Норвежцы
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > УКАЗАТЕЛЬ Н >

ссылка на XPOHOC

Норвежцы

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Норвежцы

Норвежцы, нордмен (самоназвание), народ, основное население Норвегии. Численность 5142 тыс. человек, в том числе в Норвегии 4299 тыс. человек. Живут также в Швеции (38 тыс. человек), Дании (11 тыс. человек) и других странах Европы, в США (620 тыс. человек), Канаде (160 тыс. человек), Австралии (5 тыс. человек). Отличаются высоким ростом (особенно на западе). Говорят на норвежском языке германской группы индоевропейской семьи. Диалекты: 5 восточнонорвежских и 26 западнонорвежских. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие — лютеране, имеются последователи других течений протестантизма, католики.

Предположительно, предки норвежцев — германские племена скотоводов и земледельцев — пришли в Скандинавию в конце 3-го тысячелетия до нашей эры. В середине 1-го тысячелетия нашей эры в Норвегии жили племена: ругии (фюльке Ругаланн на западе Норвегии), ауганди (историко-этнографическая область Агдер на юге Норвегии), грании (историко-этнографическая область Гренланн на юге Норвегии), раумы (историко-этнографическая область Раумарики на юго-востоке Норвегии), ранрикии (историко-этнографическая область Ранрики на юго-востоке Норвегии), халейги (историко-этнографическая область Хельгеланн на севере Норвегии) и трёнды (историко-этнографическая область Трённелаг на северо-западе Норвегии).

В древнеанглийских источниках IX века впервые встречается термин нордманн — "северный человек" ("норвежец"). Древнейшие памятники норвежского языка — рунические надписи (с VIII века), восходящие к общегерманскому руническому письму. Образование в X—XI веках государства и христианизация (с конца X века) способствовали сложению примерно в это время норвежской народности. Однако этнографические группы норвежцев сохранили не только диалекты, но и отличия в материальной культуре, в частности в одежде.

В эпоху викингов (IX—XI века) переселенцы из Норвегии создали колонии на островах Северной Атлантики и в Исландии. Норвежские колонисты островов Северной Атлантики обособились, став самостоятельными этносами (см. Фарерцы, Исландцы), или же были ассимилированы (на Шетлендских, Оркнейских и Гебридских островах) шотландцами. К концу XIV века норвежцы попали в экономическую и политическую зависимость от Дании. К XVI веку датский язык вытеснил норвежский в деловых документах, а с реформацией 1536, в ходе которой норвежцы насильственно были обращены в лютеранство, — во всей церковной, а затем и светской литературе. В 1814 была заключена шведско-норвежская уния. Независимость была достигнута в 1905 после расторжения унии.

В XIX веке в борьбе за независимость сформировалась норвежская нация. В середине XIX века в противовес преобладавшему риксмолу ("государственный язык"), или букмолу ("книжный язык") — варианту литературного языка с ярко выраженным датским влиянием, был разработан новый язык — лансмол ("язык страны"), или нюношк ("новонорвежский"), синтезировавший особенности различных диалектов. В 1938 был разработан так называемый самношк ("общенорвежский язык"), в котором на базе букмола были отражены норвежские языковые нормы. Однако в 1950-х гг. внедрение самношка было прекращено.

Главная отрасль традиционного хозяйства — сельское хозяйство, с преобладанием молочного животноводства, в XX веке уступило первое место промышленности. Земледелие играло подсобную роль, создавая, особенно в XX веке, кормовую базу. Лесной промысел с позднего средневековья стал ежегодным сезонным занятием. Рыболовством заняты главным образом на севере. На ловлю уходят только мужчины, обработкой рыбы на берегу занимаются в основном женщины. Для хозяйства норвежцев характерен высокоразвитый морской транспорт ("морские извозчики", с XIX века). Из ремёсел развиты резьба и роспись по дереву.

Около половины норвежцев — горожане. Сельский тип поселения — хутор, или двор (горд). Планировка гордов четырёх типов: кучевая (Западная Норвегия), рядовая, или уличная (Южная Норвегия), прямоугольная (Восточная и Средняя Норвегия) и разбросанная (Северная Норвегия). Традиционный горд зажиточного норвежца состоит из 10—15 срубов на фундаменте из валунов или каменных плит: двух-, трёхэтажный жилой дом с печью, кухня с хлебопекарней, прачечной и пивоварней, складские помещения из вертикально поставленных брёвен для одежды (лофт), продовольствия, зерна, рыбы, конюшня, коровник, свинарник, овчарня. Горд бедняков — из 2—5 построек.

Кладка брёвен горизонтальная для всех видов сельских построек, кроме складских, где брёвна ставятся вертикально. Крыша двускатная. Наличники, карнизы, двери покрыты резьбой; жилище окрашивают в красный, зелёный или синий цвета, а наличники, вертикальные опоры лофта, торцы срубов — в белый.

В средневековье бытовали сотни местных вариантов одежды из сермяги (вадмеля), простонародной — фолькедракт, а также зажиточного крестьянства — бунад (из лучшей ткани, с вышивками серебряными нитями, украшениями из серебра — пуговицами, брошами, цепочками). Национальное движение норвежцев способствовало воссозданию бунада с конца XIX — начала XX вв. по средневековым рисункам, текстам и сохранившимся образцам. Возрождено до 200 местных видов бунада. Современный бунад — праздничная одежда норвежцев. Комплекс женского бунада: белая сорочка, юбка (иногда две, в прошлом несколько, ниже колен), лиф, головной убор, шерстяные чёрные чулки, туфли с серебряными пряжками. Богато украшен вышивкой, аппликациями головной убор — чепчик или косынка, в прохладную погоду носят шаль.

Мужской бунад — белая рубаха со стоячим воротником, цветной шейный платок и на вороте серебряная застёжка, жилет и куртка или кафтан. Штаны обычно ниже колен, узорчатые вязаные шерстяные носки с завязками выше колен, чёрные туфли с серебряными застёжками. Штаны и куртку в некоторых бунадах декорируют вышивкой — цветочным орнаментом.

Своеобразен промысловый костюм рыбаков — куртка и штаны из кожи или пропитанного олифой полотна, шляпа-зюйдвестка из брезента. Рабочая обувь шита дратвой из яловой или свиной кожи, пропитанной жиром. В современной одежде норвежцев распространены шерстяные вязаные изделия.

Традиционная пища — каши: ячневая, овсяная, манная, пшеничная, последняя на сливках (флётегрёт) — угощение на свадьбе, основное блюдо при угощении соседей за помощь в хозяйстве, обрядовый подарок роженице. Многочисленны рыбные блюда. Характерны твёрдые варёные сыры, творог, брынза, особенно популярен сладкий козий сыр. Излюбленный напиток — домашнее пиво (в городах — заводское). Крестьянский хлеб (флатбрёд) — пресные лепёшки, часто с отверстием посередине, из ржаной или ржано-ячневой муки.

В устном творчестве развита сказка, где главные действующие лица — хозяин гор великан-тролль, хозяйка леса тролльхьярин, гномы и др. Исполнение народных баллад, обрядовых, шуточных и трудовых песен, народных танцев — хороводных (рингданс) и парных сопровождается игрой на скрипке. Продолжают бытовать рог, лангелейка (разновидность цимбал), арфа, особенно у многочисленных фольклорных ансамблей.

Самые распространённые праздники в Норвегии — рождество, масленица, пасха и праздник Святого Ханса (Иванов день). Рождеству предшествовал праздник Святой Люсии (т. е. грядущего Света), на роль которой выбиралась самая красивая девушка. В сельской местности на рождество пекут праздничный хлеб, начиняют колбасы, дети выставляют на высоких шестах необмолоченные снопы (для птиц), разъезжают ряженые. В ночь с 23 на 24 июня — праздник Святого Ханса: в домах ставят срубленные берёзки, пол посыпают душистой осокой, девушки украшают головы венками из цветов, молодёжь прыгает через костры и водит вокруг них хороводы. На берегах фьордов и рек жгут старые смоляные бочки.

Г. И. Анохин

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 385-387.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС