Тлакуилос и их приёмы |
||
- |
УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Тлакуилос и их приёмыАцтеки считали, что художниками рождаются, а не становятся, и что они в своей работе полагаются на художественную интуицию. Тем не менее художники проходили большой курс обучения. Как правило, искусство тлакуило (писца-рисовальщика) передавалось от отца сыну; ряд учёных считают, что титул тлакуилоке (на науатле) или тлакуило (на испанском) был наследственным. К тлакуилос в ацтекском обществе относились с огромным уважением; они должны были стать йолътеотлъ («обожествлённым сердцем»). Они знали различные формы науатльской письменности, а также мифологические символы и традиции, ведь они иллюстрировали и рисовали кодексы и расписывали стены храмов и административных зданий. Выдающаяся роспись в монастыре Малиналько и резные изображения из камня на ритуальной площади Тлальманалько свидетельствуют о том, что в колониальный период сохранялась практика использования доиспанских природных метафор для категорий социальной иерархии, сверхъестественных существ и загробного существования. Портрет францисканского монаха Доминго де Бетансоса написан тлакуило на бумаге из агавы в часовне Тепетлаостоса (её уже нет). Удивительные изображения сражения доколумбовой эпохи на стенах церкви в Ишмикильпана и множество стенных росписей в галереях и porterias (сводчатые проходы) монастырей XVI века тоже говорят о таланте этих художников. Хотя они иллюстрировали и рисовали кодексы, только жрецы и знатные люди могли толковать их. Науатльские ораторы называли свои гадательные книги тоналаматлъ, где корневым словом является аматлъ (бумага). Эти книги читали по-разному — в зависимости от их назначения и места, где они были созданы. Одни читали сверху вниз и слева направо, другие — по зигзагообразной линии или по часовой стрелке.
Работу тлакуило специально окутывали покровом тайны, чтобы только лица, прошедшие курс обучения в специальных школах, могли читать создаваемые ими книги. Более того, тлакуило, хоть они и были художниками, не писали с окружающей их натуры. Их предметом было концептуальное искусство, поэтому точное натуралистическое воспроизведение жизни не было для них главным. Целью писца были не скорость, разборчивость или точность, а орнаментация и красота. Он должен был обладать не только талантом писца, но и миниатюриста. Некоторые из этих складываемых гармошкой книг мало чем отличались от стенных росписей, разве что их можно было носить с собой. Тлакуилос не подписывали своих работ; подписи нет ни на одном из уцелевших кодексов. (Подписи нашли только на определённых видах майяской керамики.) Священник Бернардино де Саагун работал вместе с несколькими индейскими тлакуилос в Тлателолько. Он опросил старейшин и записал их ответы, иллюстрации к которым на-рисовали местные художники, вероятно, прошедшие обучение в здешней кальмекак. Во францисканских школах монахи обучали этих писцов латинскому и испанскому языкам, надеясь, что они транслитерируют уцелевшие книги, а также запишут то, что они узнали в кальмекак (жреческая школа) (см. главы 4 и 13). В этих школах их учили гаданию по священному календарю, строго определявшему жизнь ацтеков. Эта тоналаматль (книга счёта дней) использовалась для понимания природы различных церемоний и связанных с ними многочисленных богов. Она представляла собой форму религиозного исчисления времени. Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 334-335.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |