Шаманизм и медицина
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Шаманизм и медицина

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Шаманизм и медицина у ацтеков

Ацтеки полагали, что все болезни происходят от трёх основных причин: сверхъестественной, магической и естественной. Заболевшие ацтеки считали, что они потеряли свою тоналли, уникальную душу человека. Тоналли придавала человеку уникальность и предопределяла его либо её судьбу. Чтобы узнать, потерял ли больной тоналли, врач (тиситль) ставил под подбородком пациента сосуд с водой. Если отражение больного казалось за-тенённым, значит, он или она действительно потеряли свою тоналли.

Сверхъестественные причины

Боги, желая наказать людей, насылают на них сверхъестественные болезни. Тлатоке, божества гор, насылали на людей такие болезни, вызывавшиеся, как полагали ацтеки, холодом, как подагра, паралич и артрит. Шочипилли, бог юности, музыки и цветов, карал развратников венерическими заболеваниями. Язвы, проказу и усыхание конечностей приписывали богу Тлатоку, а глазные заболевания — Шипе-Тотеку. Шаманы (колдуны) лечили эти болезни, принося дары, устраивая пиры, совершая жертвоприношения и молясь богам. Богиня Иштлильтон исцеляла детей, Чиуакоатль, богиня паровой бани, — болезни, связанные с плотской любовью, а Цапотлатенан — язвы и хрипоту.

Было бы наивно полагать, будто ацтеки были просто суеверны, когда дело касалось здоровья и лечения. Они действительно верили в дуальность вселенной и симметричность космологии; земные страдания людей часто отражали небесные муки богов, и болезни поражали как тело, так и нравственный дух. Например, когда ацтек ломал руку или ногу, целители находили не только очевидный источник перелома, они также считали, что причиной данного перелома послужила мифическая перепёлка, из-за которой Кецалькоатль разбил кости их предков. Накладывание шин и повязок на перелом сопровождалось чтением молитвы над ним. В молитве признавались сверхъестественная причина данного перелома и способность шамана исцелить его. Данный пример ясно демонстрирует связь божественного с физическим в медицинской практике ацтекских лекарей.

 

Медицина у различных народов, населяющих Земной шар в течение тысячелетий, пробовала самые необычные приёмы лечения болезней. Так, жители города Теночтетлана склонялись объяснять болезни сверхестественными причинами. А наша современная медицина обходится без объяснения магическими причинами. Более того, современные стоматологи берутся выровнять зубы без брекетов и достигают в своём деле отличных результатов. И в отличие от ацтекских "лекарей" наши современные не натирают свои руки табаком.

 

Магические причины

Причиной магических заболеваний являлось проклятьи злых колдунов, тлакатеколотль, или «человека-совы», и их диагностировали в процессе ритуального гадания. Шаманы бросали кукурузные зёрна на кусок ткани и устанавливали природу болезни. Также помогали определить характер магического проклятия галлюциногенные средства вроде, например, пейотля и ололиуки, принимаемые самим больным или кем-то из его родственников. Существовали и иные формы диагностической магии. Мекатлапоуке, или «прорицатели по бечёвкам», определяя происхождение заболевания, гадали на бечёвках. Тиситль натирал свои руки табаком и измерял левую руку больного своей правой ладонью. Такое измерение позволяло узнать происхождение болезни. Шаманы использовали при лечении этих магических заболеваний драгоценные камни и особые отвары, состоявшие из червей, крови и струи скунса.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 463-464.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС