Информация Отдела культуры
ЦК КПСС о похоронах Б.Л. Пастернака
4 июня 1960 г.
Борис Пастернак.
Фото с сайта www.world-art.ru
ЦК КПСС
В ночь с 30 на 31 мая с.г. на даче в пос. «Переделкино» (под Москвой), на
71 году жизни, после тяжелой болезни (инфаркт сердца, злокачественная
опухоль) скончался писатель Б.Л. Пастернак. В течение последнего месяца к
больному были прикреплены врач и медицинская сестра из Центральной
поликлиники Литфонда СССР, организованы консультации крупных специалистов
различных областей медицины.
Зарубежная буржуазная печать пыталась использовать болезнь и смерть
Пастернака для возбуждения общественного мнения в антисоветском духе. За
несколько дней до смерти агентство «Ассошиэйтед пресс» передало некролог на
случай смертельного исхода болезни, в котором восторженно оценивалось
творчество Пастернака и особенно роман «Доктор Живаго», вызвавший
«восхищение во всем мире», но «отвергнутый Кремлем». «Интерес Запада к книге
„Доктор Живаго“, – сообщалось далее, – носил в значительной мере
политический характер, и эта книга стала одним из основных орудий в холодной
войне». В шведской печати публиковалась сводка о состоянии здоровья
Пастернака. Иностранные корреспонденты в течение нескольких дней дежурили у
дачи, ожидая его смерти.
Второго июня на похороны Пастернака, состоявшиеся в соответствии с его
пожеланием на кладбище в Переделкино, собралось около 500 человек, в том
числе 150–200 престарелых людей, очевидно, из числа старой интеллигенции;
примерно столько же было молодежи, в том числе небольшая группа студентов
художественных учебных заведений, Литинститута и МГУ. Из видных писателей и
деятелей искусств на похоронах присутствовали К. Паустовский, Б. Ливанов, С.
Бирман.1 Были присланы венки от некоторых писателей, деятелей искусства, от
Литфонда, а также от частных лиц. Корреспондент агентства «Ассошиэйтед
пресс» Шапиро возложил венок «от американских писателей». Ожидалось
выступление К. Паустовского2 и народного артиста СССР Б. Ливанова. Однако
оба они в последний момент выступить отказались, сославшись на нездоровье.
У могилы выступил искусствовед проф. Асмус.3 Он говорил о Пастернаке как
о гениальном переводчике и писателе, заявив в заключение, что пока на земле
будет существовать русский язык и русская поэзия – будет жить имя
Пастернака. Асмус объявил траурный митинг закрытым. Однако в то время, когда
опускали гроб, один из молодых людей поднялся на холм и начал произносить
путаную речь, в которой назвал Пастернака «гениальным», «великим» и т.п. и
закончил тем, что «учение Пастернака о любви к человеку должно рассыпаться
бисером по земле и попасть в душу каждого жителя...».
Из толпы раздался выкрик: «Хочу сказать от имени рабочих...», и далее
молодой человек «стиляжного» типа начал кричать истошным голосом примерно
следующее: «Пастернаку, этому великому писателю, не дали в нашей стране
издать свою книгу... Ни одному советскому писателю не удалось подняться до
таких высот творчества, как нашему дорогому Пастернаку...». Человек 15–20,
стоявших рядом, зааплодировали, однако большинство присутствовавших
отнеслось к его выкрикам неодобрительно. Одна из женщин, стоявшая с ребенком
на руках, громко сказала: «Какой же это писатель, когда он против советской
власти пошел!» После того как гроб был предан земле, большинство публики
покинуло кладбище. У могилы осталась небольшая группа молодежи. Здесь
читались стихи, посвященные Пастернаку, но не содержавшие политических
выпадов. С чтением своих стихов выступил, в частности, выпускник
Литинститута Харабаров, исключенный недавно из комсомола.
Собравшиеся на похороны иностранные корреспонденты были разочарованы тем,
что ожидавшегося ими скандала и сенсации не получилось и что не было даже
работников милиции, которых можно бы сфотографировать для своих газет.
В заключение следует сказать, что попытки использовать похороны
Пастернака для сенсации и возбуждения нездоровых настроений успеха не имели.
То, что наша литературная печать не дала некролога о Пастернаке,
ограничившись сообщением от имени Литфонда, было правильно воспринято в
кругах художественной интеллигенции.
Следовало бы вместе с тем обратить внимание Союза писателей и
Министерства культуры на необходимость усиления воспитательной работы среди
творческой молодежи и студентов, часть которых (количественно ничтожная)
заражена нездоровыми настроениями фрондерства, пытается изобразить
Пастернака великим художником, не понятым своей эпохой.
Зам. зав. Отделом культуры ЦК КПСС А. Петров4
Зав. сектором Отдела И. Черноуцан
На документе резолюция: «Ознакомить секретарей ЦК. Н. Мухитдинов.
6.VI.60 г.». С документом ознакомились и расписались Ф.Р. Козлов,5 О.В.
Куусинен.6
РГАНИ. Ф.5. Оп. З6. Д. 119. Л. 63–64. Подлинник.
Примечания:
1 Бирман С.Г. (1890-1976) - актриса, режиссер. Народная
артистка РСФСР (1946). Лауреат Государственной премии СССР (1946)
2 Паустовский К.Г. (1892-1968) - писатель.
3 Асмус В.Ф. (1894-1975) - философ, профессор МГУ (с 1939
г.).
4 Петров А.А. (1920-1966) - в 1959 г. зам. заведующего
Отделом культуры ЦК КПСС.
5 Козлов Ф.Р. (1908-1965) - партийный и государственный
деятель. В 1952-1953 гг. 2-й, в 1953-1957 гг. 1-й секретарь Ленинградского
обкома КПСС. В декабре 1957 - марте 1958 гг. председатель Совета министров
РСФСР. В марте 1958 - мае 1960 гг. 1-й зам. председателя Совета министров
СССР. В 1960-1964 гг. секретарь ЦК КПСС. Член Президиума ЦК КПСС в 1957-1964
гг. (кандидат в феврале - июне 1957 г.). (В ХРОНОСе читайте ст. Козлов Фрол Романович)
6 Куусинен О.В. (1881-1964) - партийный и государственный
деятель. В 1940-1956 гг. председатель Президиума Верховного Совета
Карело-Финской ССР. В 1957-1964 гг. секретарь ЦК КПСС. Член Президиума ЦК
КПСС в 1952-1953, 1957-1964 гг. Академик АН СССР (1958). (В ХРОНОСе читайте
ст. Куусинен Отто
Вильгельмович)
Здесь перепечатывается с сайта
http://www.alexanderyakovlev.org/