Арабский халифат
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Арабский халифат

--

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Арабский халифат

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Кризис в халифате и первая гражданская война

При первых двух халифах еще поддерживалась фикция равенства всех мусульман. Халифы вели простои образ жизни. Омар боролся с лихоимством наместников областей. По при Османе восторжествовал аристократический курс новой знати. Сам Осман был человеком слабым. Он окружил себя членами рода Омейядов, из которого происходил, отдал им и их сторонникам все должности наместников областей и полководцев; они же использовали свои посты для приобретения земель и обогащения. Рост социального неравенства и аристократический курс Османа вызвали сильнейшее недовольство низов арабского народа, надеявшихся на то, что учение ислама о братстве и равенстве всех мусульман будет воплощено в жизнь. Еще халифа Омара один арабский поэт спросил: «Мы участвуем в одних и тех же походах и возвращаемся из них, почему же эти (знатная верхушка.— И. П.) живут в изобилии, а мы остаемся в нищете?»

В правление Османа сложилась группировка сторонников Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда, мужа его любимой дочери Фатимы. Сторонников Али стали называть шиат Али (араб, «партия Али»), шииты. Первоначально шииты были только политической группой или, условно выражаясь, партией, позднее они превратились в особое религиозное течение в исламе. Главная идея шиитов — наследственность имамата (халифата) в роду Али, как зятя Мухаммеда, и его потомков — Алидов. Организатором «партии Али» был сподвижник Мухаммеда— Абу Зарр ал-Гифари, основоположником ее догматики — йеменит Абдаллах ибн Саба. Недовольство, охватившее низы арабского

[134]

общества, сделало имя Али, считавшегося противником аристократического курса, очень популярным.

Три вооруженные группы недовольных — из Куфы, Басры и Египта — под видом паломников подошли к Медине и потребовали от Османа смены назначенных им наместников. Халиф обещал удовлетворить их желание. Но в то же время Омейяд Мерван ибн ал-Хакам, родич Османа, его главный советник и вдохновитель аристократической политики, втайне послал наместнику Египта письмо от имени халифа с приказом схватить зачинщиков мятежа, когда они вернутся, и отрубить им руки и ноги. Письмо было перехвачено восставшими. Они осадили дом Османа и убили его (июнь 656 г.).

Четвертым халифом по требованию восставших был избран Али. Но аристократическая Еерхушка не признала его. Наместник Сирии Омейяд Муавийя ибн Аби Суфйан, вокруг которого собрались сторонники проомейядской группировки, отказался признать Али имамом-халифом, обвинив его в сообщничестве с убийцами Османа, хотя Али и отрицал это обвинение.

Началась гражданская война (656—661 гг.). Али был активно поддержан низами арабского народа, но действовал нерешительно и хотя имел успех в битве при Сиффине, близ Ракки на Евфрате (июль 657 г.), но все-таки под давлением своих советников согласился на переговоры со сторонниками Муавийи. Нерешительность Али вызвала недовольство и раскол в лагере его сторонников. Разочаровавшись в нем как вожде, 12 тыс. воинов покинули его, создали свой лагерь и выбрали там халифом рядового воина.

Так в среде арабов появилось новое течение — хариджиты (араб, «ушедшие, восставшие»); первоначально это была чисто политическая группировка, позднее превратившаяся в религиозную секту. Они требовали социального равенства и права участвовать в выборах халифа для всех мусульман — как арабов, так и неарабов, причем халифом, согласно их учению, мог быть избран всякий, даже раб-негр, если бы он оказался достойным того. На имама-халифа хариджиты смотрели как на представителя и защитника мусульманской общины, имеющей право его низложить. Хариджиты представляли демократическое течение в исламе; в их рядах появились бедуины, земледельцы, ремесленники— арабы, а потом и неарабы-мусульмане.

В середине VII в. было положено начало размежеванию мусульман на три течения: сторонников официального, условно выражаясь, «правоверного» ислама — суннитов, или, как они себя называли, «людей сунны и общины», шиитов (сторонников наследственного халифата Али и его потомков) и хариджитов.

Предложение проомейядской группировки начать переговоры было только уловкой, рассчитанной на то, чтобы выиграть время. Переговоры ни к чему не привели; война возобновилась с перевесом на стороне Муавийи. Али, разгромивший хариджитов, был убит одним из них в мечети в Куфе (январь 661 г.). Знатная верхушка арабов, поселившихся в Сирии и Египте, провозгласила Муавийю халифом (661—680). Переход власти к династии Омейядов (661—750) означал победу арабской знати над народными низами.

[135]

Вернуться у оглавлению кн.: Арабский халифат.

Вернуться на страницу Всё про Арабский халифат.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС