Афганистан |
|
XVI—XVIII вв. |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Афганистан в XVI—XVIII вв.Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Народное движение рошанитовС развитием феодализма росло неравенство внутри афганских племен, обострялись социальные противоречия, возникали движения, направленные как против иноземных завоевателей, так и против афганской знати и духовенства. Как и повсюду в средние века, эти движения у афганцев выступали под знаменем религиозных идей различных еретических сект. [567] В средние века афганские горные области неоднократно бывали охвачены «еретическими» движениями сначала хариджитов, позднее исмаилитов. Впоследствии среди подавляющего большинства афганских племен прочно утвердилось суннитское правоверие. Однако последователи исмаилизма и других «шиитских ересей» сохранялись среди некоторых афганских племен до самого позднейшего времени. С различными еретическими вероучениями, существовавшими в Индии, Иране и Средней Азии в XVI в., в том числе, по-видимому, и с исмаилитами, было связано возникновение секты рошанитов, основанной Байазидом Ансари. Она возглавляла массовое народное движение афганцев (60-е годы XVI в.— 30-е годы XVII в.), направленное как против власти падишахов Индии, так и против афганской знати и ортодоксального суннитского духовенства. Из биографии Байазида Ансари (1525—1572/73) известно, что в юношеские годы он встречался с муллой Сулейманом, исмаилитом, оказавшим, по-видимому, влияние на формирование взглядов будущего основателя секты рошанитов. Эти взгляды до сих пор мало исследованы и известны больше по их изложению противниками рошанитов, тогда как недавно открытые произведения самого Байазида Ансари только теперь начинают вводиться в научный обиход. Байазид Ансари написал рифмованной прозой на языке пашто большой богословский трактат «Преблагая весть» («Хайр ал-байан»), составленный в форме диалога автора с богом. Защитники ортодоксального ислама, объявившие Байазида Ансари и его последователей кафирами, обвиняли его не только в отрицании мусульманских обрядов, но и в том, что он обращается со своей проповедью к «черни», не проявляет никакого уважения к происхождению, осуждает, в частности, принцип передачи власти шейхов по наследству. В представлениях Байазида Ансари о боге были, по-видимому, сильны пантеистические черты. Он учил, что божественное начало разлито повсюду, что бог постоянно близок к людям, а люди (вне зависимости от их сословной и иной принадлежности) перед ним все равны, что «спасение» возможно для каждого человека, принявшего учение рошанитов. Считают также, что присущие учению Байазида Ансари суфийские мотивы сочетались с принятой им от индуистов верой в переселе-ние душ, причем он утверждал, что воплощением божества на земле являются «совершенные наставники» («пиры»), прежде всего — он сам, основатель секты. Название секты происходит от слов «пир-и рошан» («старец света» или «наставник света»), как именовали Байазида Ансари его приверженцы. В возглавленном рошанитами народном движении классовая борьба афганцев против феодализирующейся верхушки афганских племен, старавшейся захватить общинные земли, переплеталась с освободительной борьбой против падишахов Индии, владевших начиная с Бабура большей частью афганских земель и соседними с ними территориями. Вооруженная борьба против падишахских властей была начата в конце 60-х годов XVI в. под руководством самого Байазида Ансари, а после его смерти борьбой руководили его сыновья и внуки. Рошанитам нередко удавалось вести за собой многие афганские племена, но добиться их полного и прочного объединения мешали разногласия между племенами. В 80—90-х годах XVI в. рошанитов возглавил Джелаль ад-дин (убит в 1600 или 1601 г. в районе Газни), младший сын Байазида Ансари. Военачальники шаха Акбара, пытавшиеся подавить движение рошани-тов, не смогли этого сделать. Позднее борьбу рошанитов возглавил Ахдад (внук Байазида Ансари); в руководстве рошанитским движени- [568] ем принимала активное участие его жена Биби Алаи, славившаяся красотой и сильным характером. Особенно широкий размах вооруженные действия рошанитов против падишахских властей приняли в 1630 г., когда к восстанию примкнуло большинство афганских племен. Однако к концу 30-х годов XVII в. индийским властям удалось подавить восстание и ослабить движение. Они широко применяли подкуп руководителей восстания, принимали тех, кто отказывался от дальнейшей борьбы, к себе на службу, направляли их в отдаленные от афганских земель местности Индии, давали им джагиры. С конца 30-х годов XVII в. рошанитское движение, продолжавшееся около 70 лет, пошло на убыль. Движение рошанитов составляет одну из самых ярких и драматических страниц истории афганского народа. Оно оказало большое влияние на дальнейшее развитие афганского общества и его культуры, несмотря на то что книги Байазида Ансари и его последователей, признанные ортодоксальными вероучителями «еретическими», были запрещены и уничтожались ревнителями правоверия. Байазид Ансари, талантливый писатель, внес большой вклад в историю культуры афганского народа. Кроме богословских сочинений ему принадлежит большое автобиографическое произведение, написанное на персидском языке и включающее стихи на персидском и на пашто. Он стремился более широко распространить среди афганцев письменность, а также, будучи одаренным музы-кантом, содействовал развитию афганской музыки. Большой след в истории афганской литературы оставила деятельность учеников и последователей Байазида Ансари — рошанитеких поэтов. Выдающимся поэтом был его ученик мулла Арзани, один из руководителей рошанитского движения, излагавший учение основателя секты. В XVII в. широкую известность приобрел поэт Мирза-хан Ансари (внук Байазида Ансари); его творчество входит в состав классического наследия, оставленного афганской поэзией XVII в., его стихи любят и ценят в Афганистане и в наши дни. Байазид Ансари и поэты рошанитского направления оказали большое влияние на дальнейшее развитие афганской литературы и внесли в нее народную, демократическую струю. [569] Вернуться к оглавлению кн.: Афганистан в XVI—XVIII вв. Вернуться на страницу Всё про Афганистан.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |