатор создания ряда ведантистских центров в США, основатель «Миссии Рамакришны» (1897). Философское учение Вивекананды (т. н. неоведанта) во многом исходит из основных идей адвайта-веданты: основа вселенной есть Брахман как неопределенное и «всеисключающее» духовное начало; мир вещей есть нечто «неподлинное»; мировая и индивидуальная душа по своей сути полностью совпадают. Вместе с тем выступил против применения адвайты для оправдания социального неравенства, монополии брахманов на «священное знание», непогрешимость Вед, проповедовал необходимость общественно полезной деятельности. Стремился сблизить три основные школы веданты, представляя их как «ступени» в постижении истины, соотносил с ними различные мировые религии и строил на этой основе учение об «универсальной религии». Вивекананда выдвигал идею «коллективного освобождения» и «общества освобожденных при жизни» как цели исторического процесса, в котором выделял четыре последовательные стадии («царства» сословий брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр). Грядущее «царство шудр» понимал как воплощение идеалов социализма, трактуемого в утопическом духе. Философское учение Вивекананды оказало значительное влияние на развитие индийской мысли в 20 в. (Б. Г. Тилак, Гхош, Тагор, Ганди, Радхакришнан). В. С. Костюченко Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 395-396.
Вивекананда Свами (монашеское имя Hapенд-ранатха Датта) (12.1.1863, Калькутта, — 4.1. 1902, Белур), индийский мыслитель, религиозный реформатор и общественный деятель. В 1882 году встретился с Рамакришной и с тех пор всю жизнь занимался развитием его идей, ведя интенсивную пропаганду реформированного индуизма не только в Индии и странах Азии, но и в Европе и Америке. В 1897 году организовал религиозно-реформаторское общество «Миссия Рамакришны» — центр религиозной активности в Индии (имеет отделения в ряде стран Европы и Америки). В отличие от Рамакришны, Вивекананда был хорошо знаком с западноевропейской культурой. Считая, как и Рамакришна, что единственным средством «спасения» современного человечества является обращение к духовно-религиозному опыту, Вивекананда особенно подчёркивал значение индийской национальной традиций. Поэтому, говоря о духовном единстве всех религий, Вивекананда одновременно настаивал на преимущественном значении индуизма, провозглашая его «матерью всех религий». Философской основой индуизма Вивекананда считал веданту, которую он синтезировал, с одной стороны, с философскими идеями санкхьи и йоги, с другой — приближал к понятиям европейской философии. Как и Рамакришна, Вивекананда отрицал иллюзорность эмпирического мира и трактовал творение как божественную игру. Однако наибольшим преобразованиям подверглась у Вивекананды этическая доктрина веданты. Выдвигая идеалом личности духовную отрешённость, он одновременно проповедовал идею «мужественного индуизма», активного служения человечеству (в «моральном бессилии» индуизма он видел результат влияния буддизма). В основе социальных воззрений Вивекананды — теория четырёх стадий общественного прогресса, в ходе которого последовательно возвышаются варны брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр. Современное общество, по Вивекананде,— «царство вайшьев», будущее — «царство шудр», примирение сословий, к реализации которого и призывал Вивекананда. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: The complete works, pt 1—8, Mayavati, 1923—324; в рус. пер.—Философия йога, Сосница, 1911; Прантич. веданта, [М. 19121; Бхакти-йога, СПБ, 1914; Карма-йога, П., 19162. Литература: Ρоллан Р., Жизнь В., Собр. соч., т. 19, Л., 1936; Nehru J., Sri Ramakrisima and Swami Vivekananda, Gale., 1960;
Вивекананда, Свами (1869—1902) — выдающийся религиозно-общественный деятель. Домонашеское имя Нарендранатх Датта. Родился в Калькутте в семье преуспевающего адвоката из касты каястха, считавшейся в Бенгалии кшатрийской; учился в школе известного реформатора и просветителя И. И. Видьясагара, а в 1879 году поступил в христианский миссионерский колледж. Вивекананда много читает; в круг его интересов входят Милль, Дарвин, Шопенгауэр, Кант, Спенсер. Еще раньше его заинтересовала личность К. Шена, и он начал посещать собрания «Брахмо самадж», но в 1878 году, после раскола общества, пошел за организаторами «Садхаран Брахмо самадж». Разочаровавшись в деятельности брахмосамаджистов, он ищет контакты с Деб Тагором, на какое-то время вступает в масонскую ложу. В 1881 году происходит его встреча с Рамакришной, но сблизиться с ним ему удалось далеко не сразу — он спорил, требовал доказательств, не соглашался с аргументацией учителя. Позднее Вивекананда признавался: «Я пришел к Рамакришне и полюбил этого человека, но я ненавидел все его идеи. И в течение шести лет я упорно сражался с ними». После смерти Рамакришны именно Вивекананда возглавляет сообщество его учеников, принявших монашество. Некоторое время «братья» живут вместе в полуразрушенном доме, но потом постепенно разбредаются. Уходит и Вивекананда. В течение двух лет он пешком странствует по Индии, знакомится с разными людьми. Наконец достигает самой южной точки страны, мыса Коморин (Каньякумари). На одиноко стоящей в море скале в процессе медитации Вивекананда приходит к важной мысли о практической бесполезности странствий «святых» и о необходимости направить усилия на пробуждение народа. Там же он принимает решение отправиться в США на Всемирный конгресс религий, чтобы привлечь внимание мировой общественности к положению бедняков в Индии. Выступление Вивекананды на открытии конгресса сделало его имя известным всей Америке. Он остается в США, ездит с лекциями, пытается собрать деньги в фонд помощи голодающим в Индии, посещает Англию и Францию, где пропагандирует веданту, затем Швейцарию и Италию. На родине, куда Вивекананда вернулся в 1896 году, его встретили как триумфатора. Он создает религиозно-общественную организацию — «Миссия Рамакришны», активно занимается проповеднической деятельностью. После новой поездки в Европу и США поселяется в Белуре (см. Белур-Матх), но вскоре умирает в возрасте 39 лет. Учение Вивекананды и схоже, и разительно отлично от проповеди Рамакришны — как были одновременно близки и чуть ли не противоположны эти два человека. В целом Вивекананда исходит из традиционных идей адвайта-веданты об идентичности Атмана (индивидуальной души) и Брахмана (Абсолюта). Глубинная божественность каждого человеческого Я понимается Вивеканандой как возможность (и необходимость) безграничного самосовершенствования на путях самореализации личности, а в социальном плане — как возведение служения человеку в ранг религиозного долга всех и каждого. Таким образом, само понятие «религия» имело совершенно разный смысл в поучениях Рамакришны и в трудах Вивекананды Несмотря на то что Рамакришна подверг переосмыслению догматы индуизма, конечной задачей каждой человеческой жизни и высшим ее достижением он считал познание бога, слияние с ним, т. е. ставил ту же цель, что и ортодоксальные религиозные проповедники до него. Не делал он исключения и для себя — главным своим назначением считал богопознание, а все остальное, в том числе и обучение учеников, — вторичным и производным. Вивекананда же, выдвигавший идеал служения массам, помещал в центр своей системы не бога, а человека; вера индивида в собственные силы была для него неизмеримо важнее, чем вера в бога: «Человек должен прежде всего верить в себя, потом в бога, тот, кто не верит в себя, не может поверить в бога». И не богопознание, а познание человека становится для него основной темой проповеди, потому что «человек есть величайшее из всех существ... земля выше всех небес». Отсюда вытекает столь характерное для Вивекананды понимание служения богу как служение человеку: «Мы слуги того бога, которого незнающие зовут человеком». В русле этой идеи воспринимается его исключит, интерес к нуждам народных масс Индии. Обращаясь к своим последователям, он призывал работать во имя их духовного освобождения и материального расцвета. Он настойчиво подчеркивал необходимость практической деятельности и именно с точки зрения общественной пользы оценивал религию: «Я не верю в бога или в религию, которые не могут утереть вдовьи слезы или дать сироте кусок хлеба». Различие между Вивеканандой и Рамакришной состоит также в том, что последний в соответствии с традицией считал главным индивидуальное спасение (просветление) и учил своих приверженцев, что, только достигнув мукти, они могут «спасти» других. Вивекананда иначе ориентировал тех же самых учеников Рамакришны: «Коль скоро вы ищете собственное спасение, ваш путь лежит в ад! Добивайтесь спасения других, если хотите достичь Наивысшего! Убейте в себе желание личного мукти!» Наконец, главное различие между учением Рамакришны и Вивекананды заключается в следующем. Рамакришна, выдвинув с новой силой идею одинаковой истинности всех религий, тем не менее полагал обязательным для каждого соблюдение правил и предписаний исключительно «своего» вероучения. Вивекананда же, напротив, предостерегал от слишком строгого следования догмам какой-то одной «организованной религии». Он выделяет некую духовную основу, общую для всех религий. И таковой для него является веданта. Ведантистское представление о душе человека как божеств, сущности служит отправным для понимания места человека в мире, его религиозного долга. Реформаторство Вивекананды выразилось не в переосмыслении отд. догм индуизма, не в частичной его модернизации, а в попытках привлечь его для решения насущных социально-политических проблем. Он фактически выхолостил теологическое содержание определенной религиозной системы и заполнил ее мирскими, светскими идеями, отбрасывая сверхъестественное, включая в нее даже неверие и атеизм, ставя в центр своего учения заботу о будущем Индии, о ее духовном и материальном расцвете. Р. Рыбаков Цитируется по изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Практическая веданта. М., 1993. Литература:Роман Р. Жизнь Вивекананды. — Собр. соч., т. 19. Л., 1936; Костюченко В. С. Вивекананда. М., 1977.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |