Ян Чжу
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Я >

ссылка на XPOHOC

Ян Чжу

-

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Ян Чжу

Ян Чжу (ок. 395—335 до н. э.) — древнекитайский философ. В своем учении выступал с позиций наивного материализма, резко критиковал религиозные представления и веру в бессмертие. По его мнению, все события и явления природы и общества подчинены действию принципа естественной необходимости, который он определял как судьбу. Поэтому его взгляды не свободны от элементов фаталистического детерминизма. Ян Чжу заявлял, что все подвержено гибели и уничтожению. Жизнь с естественной необходимостью сменяется смертью, за возникновением следует разрушение. В этике на первый план выдвигал личность с ее стремлением к максимальному удовлетворению своих чувств и желаний, призывая пользоваться и наслаждаться настоящим в жизни и не утруждать себя мыслями о том, что будет после смерти. Однако гедонизм и эвдемонизм Ян Чжу не получили крайнего выражения. Его индивидуализм явился реакцией на этическую и социальную градацию людей в конфуцианстве.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 552.

Ян Чжу, Ян Цзы-цзюй, Ян Шэн (прибл. 440-360 или 414-334 до н. э.), древнекитайский мыслитель-вольнодумец. Сочинения Ян Чжу не сохранились, о его взглядах можно судить по фрагментам в трактатах "Мэн-цзы", "Чжуан-цзы" и других и по главе "Ян Чжу" даоского трактата "Ле-цзы". Ян Чжу провозглашал идеи себялюбия, ценности собственной жизни, пренебрежения к внешним вещам, гедонизма, который, однако, не принял у него крайних форм. Судя по высказыванию Мэн-цзы: "Слова Ян Чжу заполнили Поднебесную", он приобрёл значит, число последователей. Исходя из наивно-материалистических представлений, высказывался против веры в бессмертие, считая смерть столь же естественной и неизбежной, как и жизнь. Выступал против взглядов и деятельности Конфуция. Тексты: Древнекитайская философия, т. 1, М., 1972, с. 212-24.

С. Кучера.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 30. Экслибрис – Яя (+дополнения). – М., Советская энциклопедия. – 1978.

Ян Чжу, Ян Цзыцзюй, Ян Шэн (прибл. 440— 360 или 414—334 до н. э.), древнекитайский мыслитель-вольнодумец. Происходил, по-видимому, из бедной крестьянской семьи. Много путешествовал, распространяя при этом своё учение, приобрёл, видимо, значительное число последователей. Сочинения Ян Чжу не сохранились и о его взглядах можно судить лишь по фрагментам в произведениях его идейных противников Мэн-цзы и Чжуан-цзы и по главе «Ян Чжу» даоского трактата «Ле-цзы». Ян Чжу провозглашал идеи себялюбия, ценности земной жизни, естественных страстей и наслаждений, пренебрежения к славе, почестям и внешним вещам. Исходя из наивно-материалистических представлении, Ян Чжу выступал против веры в бессмертие, считая смерть столь же естественной и неизбежной, как и жизнь. Был резким противником Конфуция, «самого бестолкового и суетливого из всех людей», что, вероятно, и вызвало отрицательное отношение к Ян Чжу со стороны представителей официальной идеологии — конфуцианства.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: Др.-кит. философии, т. 1, М., 1972, с. 212—24; Петров А., Я. Ч.— вольнодумец древнего Китая, «Сов. востоковедение», 1940, № 1, с. 174—211; Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая, вступ. ст., пер. и комм. Л. Д. Позднеевой, Μ., 1967, с. 106 — 18.

Материалистическая философия Ян Чжу

Одним из крупнейших представителей материалистического направления в древнекитайской философии был живший в V—IV вв. до н. э. в царстве Вэй мыслитель-атеист Ян Чжу, философия которого была тесно связана с древним даосизмом.

К сожалению, о Ян Чжу и его учении мы располагаем чрезвычайно скудными данными. После Ян Чжу не осталось никаких сочинений. Лишь очень краткие сведения о нём и его последователях имеются в произведениях древних философов IV— III вв. до н. э. Чжуан-цзы и Мэн-цзы. Основным же источником, излагающим философию Ян Чжу, является одна из глав книги «Ле-цзы» — произведения очень сложного, включающего в себя тексты, относящиеся к различным эпохам. «Ле-цзы» в дошедшем до нас виде было составлено только в III—IV вв. н. э. Тем не менее, сопоставление и критический анализ данных источников позволяют  восстановить в общих чертах философию этого выдающегося мыслителя-материалиста.

Ян Чжу отрицал существование какой бы то ни было сверхъестественной силы и настаивал на том, что всё в мире подчинено закону естественной необходимости. Согласно его мировоззрению, мир находится в непрерывном изменении. Формой связи человека с реальной действительностью Ян Чжу считал непосредственное чувственное восприятие.

Основным содержанием учения Ян Чжу было наивно-материалистическое учение о человеке. Ян Чжу утверждал, что человек является частью материального мира. Подобно всем другим существам он состоит из пяти первоэлементов материального ци и отличается от остальных живых существ только тем, что обладает разумом. Ян Чжу учил: «Человек подобен небу и земле и соединяет в себе природу пяти постоянств. Человек наиболее разумен из живых существ...».

Ян Чжу категорически отрицал бессмертие души и существование потустороннего мира. По его учению, смерть является естественно-необходимым явлением. «Все существа одинаково рождаются и одинаково умирают»,— учил Ян Чжу. «В жизни все вещи отличаются друг от друга, в смерти же все они равны. В жизни ость мудрые и глупцы, знатные и незнатные — и это то, что различает их (людей). В смерти же есть тление и уничтожение, тление и разрушение—вот что делает их равными». Со смертью человека прекращается его существование, исчезает его дух. «(Согласно) закону (природы) не существует бессмертия, — утверждал Ян Чжу, — ...(согласно) закону (природы) нет вечной жизни...». Ян Чжу решительно выступал против проповедуемого конфуцианцами культа предков: «...не кладите в рот (мёртвым) жемчужин и драгоценных каменьев, — говорил он, — не надевайте (на них) вышитых шёлковых одеяний, не приносите в жертву быка и не выставляйте роскошной утвари». Ян Чжу считал, что человек не должен интересоваться тем, что будет после его смерти. Он призывал относиться к смерти с философским безразличием, как к естественному, закономерному явлению, и стремиться к максимальному использованию радостей жизни.

Ян Чжу требовал полного и всестороннего развития физической и духовной сущности человека и разумного удовлетворения его потребностей и желаний. Выступая против конфуцианской морали, против навязанных человеку норм поведения, ограничивающих его естественное развитие, Ян Чжу развивал учение о свободной личности, подчинённой только собственной природе и следующей своим естественным влечениям. Он считал высшим этическим идеалом наслаждение жизнью и счастье индивидуума, защищая принцип: «всё для себя». «Нужно осуществлять то, чего желают наши органы чувств,— говорил Ян Чжу,— нужно действовать так, как хочет наша душа»

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том II. М., 1956, с. 474-475.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Литература:

Петров А., Ян Чжу - вольнодумец древнего Китая, "Советское востоковедение", 1940, № 1, с. 174-211;

Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая, вступ. ст., пер. и коммент. Л. Д. Позднеевой, М., 1967, с. 106 - 18.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС