Жадовская, Юлия Валериановна |
|
1824-1883 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Юлия Валериановна Жадовская
Жадовская, Юлия Валериановна [29.VI(11.VII).1824, с. Субботино Ярославской губ., - 28. VII(9.VIII).1883, с. Толстиково Костромской губ.] – русская писательница. Родилась в дворянской семье, получила домашнее образование. Первая книга стихов Ж. вышла в 1846 году, вторая – в 1858. Печаталась в журналах «Москвитянин», «Русский вестник», «Библиотека для чтения», «Время» и др. В.Г.Белинский, отмечая поэтический талант Ж., упрекал ее за уход от действительности в область бесплодных мечтаний. Лучшие стихи Ж. посвящены теме любви («Мне грустно», «Теперь не то», 1845, «Взгляд», «Ошибка», «Я вновь полна чудесных звуков», 1847, «Никто не виноват», 1848, и др.), изображению природы («Приближающаяся туча», «Вечер и утро», 1845, «Ночь» 1846, «Миг обновления», 1850, «Тихо я одна бреду по саду», 1857). Истоки печали, которыми проникнута лирика Ж. не только в ее личной судьбе (трагической любви), но и в присущем ей понимании несовершенства окружающей жизни. В конце 40-50-х годов в творчестве Ж. ощущается воздействие революционно-демократической поэзии, в особенности Н.А.Некрасова. Ее волнует бесправное положение женщины («Дума», 1848), тяжелая жизнь крестьянства («Грустная картина», 1848, «Нива», 1857), социальная несправедливость («Тунеядцам», 1857, «Чем ярче шумный пир», 1858 и др.). Она обличает поэтов так называемого «чистого искусства» («Н.Ф.Щербине», 1856), поддерживает певцов народного горя («Н.А.Некрасову», 1857). Лирика Ж. тесно связана с народной песенной традицией («Не бросай ты цветов», 1847, «Тот, кого любила», 1857, и др.). Некоторые ее стихи стали популярными песнями («Нива, моя нива, нива золотая»), были положены на музыку М.И.Глинкой («Ты скоро меня позабудешь», 1845), А.С.Даргомыжским («Я все еще его, безумная, люблю», 1846). Н.А.Добролюбов и Д.И.Писарев высоко оценили задушевность и простоту поэзии Ж. Проза ее в художественном отношении слабее. Наиболее значительный роман «В стороне от большого света» (1857), так же как и повести «Простой случай» (1847), «Переписка» (1848), «Неприятная жертва» (1849), «Сила прошедшего» (1851), роман «Женская история» (1861) и др., посвящены проблемам любви, брака, воспитанию женщины и ее праву на самостоятельный труд. Влияние передовых идей 60-х годов сказалось в повести «Отсталая» (1861), где появляется образ разночинца – последователя В.Г.Белинского, реалистически изображено поместное дворянство в канун реформы 1861 года. Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.2, М., 1964. Жадовская Юлия Валериановна (29.06[11.07].1824—28.07[9.08].1883), поэтесса. По материнской линии из древнего рода Готовцевых. Родилась калекой, без левой руки и с тремя пальцами на правой. Рано осиротела, оставшись без матери, воспитывалась бабушкой А. П. Готовцевой в усадьбе Панфилово Буйского у. Костромской губ., затем — теткой, поэтессой А. И. Готовцевой, жившей в Костроме. В 1840 отец, В. Н. Жадовский, служивший в Ярославле председателем Казенной палаты, взял Жадовскую на воспитание и пригласил учителем П. М. Перевлесского, молодого преподавателя Демидовского лицея, выходца из сельского духовенства, будущего известного ученого-литератора. Любовь между воспитателем и воспитанницей была грубо прервана отцом, не пожелавшим видеть в доме «плебея», и оставила глубокую рану в душе юной девушки, определила основной мотив ее лирики. Впервые опубликовалась в 1841 в журнале «Москвитянин» (№ 7) — «Письмо из Ярославля о посещении государя императора». С тех пор вошла в число постоянных авторов журнала московских славянофилов: в 1843 публикует этнографический очерк «Проводы масленицы в уездах Буйском и Солигалицком» («Москвитянин», № 3) и первые стихи — «Много капель светлых…» и «Лучший перл таится…» («Москвитянин», № 12). В 1840—50-х часто посещает Москву и Петербург, заводит знакомство с литераторами П. А. Вяземским, И. С. Тургеневым, А. С. Хомяковым, М. Н. Загоскиным, Ф. Н. Глинкой и др., с художником К. П. Брюлловым. Помимо «Москвитянина» печатается в «Библиотеке для чтения», «Сыне Отечества» и др. изданиях. Затем ее стихи выходят в свет в сборнике «Стихотворения» (СПб., 1846), а потом, в обновленном и расширенном виде, в сборнике «Стихотворения» (СПб., 1858). В центре поэзии Жадовской 1840-х — исповедь женской души, любовное чувство передается в драматических взлетах и спадах, в трагической безысходности, в одиночестве и воспоминаниях, иногда в упованиях на загробную встречу. Ее первый поэтический сборник напоминает лирический дневник, в котором отражена история возникновения, расцвета и увядания любовного чувства. Лейтмотив сборника — «жажда небесного», безгрешного существования: «Уничтожь во мне силой небесною, / Все земное; пошли мне небесное!» («Жажда небесного»). Глубокими религиозными мотивами проникнуты стихотворения «Искушение», «Молитва», «Стремление» и др. Критики отмечали в ее стихах «чистую поэзию чувств». К н. 1850-х в поэзии Жадовской расширяется тематический диапазон, появляется социальная тема, в лирику входит народная жизнь, фольклорные песенные интонации. Лучшие ее стихи «Нива» (1857; положена на музыку А. Т. Гречаниновым), «Грустная картина!» (1848) вошли в классику русской поэзии и постоянно включались в детские хрестоматии. Замеченные М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским стихотворения Жадовской «Ты скоро меня позабудешь» (1844) и «Я все еще его, безумная, люблю!» (1846) стали классическими русскими романсами. В повестях Жадовской к. 1840 — н. 50-х («Переписка», «Отрывки из дневника молодой женщины», «Непринятая жертва», «Простой случай», «Неугомонная душа» и др.) варьируется один и тот же сюжетный мотив непринятой, отвергнутой, несчастной любви. Поздняя, во многом автобиографическая проза, — романы «В стороне от большого света» (1857), «Женская история» (1861), повесть «Отсталая» (1861), опубликованные в «Русском вестнике» М. Н. Каткова и в первых номерах «Времени» братьев Достоевских, стали заметным явлением литературной и общественной жизни. Но после выхода романов и повестей Жадовская, тайно обвенчавшись с пожилым вдовцом, ярославским врачом К. Б. Севеном, уезжает в Кострому и прекращает литературную деятельность. Выполняя дочерний долг, она в течение пяти лет ухаживает за парализованным отцом. В 1870 она переезжает в Буй, а в 1873 приобретает в нескольких верстах от уездного города усадьбу Толстиково, где через 10 лет и была похоронена на погосте Воскресенье. Лебедев С. В. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Полн. собр. соч., т. 1-4, 2 изд., СПб, 1894; В сборнике: Поэты 1840-1850-х годов, М.-Л., 1962. Избранные стихотворения / Вступит. ст. П. Лосева. Ярославль, 1958; Поэты 1840—1850-х. Л., 1972; Русские поэтессы XIX в. М., 1979; В стороне от большого света. Отсталая. М., 1993. Литература:Белинский В.Г., Полн. собр. соч., т. 10, М., 1956; Благово В. А. Поэзия и личность Ю. В. Жадовской. Саратов, 1981. Добролюбов Н.А., Стихотворения Юлии Жадовской, Собр. соч., т. 3, М.-Л., 1962; Писарев Д.И., Стихотворения Юлии Жадовской, Полн. собр. соч., т. 1, СПб, 1909; История русской литературы XIX века. Библиографический указатель под ред. К.Д.Муратовой, М.-Л., 1962.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |