Долганы |
|
- |
УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
ДолганыДолганы - туземное племя в Туруханском крае, по языку родственное якутам, по образу жизни - тунгусам (эвенкам). Д. состояли из 3 родов и кочевали в основном по pp. Дудинка, Дорильская и возле Норильских озёр. Платили ясак московскому царю. Владимир Богуславский Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004. Народ в РоссииДолганы (самоназвание: долган, тыакихи, саха), народ в России. Численность 6584 человек. Живут в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края, главным образом в Хатангском районе и на территории, подчинённой Дудинскому горсовету, а также в Якутии. Общая численность — 6945 человек. Говорят на долганском диалекте якутского языка. Верующие долганы — православные. Окончательное оформление долганов в качестве самостоятельного этноса произошло в начале XX века, в этногенезе долганов ведущую роль сыграли эвенки. Основу долганов составили четыре эвенкийские (тунгусоязычные) родовые группы: долган, донгот, эдян и каранто. На протяжении XIX — начала XX вв. в состав долганов вошли также отдельные семьи якутов, энцев, ненцев и русских старожилов Таймыра, так называемых затундренных крестьян. Традиционные занятия долганов — оленеводство, охота на дикого северного оленя, пушного зверя, птицу и рыболовство. Маршруты сезонных кочевий долганских оленеводческих хозяйств были значительно короче, чем у ненцев, энцев и других народов Таймыра. Летом их стада выходили в тундру, зиму проводили в лесотундре. Для пастьбы долганы используют пастушескую собаку. В современных условиях домашнее оленеводство развивается как отрасль коллективного производства. Из новых отраслей долганы в небольших размерах развивают домашнее животноводство. Общественные отношения долганов ещё в XIX веке были патриархальными, в основе лежали родовые структуры. Во второй половине XIX века усилилось имущественное расслоение, выделилась прослойка мелких торговцев. В посёлках по Хатангскому тракту долганы жили в избах русского образца, в тундре и лесотундре использовали переносные и стационарные каркасные постройки: шестовой чум эвенкийского типа, крытый ровдугой летом и оленьими шкурами зимой, или голомо — сооружение из деревянных плах, крытых корой и обложенных дёрном или землёй. Специфическим жилищем долганов являлся балок или нартенный чум. Балки сохраняются в основном у оленеводов. Современные долганы живут преимущественно в деревянных двухквартирных или четырёхквартирных домах в посёлках. Долганы — один из наиболее урбанизированных народов Таймыра. Мужская и женская верхняя одежда — кафтан из сукна, расшитый бисером, по покрою и внешнему виду сходна с эвенкийской. Мужские рубахи и штаны и женские платья не отличались от одежды русских старожилов Центрального Таймыра. Зимой долганы носили парки из оленьего меха, по покрою напоминавшие нганасанские, только более длинные, или сокуи из того же материала ненецкого образца. Летом — те же сокуи, но сшитые из сукна. Головные уборы мужчин и женщин в форме капора из сукна, расшитого бисером (летние), или лисьих камусов (зимние). Обувь из оленьих камусов (зимняя) или ровдуги (летняя) по подобию эвенкийских унтов. Современная одежда покупная. Основа пищи — оленина, сырая, мороженая или варёная. Рыбу едят сырой, мороженой (строганина), а также варёной. Употребляют в пищу мясо птицы, лук и корни некоторых растений. В начале XX века в пищевой рацион долганов вошли покупные продукты. Развит фольклор, в котором прослеживаются якутские (сказания-былины) и русские (сказки) влияния. Танцевальное искусство носит черты эвенкийского воздействия (хороводный танец — хейро). Прикладное искусство: украшения из бисера, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером. Распространена резьба по оленьей и мамонтовой кости: украшение пластин оленьей упряжи, рукояток ножей и т. п. Сохраняются многие традиционные верования (анимизм, обожествление сил природы, шаманство). В. И. Васильев Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 163. Основные сведенияАвтоэтноним (самоназвание)Дулган: Самоназвание д у л г а н, происходит
от названия одной из родовых групп северных
тунгусов. Основная территория расселенияВ настоящее время расселяются в Авамском, Хатангском и Дудинском районах Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО, небольшое количество долган живет в низовьях Енисея. ЧисленностьЧисленность по переписям: в 1897 г. учтены вместе с якутами – 226739, из них долган - 967 чел., 1926 - 656, 1959 - переписью не были учтены, по данным местной статистики - 3932, 1970 - 4877, 1979 -5053, 1989 - 6932. Этнические и этнографические группыВ связи с поздним времением оформления долган в единую этническую общность (первая половина XIX в.), локальные этнические особенности не фиксируются. Антропологические характеристикиАнтропологически, как и якуты, они сближаются с центральноазиатскими монголоидами, но с некоторой примесью байкальского (тунгусского) антропологического типа. Языкдолганский: Язык долган образует особый
долганский диалект якутского языка. Часто они
определяются как самый северный тюркоязычный
народ мира. ПисменностьЯзык бесписьменный. РелигияПравославие: Православные. Историю
христианизации края см. Нганасаны. Этногенез и этническая историяДолганы являются одним из наиболее “молодых”
народов Севера и самым многочисленным из
коренных жителей Таймыра. В период появления
здесь русских (ХVII в.), как самостоятельный народ
они еще не сформировались. Первое упоминание о
долганах, как одном из народов Таймыра, относится
к 1841 г. Но даже в Х1Х в. их этническое самосознание
было не стойким, в нем преобладали установки на
родовое единство, хотя учитывалось и родство с
другими подразделениями долган. ХозяйствоОсновная территория расселения долган,
лесотундра. Многокомпонентный состав,
определяют направленность экономики и облик их
культуры. Хозяйственный комплекс долган имеет
промысловую ориентацию. Традиционная одеждаЛексика, связанная с одеждой, у долган якутская, но основные ее конструктивные типы имеют тунгусские и самодийские соответствия. Женщины носили преимущественно якутскую одежду, но в отличие от якутов, долганская одежда более декорирована, что соответствует долганской традиции. Традиционные поселения и жилищаЖилища долган весьма разнообразны - русская изба, якутский балаган, тунгусский чум, голомо. Долганы-оленеводы используют в качестве мобильного жилища нартенный чум-балок — каркасное жилище покрытое оленьими шкурами, поставленное на оленьи нарты. Современные этнические процессыТакое состояние долганской культуры может породить представление об отсутствии у них собственной культуры. Но именно в этом и проявляется специфика долган, поскольку такой культуры нет ни у одного народа севера Красноярского края. В общем плане, “промысловое производство долган представляло собой модернизированное под русским, якутским и самодийским влиянием тунгусское хозяйство, приспособленное к специфическим условиям лесотундры и тундры Таймыра”. Библиография и источникиОбщие работыСеверные якуты и долганы./Гурвич И.С.//М.//Этническая история народов Севера.-1982 Отдельные аспектыПередвижное жилище оленеводов Севера Западной и Средней Сибири // Памятники материальной культуры народов Сибири./Грачева Г.Н.//Л.-1996 Происхождение долган./Долгих Б.О.//М.//Сибирский этнографический сборник V.-1963 92-141 Кочевая жизнь и типы жилищ у долган./Попов А.А.//М.//Тр. ин-та этнографии. Т. ХVIII.-1963142-172 К вопросу о влиянии христианизации на религиозные представления нганасан // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина ХIХ-ХХ в.)./Грачева Г.Н.//Л.-1979 29-49 Отдельные региональные группыТундровики. Экология и самосознание Таймырских эвенков и долган./Андерсон Д.Дж.//Новосибирск-1998 Перепечатывается с сайта: © 2000 Interdisciplinary
Center for Adanced Professional Education
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |