Арабский халифат
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Арабский халифат

--

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Арабский халифат

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Народные восстания в халифате

Вторая половина VIII в. и весь IX в. прошли под знаком народных, преимущественно крестьянских, восстании, особенно в восточной части халифата. Здесь недовольство иранских крестьян Аббасидами, не оправдавшими народных надежд, и возмущение вероломным убийством Абу Муслима. в котором крестьяне видели своего вождя, вылились в серии восстаний, направленных как против владычества халифата, так и против феодальной эксплуатации. Уже в 755 г. большое крестьянское восстание во главе с Сунбадом Магом распространилось "от Хорасана до Азербайджана. В 767 г. в Восточном Хорасане снова вспыхнуло крупное восстание во главе с Устадом Сисом. В 778—779 гг. в Гургане произошло восстание крестьян, так называемых краснознаменных. Грандиозное крестьянское восстание «одетых в белое» под предводительством выдающегося вождя — валяльщика (или белильщика тканей) Хашима ибн Хакима, по прозванию Муканна (араб. «Закрытый покрывалом»), потрясло Мавераннахр между 776—783 гг.

Идеологической оболочкой этих восстаний было учение секты хуррамитов (их называли также маздакитами), в котором соединялись верования маздакитов с некоторыми идеями мусульманских сектантов, так называемых крайних шиитов, например идеей непрерывного воплощения бога в людях: сперва в пророках — от Адама до Иисуса Христа и Мухаммеда, а потом в разных хуррамитских «пророках»- вождях. В частности, воплощениями божества хуррамиты признавали Абу Муслима и Муканну. Хуррамиты были последователями социальной идеи маздакитов, они проповедовали социальное равенство и равное право всех людей на землю и на любое имущество. Их идеалом была свободная сельская община с коллективным землевладением й ликвидация феодального строя. Они призывали к активной вооруженной борьбе с несправедливым строем, основанным на неравенстве и насилии. Арабские источники называют этих сектантов маздакитами и хуррамитами и сообщают, что их учение было распространено исключительно среди сельчан в Южном Азербайджане, Иране и Средней Азии. Хуррамиты разделялись на подсекты, среди которых были упомянутые уже «одетые в белое» и «одетые в красное» (или «краснознаменные»).                

Самым крупным восстанием «красных» хуррамитов была большая крестьянская война под предводительством Бабека, начавшаяся в "Южном Азербайджане и распространившаяся на Западный Иран вплоть до Исфахана и Кермана (816—837 гг.). Ополчения хуррамитов не раз разбивали войска халифата. Слабой стороной крестьянской войны было то, что Бабек заключил союз с некоторыми крупными армянскими, албанскими (христианскими) и иранскими (зороастрийски-

[143]

ми) феодалами, стремившимися освободиться от владычества халифата и арабов. Этот союз подкрепил военные силы Бабека, но сделал невозможным осуществление социальной программы хуррамитов в широком масштабе.

Восстание глубоко потрясло халифат. Халиф ал-Мамун (813—833), умирая, завещал своему брату и преемнику ал-Мутасиму (833—842) как главную задачу «продолжать борьбу с хуррамитами с твердостью к жестокостью». Реорганизовав армию и поставив во главе ее среднеазиатского феодала Афшина, Мутасим добился перелома в войне. Феодалы— союзники Бабека — теперь изменили ему, захватив новые земли и договорившись с халифом на выгодных для себя условиях. Тогда Бабек заключил союз с византийским императором Феофилом, который вторгся в пределы халифата, чтобы поддержать союзника. Но восстание уже шло на убыль, После годичной осады пала последняя твердыня хуррамитов — крепость Базз в Талышских горах (август 837 г.). Бабек, бежавший к одному из албанских князей и выданный им халифу, был распят на кресте.

Вскоре было подавлено еще одно хуррамитское восстание в Табаристане (ныне Мазандеран) во главе с Мазйаром, сопровождавшееся захватом земель арабских землевладельцев. В прикаспийских областях — Дейлеме, Гиляне, Табаристане, где долго держались сельские общины с их самоуправлением,— крестьяне восстали против усилившейся во второй половине IX в. феодальной эксплуатации; эти восстания происходили под идеологической оболочкой шиитской секты зейдитов. Здесь сложилось в 864 г. государство так называемых имамов (зейдитов) — Алидов, просуществовавшее до 928 г.

Народные восстания, хотя и не столь крупные, как на востоке, происходили и на западе халифата. Часты были шиитские восстания в Хиджазе (самое крупное в 786 г.) и в Йемене; в 814—815 гг. шииты во главе с Абу Сарайа восстали в Ираке. В Нижнем Ираке 18 лет (с 820 г.) продолжалось восстание племени зутт — скотоводов и рыболовов (предполагают, что это были цыгане, переселившиеся из Индии в, V в.). В Сирии и Палестине наиболее крупными были восстания крестьян-горцев Ливана (759—760 гг.), а также под предводительством Абу Харба (840—842 гг.). В последнем участвовало до 100 тыс. крестьян. Не прекращались мелкие восстания арабских военных поселенцев (наделенных землями катиа) в Египте. В 831 г. в Египте из-за тяжести податей разразилось большое восстание коптов-христиан. Оно было подавлено, участники восстания перебиты, их жены и дети проданы в рабство; после этого Дельта — самая плодородная область Египта — запустела. Не раз вспыхивали народно-освободительные восстания в христианской Армении из-за тяжести податей и религиозных стеснений; наиболее крупными из них были здесь восстания 772—775 и 851—855 гг.; во время последнего восстания прославились своей храбростью горцы Сасуна.

Хотя все упомянутые восстания и были подавлены, однако они не прошли бесследно. Выше говорилось, что харадж взимался в двух формах — мукасама и мисаха. К концу правления Омейядов преобладала более тяжелая для крестьян мисаха. Халиф ал-Махди (775—785) заменил ее более легкой формой — мукасама (ибо при ней сумма хараджа, взимаемая в виде определенной доли урожая, соответствовала размерам валового урожая). Кроме того, ал-Махди отменил дополнительные сборы, взимавшиеся с крестьян сверх хараджа. Халиф ал-Мамун (813—- 833) понизил высшую ставку хараджа-мукасама с 1/2 до 2/5 урожая. С первой четверти IX в. прекратилась практика «печатания» крестьян

[144]

и горожан (т. е. ношения ими на шее свинцовых бирок) при взымании джизйи. Однако все это были только паллиативы. На рубеже IX и X вв. мисаха снова возобладала.

[145]

Вернуться у оглавлению кн.: Арабский халифат.

Вернуться на страницу Всё про Арабский халифат.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС