Евреи среднеазиатские, бухарские |
|
- |
УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Евреи среднеазиатские, евреи бухарскиеЕвреи среднеазиатские, евреи бухарские, исроил, яхуди (самоназв.), этнолингвистическая группа евреев. Числ. в Рос. Федерации 1407 чел. (1989). Живут гл. обр. в Узбекистане (28 369 чел.) и Таджикистане (4879 чел.), есть в Казахстане (795 чел.) и др. Язык таджикский (сев. диалектная гр.). Письменность на осн. рус. графики. Верующие - иудаисты. Первые достоверные сведения о евр. нас. в городах Ср. Азии относятся к 8-9 вв., хотя появилось оно там много раньше (по нек-рым косвенным данным, возможно, уже в 6 в. дон. ",). В 13 в. впервые упоминается евр. община в Бухаре, к-рая с 16 в. стала осн. центром евр. нас. в Ср. Азии. В нач. 16 в. произошло отделение общины евреев Ср. Азии и Афганистана от общины Ирана, во 2-й пол. 18 в. Е. С, отделились от афганских, В кон. 16 - нач. 17 вв. в Бухаре возник ерр. квартал - т. н. старая махалла, вне к-рой им запрещалось селиться, к нач. 19 в.-т.н. новая махалла. В сер. 19 в. под евр. поселение был отведен еще один р-н Бухары - Амирабад, в 1843 продан участок земли для постройки евр. махаллы в Самарканде. К 60-м гг. 19 в. евр. поселения существовали также в Карши, Мерве, Хатырчи, Шахрисабзе, Катта-Кургане, Кермине, Маргелане, Душанбе. Общая числ. Е. С, к кон. 19 в. оценивается в 16 тыс, чел. (в 10-е гг. 20 в.-20 тыс. чел.). В сер. 18 в. и в 1-й пол. 19 в. происходили массовые насильств. обращения Е. С. в ислам; образовалась т. н. община чала (букв. "ни то, ни се") - внешне исповедующих ислам, но втайне приверженных иудаизму. Е. С. облагались особым налогом, к-рый обязаны были платить мужчины с 13 лет; по обычаю, сборщик-мусульманин, получив налог, должен был нанести плательщику две пощечины, Е. С. обязаны были носить отличит, одежду (или знаки на ней). Во гл. евр. общины каждого города стоял выборный светский глава - калонтар, в функции к-рого входили разбор тяжб по торговым, бытовым и мелким уголовным делам и представительство перед властями. Существовали начальные религ, школы - хомло, в Бухаре - высшее религ. училище - иешива. Преобладала моногамия, хотя существовало и многоженство. В фольклоре преобладали сказки волшебные (афсона) и бытовые (латифа), историч. (псевдоисторич.) и семейные предания (хикоя), песни (ашюла), пословицы (зарб-уль-масал); мн. произведения были общими с таджиками. Осн. занятиями Е. С. были крашение пряжи и тканей, торговля (гл. обр. шелком), частично - хлопководство, виноградарство, табаководство. Е. С. участвовали в торговле с Россией. Рос. законодательство разрешало им вступать в купеч. гильдии в губерниях вне черты оседлости (1833), прибивать с товарами на меновые дворы Оренбурга и Троицка (1842), на Нижегородскую ярмарку (1844). В 1867 ряд местностей, населенных Е. С. (Самарканд, города Ферганской долины) вошел в состав Туркестанского ген.-губернаторства (с 1886 - Туркестанский край). Рос. администрация сохранила евр, систему самоуправления, введя лишь должность казенного раввина - выборного лица, представлявшего общину перед офиц. учреждениями. Была расширена система начального школьного образования. Е. С., оставшимся на терр. Бухарского эмирата, Хивинского и Коканд-ского ханств, разрешалось принимать рос. подданство при условии зачисления в купеч. гильдии. Приток Е. С. в Туркестанский край обусловил принятие ряда ограничит, мер. С 1910 Е. С., не являвшиеся уроженцами края (или их потомками), подлежали выселению в города Oui, Катта-Курган, Петро-Александровск, Коканд, Маргелан и Самарканд. Вторжение на среднеазиат. рынки рос. фабричных тканей привело к фактич. ликвидации красильного ремесла, с нач. 20 в. Е. С. занимаются преим. парикмахерским, сапожницким, портновским ремеслами, мелкой торговлей. С кон. 80-х гг. 19 в, начался выезд Е. С, в Палестину (к 1914 - ок. 1500 чел.). После Окт. революции Е. С. - рабочие на заводах и фабриках, чл. производств. кооперативов; в кон, 20-х - нач. 30-х гг. было организовано ок. 10 евр. колхозов (просуществовавших недолго). Сформировалась интеллигенция. Осн. местами расселения Е. С. стали Самарканд, Ташкент, Душанбе, Бухара, Коканд, Андижан, Маргелан, Хатырчи, Шахрисабз. В 20-х - нач. 30-х гг. ок. 4 тыс, чел. нелегально выехали в Палестину. До 1940 существовала сеть евр. школ на нац. языке, выходили перио-дич. издания, развивалась профес. литература, с 1932 в Самарканде функционировал театр. Впоследствии евр. культурная и педагогич. деятельность на нац. яз. была прекращена, что значительно ускорило ассимиляц. процессы. С 1970-х гг. развивается процесс эмиграции Е. С. в Израиль. Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Российская Энциклопедия 1994 Далее читайте:История евреев (хронологическая таблица). Достоевский Ф.М. Еврейский вопрос (статья). Дубнов С.Н. Краткая история евреев. Ростов-на-Дону "Феникс", 1997. Любарев А.Е. Исход из Египта и завоевание Ханаана (статья). Кожинов В. Война и евреи (глава из книги). Судоплатов П.А. Калифорния в Крыму (глава из книги Судоплатова П.А. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы). Цундел Эрнст. Шесть миллионов - потеряны и найдены.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |