Исландцы |
|
- |
УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
ИсландцыИсландцы, ислендингар (самоназвание), народ, основное население Исландии (255 тыс. человек). Живут также в Канаде (30 тыс. человек), США (5 тыс. человек) и небольшими группами в Дании, Швеции, Норвегии, Германии. Общая численность 290 тыс. человек. Говорят на исландском языке германской группы индоевропейской семьи. Не имеет диалектов, за исключением жаргона рыбаков — фландрамола, который образовался в общении с иностранными рыбаками. Письменность на латинской графической основе. Верующие — лютеране. Этногенез и этническая история исландцев хорошо известны: в "Книге о взятии земли" (XII—XIII вв.) упоминаются имена 400 первопоселенцев IX—X вв. (преимущественно норвежцев), поставивших свои хутора на прибрежных низменностях в устьях рек. Часть населения — выходцы с Британских островов, главным образом рабы, захваченные в Ирландии. Скандинавско-кельтский компонент стал первичной этнической основой исландцев. 930 датируется первое всеисландское народное собрание — альтинг. Первый век "народовластия" (930—1030) — самый яркий в истории исландцев — время сложения "саг об исландцах", записанных в XII—XIII вв. Всё последующее развитие этнического самосознания исландцев происходило под воздействием этой традиции. В 1000 на альтинге было добровольно принято христианство (без искоренения языческих обрядов), в XI—XII вв. основаны католические монастыри, ставшие центрами хранения и распространения исландской книжной письменности. К XIII—XIV вв. сложилась исландская этническая общность. С 1264 исландцы попали в подчинение к Норвегии, а в 1380 вместе с нею — к Дании. Одна из форм данизации исландцев — церковная реформация 1540 с насильственным введением лютеранства и разорением монастырей (лишением земли и расхищением древне-исландских рукописей). В XVII веке датский язык стал официальным языком на острове. Исландцы противопоставили данизации культивирование исландского языка и литературного наследия: ещё в XVII веке исландцы переписывали и распространяли в своей среде саги и другие памятники литературы, подлинники которых вывозились коллекционерами из Исландии. Со второй половины XVIII века исландцы вели борьбу за очищение исландского языка от датской лексики и других заимствований. Эти усилия привели к закреплению старых форм языка и изоляции его от других скандинавских языков, к распространению сплошной грамотности, восстановлению родословных исландцев (начиная с эпохи заселения страны) как важного фактора этнического самосознания исландцев. Исландский язык сохраняет столь архаичные черты, что любой исландец свободно понимает средневековую исландскую литературу. С этим же связано наличие в антропонимах лишь имени и отчества. Согласно специальному закону, "никто не должен брать фамилию" (она встречается у исландцев как исключение). В 1855 исландцы добились принятия закона о свободе печати (на родном языке), в 1859 — права публикования законов на исландском языке, в 1874 — автономии (республика с 1944). В конце XIX века с развитием рыболовства, промысловой и сбытовой кооперации возникли рыночные отношения. Сформировалась исландская нация. Традиционные занятия — отгонное овцеводство и коневодство (мясо-молочное и ездовое). Древние традиции имеет рыболовство с открытых лодок, в XIX—XX вв. оно вместе с рыбопереработкой стало главным занятием исландцев. В разгар рыболовной путины в ней принимает участие всё работоспособное население, вплоть до учителей и священников. Бо́льшая часть промышленных предприятий связана с обработкой рыбы и переработкой шерсти. Традиционные ремёсла — резьба по дереву (ложки, пивные кружки с готической вязью и др.), кости, рогу, гравировка по металлу, изготовление обуви, ковроткачество, кузнечное дело, бондарство, вязание. Исландцы очень неравномерно, лишь по побережью, заселяют остров, у них самая низкая плотность населения в Европе. Традиционные поселения — хутора. Посёлки, выполняющие административные и торговые функции, расположены в основном на берегу моря, а потому одновременно являются и рыбачьими. До конца XVIII века в стране не было городов, а в столице Рейкьявике в 1801 насчитывалось 300 человек. Традиционный хутор исландцев — ряд домиков (из дерновых кирпичей), сомкнутых боковыми стенами (для сохранения тепла) и имеющих двускатные дерновые крыши. Центр — жилой, место купания и стирки, остальные помещения — складские и для скота. Современные дома железобетонные, обычно одноквартирные, с коммунальными удобствами; крыши шиферные, черепичные или жестяные, окрашены в яркие красный или зелёный цвета. Черты традиционного костюма сохранились больше у женщин. Он состоит из тёмной шерстяной юбки, белых блузки и передника, чёрного или красного лифа со шнуровкой и растительным орнаментом на кокетке, обшитой по краям золотой или серебряной нитью, с украшениями из серебра на поясе. Другой тип — длинное платье из чёрного сукна с бархатными воротником и манжетами с растительным орнаментом, расшитым серебряной нитью; головные уборы — чёрная бархатная шапочка у девочек, шапочка с длинной кистью и серебряным кольцом или высокий убор из белого полотна у молодых женщин, платок у пожилых. Традиционная женская обувь — из цельного куска тюленьей или овечьей кожи. Мужской костюм — суконные узкие брюки, шерстяной вязаный свитер или кофта, гольфы выше колен, башмаки из тюленьей кожи, берет или шляпа. В пище преобладают продукты моря, баранина (традиционное блюдо — баранья голова), конина, скир (вариант простокваши с творогом), характерно малое потребление хлеба (обычно пресного). Народное творчество (сказки, былички, баллады) и профессиональная культура развиваются под влиянием саг, скальдической поэзии, мифологических и героических песен "Эдды". Г. И. Анохин Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 197-198.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |