Афганистан
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Афганистан

XVI—XVIII вв.

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Афганистан в XVI—XVIII вв.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Афганские княжества

Первые сведения об афганских княжествах относятся к XIII в. (сообщения Сеифи о походах гератского князя Шамс ад-дина I Курта в Афганистан). Власть над значительной частью Афганистана в то время принадлежала «великим маликам», владевшим Мастунгом и рядом крепостей и районов Кветто-Пишинского нагорья. В середине XIII в. во главе этого княжества стоял Шаханшах, не подчинившийся монголам. Сейфи утверждает, что под властью Шаханшаха и его предшественников находились «все области Афганистана», что им подчинялись афганские вожди— малики, пехлеваны, михтары. Наряду с сообщениями о маликах Сейфи упоминает и вольные общины (джамахир) в Афганистане и указывает, что некоторые крепости в Тирахе никогда не платили налогов ни одному падишаху. Это самые ранние известия о вольных афганских племенах, управлявшихся своими джиргами.

В XVI в. под покровительством Акбара усилилось княжество в землях хаттаков. В 1586 г. малик Аккорай получил от этого падишаха поручение охранять путь от Аттока до Пешавара. Акбар пожаловал ему в лен (джагир) земли от Аттока до Наушеры и дал право взимать в свою пользу пошлины на этом отрезке торгового пути. Получив инвеституру на должность вождя племени хаттаков, Аккорай укрепил свою власть над соплеменниками и стал взимать с них налоги. За

[569]

охрану торгового пути сын Аккорая Яхья-хан и внук Шахбаз-хан продолжали получать от падишахов Индии инвеституру и земельные пожалования. Падишах Индии Шах Джахан после смерти Шахбаз-хана (1641 г.) признал правителем хаттаков его сына Хушхаль-хана (1613— 1689), при котором был проведен земельный кадастр: обмер земли, наделение каждой семьи пахотным участком соответственно ее численности и включение всех семей в реестр.

После прихода к власти шаха Аурангзеба Хушхаль-хан был заподозрен в нелояльности, схвачен пешаварским наместником, закован, в цепи и заключен в крепость Гвалиур (1664 г.). Только в 1668 г. ему удалось вернуться на родину, где уже начиналась борьба афганских племен против наступательной политики Аурангзеба.

В 1672—1675 гг. восстание охватило большинство афганских племен.  Хушхаль-хан и предводители афридиев Аймаль-хан и Дарийа-хан возглавили восстание. В 1674 г. повстанцы овладели крепостью Наушера. Аурангзеб выехал к району военных действий, чтобы принять на себя руководство ими. Избрав своей временной ставкой Хасан-Абдал (в округе Равалпинди), он на два года покинул столицу. Однако ни приезд падишаха, ни сосредоточение сил его огромной державы против афганцев не принесли успеха войскам Моголов. Скорее не сила оружия, а золото Индии было главным средством, с помощью которого Аурангзебу удалось к концу 1675 г. в известной мере восстановить положение на северо-западной границе своего государства. Он широко использовал систему подкупа, щедро раздавал подарки и джагиры вождям афганских племен, предоставлял подчинившимся посты в своем войске. Назначенный им в 1677 г. правителем Кабула Амир-хан, ссоря друг с другом афганских вождей и разжигая вражду между афганскими племенами, способствовал расколу в рядах восставших. От борьбы отходили афганские вожди и одно за другим афганские племена. Непреклонным до конца своих дней (ум. в 1689 г.) оставался Хушхаль-хан. Он переезжал из земель одних афганских племен в земли других, призывая афганцев к единству и к совместным действиям. Хушхаль-хан боролся за независимость своего народа не только мечом, но и пером: он был одним из крупнейших афганских поэтов.

Правившие после Хушхаль-хана в хаттакском княжестве его потомки признали себя вассалами падишахов Индии. Однако держава Моголов, клонившаяся к упадку уже к концу правления Аурангзеба, после его смерти быстро слабела, и с ее стороны опасности для независимости афганцев более не существовало. Хотя в результате борьбы, возглавлявшейся рошанитами в XVI — начале XVII в., и восстания 70-х годов XVII в. афганцам и не удалось полностью освободить свои земли от власти Моголов, эти события сыграли большую роль в создании предпосылок объединения афганских племен в одном государстве, хотя в примыкавших к Инду областях афганцы оставались раздробленными. Центром развития афганской государственности стали не во-сточные, а западные области расселения афганских племен, где во второй половине XVII в. значительно усилились гильзаи и абдали.

Политическая история большей части гильзайских и абдалийских племен в XVI—XVII вв. тесно связана с Кандагаром. Сефевиды, подчинившие в XVI в. Герат, много десятилетий вели борьбу с Моголами за обладание Кандагаром, неоднократно переходившим из рук в руки до середины XVII в., когда им надолго овладели шахи Ирана. В ходе борьбы Сефевидов и Моголов за Кандагар вожди гильзайских и абдалийских племен поддерживали то одну, то другую сторону. В конце XVI в. вождем абдалийского племени попользаев, живших вокруг Кан-

[570]

дагара, стал малик Садо. Он выступил на стороне Сефевидов и снискал особую благосклонность шаха Аббаса, назначившего его главой всех абдали, пожаловавшего ему титул «мир-и афагина» («повелитель афганцев») и поручившего ему охрану пути от Герата до Кандагара. В дальнейшем род Садозаев, потомков Садо, известен как хан-хель абдали. Члены этого рода пользовались рядом привилегий, в частности на них не распространялся обычай кровной мести.

С середины XVII в. земли племени абдали и большей части племени гильзаев оказались надолго в пределах сефевидских владений. Сефевидские наместники жили в Кандагаре и управляли, опираясь на размещенные по городам области иранские гарнизоны. Чтобы укрепить власть над афганцами, они использовали противоречия и разногласия между гильзаями и абдали, привлекали некоторых знатных афганцев на военную службу за титулы, земельные пожалования и подарки. Однако господство Сефевидов над афганцами было непрочным. В конце XVII—начале XVIII в. в восточных областях Ирана происходили волнения, в которых принимали участие и афганцы. В этих областях с покоренным суннитским населением гнет иранских феодалов был особенно жестоким в связи с религиозными противоречиями шиитов и суннитов, обострявшимися по мере усиления влияния шиитского духовенства на политику шахского двора. Возмущение афганцев действиями кандагарского наместника (с 1704 г.) Гурген-хана (ранее царя Картли Георгия XI) повело к восстанию, во главе которого стоял Мир Вейс. Вождь восстания происходил из хан-хеля гильзаев, был у них человеком влиятельным, занимал пост калантара (купеческого старшины) в Кандагаре и обладал крупным состоянием, нажитым на торговле с Индией. Тщательно готовясь к выступлению, Мир Вейс несколько раз собирал джиргу; на тайных ее совещаниях участвовали не только гильзайские предводители, но и вожди некоторых абдалийских, а также других афганских племен и белуджей. Было принято решение убить Гурген-хана и захватить Кандагар.

В апреле 1709 г. повстанцы напали на лагерь Гурген-хана, перебили его воинов, и сам он пал в сражении. В Кандагаре образовалось гильзайское княжество во главе с Мир Вейсом. Успешно отразив в 1711 г. наступление сефевидского войска, он правил еще несколько лет (ум. в 1715 г.) фактически в качестве независимого государя. В истории и народных преданиях афганцев Мир Вейс оставил о себе память как вождь успешной борьбы за независимость. При нем и его преемниках Кандагар стал центром афганской культуры. При дворе Хусейна (1725—1738) жили ученые и поэты; установились связи с восточными афганцами, и в Пешавар была направлена специальная делегация с поручением переписать диван стихов Абдуррахмана (Рахман Баба), одного из крупнейших афганских поэтов (1632—1708).

Вслед за гильзаями добились независимости и абдали, поднявшие в 1716 г. восстание в Герате. Этот город стал центром самостоятельного владения абдалийских ханов из рода Садозаев. Первым его правителем был Абдаллах-хан. Он отразил в 1719 г. военную экспедицию Сефевидов, но потерпел неудачу в боях с гильзаями за обладание г. Фарахом

Неизжитая вражда между гильзаями и абдали помешала афганским княжества объединиться для борьбы против Надир-шаха. Весной 1729 г. Надир-шах разбил гератских абдали и осадил Герат, который ему удалось взять. В 1737 г. Надир-шах начал грабительский поход в Индию и осадил Кандагар; после долгой осады взял его (в марте 1738 г.), разрушил город и сокрушил просуществовавшее 29 лет гиль-

[571]

зайское княжество. Причины падения княжества — не только военное превосходство Надир-шаха, но и взаимная вражда гильзаев и абдали, разобщенность гильзайских племен и предательство некоторых других гильзайских феодалов.

[572]

Вернуться к оглавлению кн.: Афганистан в XVI—XVIII вв.

Вернуться на страницу Всё про Афганистан.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС